Дан Ариэли: Насколько мы самостоятельны в принятии решений? [Ted на русском]

YOUTUBE · 29.11.2025 07:51

Ключевые темы и таймкоды

Введение в иррациональное поведение

0:16
  • Автор рассказывает о своём опыте работы в MIT и скуке от написания научных статей.
  • Решает написать кулинарную книгу, но сталкивается с трудностями при поиске издателя.
  • Издатель предлагает сначала написать книгу об исследованиях, что автор сначала отвергает, но потом соглашается.

Оптические иллюзии как метафора иррациональности

2:22
  • Обсуждаются оптические иллюзии, например, иллюзия с двумя столами.
  • Подчёркивается, что интуиция часто обманывает нас, и это легко выявить с помощью измерений.
  • Упоминается иллюзия с квадратами разных цветов.

Когнитивные иллюзии и принятие решений

4:34
  • Сравниваются оптические и когнитивные иллюзии, отмечается, что когнитивные иллюзии сложнее выявить.
  • Приводится пример с донорством органов в разных странах, где формулировка вопроса в анкете влияет на решение людей.

Влияние формулировок на решения

6:53
  • Объясняется, как формулировки в анкетах могут влиять на поведение людей.
  • Приводится пример с донорскими анкетами в разных странах.

Ошибки экспертов

9:32
  • Описывается эксперимент с врачами, которые ошибаются в выборе лечения.
  • Показано, как дефолтные варианты влияют на принятие решений.

Примеры иррациональности в рекламе

12:34
  • Приводится пример рекламы журнала «Экономист» с тремя опциями подписки.
  • Проводится эксперимент с студентами MIT, который показывает, как дефолтные варианты влияют на выбор.

Влияние физической привлекательности на выбор

14:41
  • Эксперимент с портретами Тома и Джерри показывает, как искажённые портреты влияют на выбор партнёра.
  • Делается вывод о том, что люди часто выбирают более «уродливую» версию себя.

Восприятие человека

15:53
  • Люди часто воспринимают себя как венец творения, с благородным разумом и безграничными способностями.
  • Однако исследования показывают, что с медицинской точки зрения люди имеют ограничения.

Ограничения и поведенческая экономика

16:10
  • Поведенческая экономика изучает, как люди воспринимают свои возможности и ограничения.
  • В физическом мире мы понимаем свои пределы и создаём инструменты для их преодоления, например, лестницы.
  • В ментальном мире мы часто игнорируем свои ограничения, строя системы здравоохранения без учёта этих пределов.

Понимание ментальных ограничений

16:10
  • Понимание ментальных ограничений важно для построения лучшего мира.
  • Это сложнее, чем понимание физических ограничений, но понимание ментальных пределов необходимо для эффективного управления.