Интервью #1 — Виктор Большаков, директор по разработке в dats.team

YOUTUBE · 29.11.2025 05:52

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:02
  • Приветствие и объявление первого интервью на канале «Печкой Пойнт».
  • Гость интервью — Виктор Большаков, технический руководитель компании «Дат Тим».
  • Рассказ о знакомстве через музыкальную группу «Восемь Бит».

Цель интервью

0:58
  • Обсуждение ролей технического директора и CIO.
  • Вопросы о том, как достичь такой должности и что для этого нужно делать.

Терминология

3:15
  • Объяснение различий между техническим директором и CIO в западной терминологии.
  • CIO отвечает за автоматизацию внутренних процессов, а технический директор — за взаимодействие с клиентами.
  • Роль технического директора шире и может включать технические аспекты недиджитал-производства.

Путь Виктора

6:25
  • Начало карьеры с фриланса и создания сайтов в начале 2000-х годов.
  • Переход в стартап и рост до руководителя разработки.
  • Освоение новых технологий в другом стартапе и дальнейший менеджерский рост.

Советы по карьерному росту

8:52
  • Важность выхода за рамки своих компетенций для карьерного роста.
  • Умение помогать руководству и решать вопросы, не относящиеся к основной компетенции.
  • Вероятность карьерного роста выше, если брать на себя задачи, которые не выполняют другие.

Переход между должностями

9:31
  • Обычно переход на следующий уровень происходит внутри одной компании.
  • В другую компанию сотрудник переходит с аналогичной должностью.
  • Без опыта работы на определённом уровне сложно сразу занять более высокую позицию.

Важность навыков

10:31
  • Работодателю важнее навыки, а не название должности.
  • Если сотрудник не выполнял задачи, соответствующие уровню должности, его не возьмут на эту позицию.
  • На практике должность часто соответствует реальным навыкам и достижениям.

Признаки потенциального руководителя

12:31
  • Потенциальный руководитель проявляет инициативу и решает проблемы самостоятельно.
  • Он думает о команде и способен эффективно взаимодействовать с коллегами.
  • Такие качества видны сразу и указывают на потенциал управления коллективом.

Зарплата руководителей

13:53
  • Зарплата руководителей обычно выше, чем у подчинённых, из-за большей ответственности.
  • Соотношение зарплат зависит от компании и количества ступеней между разработчиком и топ-менеджером.
  • В некоторых компаниях разница в зарплатах может быть значительной.

Личные качества руководителя

17:54
  • Важно воспитывать в себе чувство хозяина и инициативу.
  • Чувство хозяина в отношении коллектива помогает создавать благоприятный микроклимат.
  • Необходимо постоянно развиваться и адаптироваться к изменениям в IT-сфере.

Роль тим-лида и технического руководителя

20:38
  • Роль тим-лида может включать технические функции, такие как написание кода и управление Docker.
  • В зависимости от компании, тим-лид может выполнять функции технического руководителя.
  • Функции технического руководителя могут варьироваться в зависимости от ситуации и потребностей компании.

Особенности собеседования для технического директора

22:08
  • Собеседование проводит топ-менеджмент компании, часто генеральный директор или владелец.
  • Вопросы касаются менеджерских навыков, мотивации сотрудников и решения проблем.
  • Топ-менеджеры оценивают соответствие кандидата своему видению и подходам.

Технические вопросы на собеседовании

24:33
  • Технические специалисты задают вопросы, проверяя знания и опыт кандидата.
  • Важно показать понимание архитектурных моментов и процессов разработки.
  • Навыки написания значительного продукта могут быть утрачены со временем.

Проблемы в первый рабочий день

26:30
  • Техническому директору нужно собрать много информации о компании и команде.
  • Необходимо быстро перерабатывать данные для принятия решений.
  • Часто встречаются проблемы с процессами и методологиями, которые нужно решать.

Типичные проблемы в компаниях

30:00
  • Недостаточное внимание к процессам и методологиям со стороны менеджеров.
  • Использование устаревших методологий, таких как Scrum, без глубокого понимания.
  • Ожидается, что со временем ситуация улучшится благодаря обучению и опыту менеджеров.

