Остров Рюген и его история 0:00 Остров Рюген в составе современной Германии ранее назывался Русью. Колонизация острова могла происходить военным путём. Изначально на острове проживало германское племя ругов, затем пришли славяне.
Нормандская теория 0:32 Обсуждение нормандской и антинормандской теорий. Упоминание о саге, где руги превратились в русских людей под руководством каунга Вальдемара.
Введение в тему 1:01 Приветствие зрителей канала «Фрейд Так Медиа». Тема видео: остров Рюген, оказавший влияние на русскую историю.
Происхождение названия острова 1:57 Остров получил своё название от племени ругов. Руги могли прийти из Скандинавии, но не были скандинавами.
Славянская колонизация 2:56 В VI–VIII веках славяне из племенного объединения вильцев заселили остров. Славянизация острова заняла около 150–200 лет.
Ассимиляция ругов 4:42 Руги были ассимилированы славянами, но сохранили свою княжескую верхушку. Название «Русь» распространилось на соседние области.
Памятники архитектуры 6:51 Остров Рюген был естественной крепостью благодаря своим географическим особенностям. Столица племенного объединения — город Аркона, известный археологически.
Крепости на острове 8:46 Крепость Аркона имела валы высотой до 20 метров и стену шириной 5 метров. Другая крепость — Кореница, расположенная среди топких болот, была легко защищаемой.
Принципы славянской фортификации 9:46 Славянские грады делились на святилища, княжеские центры и крепости.
Княжеские крепости и культ Световита 10:22 Аркона и Корейцы были княжескими крепостями, которые в мирное время пустовали. Население жило в сельских поселениях вокруг крепостей. Русы активно занимались набегами и разбоями, тревожа побережье Балтийского моря.
Культ Световита 11:18 В Арконе располагался главный храм бога Световита. Идол Световита был четырёхликим и держал в одной руке рок как символ изобилия. Световит считался более могущественным, чем бог войны.
Могущество Световита 12:54 Немецкие миссионеры свидетельствовали о признании Световита другими славянскими племенами. Атрибуты Световита включали седло, уздечку коня, огромный меч и щит. При Световите находилась каста жрецов во главе со старшим жрецом.
Жрецы и их роль 14:30 Старший жрец имел право носить длинные волосы, что считалось символом силы. Жрец командовал отрядом в 300 человек и мог вмешиваться в политические дела. Ему принадлежало большое поместье.
Кровавый культ Световита 15:29 Световиту посвящалось 30% добычи после военных набегов. В жертву приносили пленных христиан. Адам Бременский писал, что убивали всех пленных.
Переселение поморских славян 17:53 Поморские славяне активно переселялись в Новгородскую землю. Археологические, этнографические и лингвистические данные подтверждают это переселение. Следы славянского присутствия в Новгородской земле носят массовый характер.
Влияние германоязычных племён 20:04 На острове Рюген существовало двуязычие: славянский и вальский языки. Вальский язык был смесью славянских и германских элементов. Константин Багрянородный упоминал названия днепровских порогов, которые звучали не по-славянски, но имели индоевропейские корни.
Двуязычие среди русов 22:28 Среди русов сохранялось двуязычие: славянский и вальский языки. Некоторые названия порогов имели германские заимствования, но также происходили из общей индоевропейской основы. Пример: порог Геландндри, который в переводе с русского означает «шуметь, греметь».
Индоевропейские корни и влияние на Русь 23:41 Слова с индоевропейским корнем имеют общие корни со славянскими словами. Русы, несмотря на ассимиляцию среди славян, выделяются из других племён.
Государственное устройство на острове Рюген 24:13 Обсуждение государственного устройства и русских канунгов на острове Рюген. Упоминание о скандинавском происхождении термина «канунг».
Упоминание ругов у Тацита 24:43 Тацит отмечает, что руги подчиняются царям, в отличие от других варварских племён. Власть русских владык была значительно больше, чем у других варваров.
Взаимодействие с христианством 25:43 Немецкий миссионер Атон Бамбергский пытался обратить ругов в христианство, но они отвергали христианское учение. Руги гордились своей родословной, возможно, упоминая сорок поколений предков.
Сакральный характер власти 26:53 Власть русских владык носила сакральный характер. Гельмольт подтверждает абсолютную власть ругенских владык.
Сага о Тидрике Бернском 28:39 Сага упоминает русских людей, воюющих с Теодорихом Великим и Аттилой. Русские люди связаны с лютичами и бодричами.
Переселение ругов 29:35 Руги переселились с северного побережья Германии в район Дуная. Возникло государство Ругиланд, тесное контактировавшее со славянами.
Могущественный каунг Вальдемар 30:37 Вальдемар представлен в саге как могущественный правитель. Он отвергает притязания Теодориха и Аттилы.
Древность рода и утрата информации 32:29 Русский правитель гордился древностью своего рода. Из-за отсутствия письменности многие данные были утрачены.
Микленбургские родословные 33:23 Микленбургские правители записывали предания и родословные славянских владык. Одна из родословных связана с Рюриком.
Послание римского папы 34:35 Римский папа Бенедикт IV в начале XIV века обращался к русским князьям. Это опровергает норманд
Смерть князя Вислова III 36:43 В 1325 году умер последний русский князь на острове Рюген Вислов III. Вислов потерял единственного сына и не смог пережить это горе. Его сестра стала королевой Норвегии.
Творчество Вислова III 37:41 Вислов был представителем позднего миннезанга, учился у магистра в Германии. От него осталось 14 песен и 11 стихов, которые вошли в Йенский сборник. Песни Вислова исполняются фольклорными ансамблями.
Славянская речь на Рюгене 39:57 Вислов продолжал говорить и сочинять стихи на славянском языке. Томас Концов писал о последней носительнице славянской речи на Рюгене — старухе Голицыной.
Германская экспансия 40:59 В 955 году германский император Оттон I нанёс поражение славянам на реке Рехнице. Славяне отвечали восстаниями, но к XI веку остров в основном подчинился немцам. Началось массовое переселение поморских славян в Новгородскую землю.
Вторжение Вальдемара I 43:54 В 1168 году датский король Вальдемар I вторгся на Рюген и разрушил святилище Световита. Это событие стало началом заката славянского могущества на острове.
Закат «Русской Атлантиды» 46:45 С 1167 года начинается постепенная германизация острова. В 1308 году произошло землетрясение, часть Рюгена ушла под воду. В 1325 году вместе с прекращением княжеской династии остров канул в историческое небытие.
Возрождение интереса к Рюгену 47:53 Воспоминания об острове Рюген возродились благодаря борьбе русских историков с норманизмом. Русские историки второй половины XIX века, такие как Гельфир Дик и Велен Бахов, исследовали эту тему. Немецкие археологи также подробно изучили вопрос, подтвердив присутствие славян на Рюгене.
Современные исследования 49:14 Лужицкие сербы, живущие в Германии, считают себя славянами. Тема острова Рюген остаётся малоизученной, но вызывает интерес у историков.