Как расположить команду к себе

31:19
  • В крупных компаниях технический руководитель взаимодействует с техническими специалистами и лидами.
  • Важно создать положительное первое впечатление и завоевать авторитет.
  • Необходимо индивидуально знакомиться с каждым сотрудником, рассказывать о себе и слушать их.

Распределение задач

34:26
  • Технический директор должен делегировать задачи и не погружаться в детали.
  • Важно сохранять баланс между глобальными стратегическими задачами и повседневными обязанностями.
  • Правильное распределение задач помогает избежать превращения в разработчика.

Методология управления проектами

35:13
  • В методологии Prince II задаётся люфт для показателей, например, для спринтов.
  • Если значение показателя не выходит за определённые границы, проблемой занимается тимлид.
  • При выходе значения за границы проблемой занимается руководитель разработки или выше.

Применение методологии в разработке

36:13
  • Методология применима к различным аспектам разработки, включая поддержку и логируемое время.
  • Менеджер следит только за ограничительными значениями показателей, не за всеми трендами.
  • При выходе значения за ограниченные значения менеджер должен действовать.

Обязанности менеджера

37:10
  • Менеджер коммуницирует с руководителями разработки, читает почту, участвует в критических ситуациях.
  • Делегирует рутинные задачи и воспитывает ответственность у сотрудников.
  • Организует процессы и следит за метриками продуктов.

Ограниченные ресурсы

38:17
  • В компании всегда больше задач, чем у менеджера времени.
  • Менеджер усиливает внимание к проблемным областям, организуя процессы.
  • Реагирует на метрики как менеджер, а не как технический специалист.

Организационная структура

39:41
  • Матричная структура: проекты и подразделения пересекаются.
  • В команде могут быть тимлиды, тестировщики, программисты и другие специалисты.
  • Каждый член команды работает с определённым проектом и является подчинённым конкретного тимлида.

Иерархия и роли

40:38
  • В каждой технической ветке есть вертикаль: джуниор, мидл, сенер, эксперт.
  • Руководители групп разработки и сетевой менеджер имеют свои роли и обязанности.
  • Распределение ролей отличается от западного подхода: одна роль ближе к программированию, другая — к администрированию.

Сложное решение

42:26
  • Пример сложной задачи: работа в закрывающемся стартапе.
  • Задача: перераспределить роли, оптимизировать процессы, минимизировать недовольство сотрудников.
  • Решение: остаться и организовать процесс так, чтобы минимизировать потери для всех сторон.
  • Неприятные разговоры с владельцем стартапа привели к разрешению ситуации.

Влияние технических пристрастий на работу

44:42
  • Технические пристрастия, сформированные в прошлом, сильно влияют на работу.
  • В больших компаниях меньше влияния личных предпочтений из-за разнообразия опыта сотрудников.
  • В маленьких коллективах решения часто зависят от опыта одного человека.

Выбор технологий

45:40
  • Менеджеры выбирают технологии, которые знают, а не ищут новые решения.
  • Даже если технологии применяются не совсем уместно, они могут решать задачи.
  • Важно расширять свой технический багаж знаний для более адекватных решений.

Оценка новых технологий

47:39
  • Необходимо оценивать востребованность новых технологий в компании.
  • Пример с технологией Scylla House показывает, как важно учитывать её соответствие текущим потребностям.
  • Не все новые технологии подходят для всех проектов.

Организация тестирования новых технологий

50:15
  • В крупных организациях тестирование новых технологий проводится экспертами.
  • Менеджер получает результаты тестирования и использует их для принятия решений.
  • Объективные метрики помогают сравнить эффективность разных систем.

Поиск экспертов

52:38
  • Эксперты могут быть не только на высоких должностях, но и среди рядовых сотрудников.
  • Тестирование новых технологий часто поручается техническим лидерам или мидл-разработчикам.
  • Важно учитывать опыт и знания всех сотрудников, даже если они не занимают руководящие позиции.

Типичный рабочий день менеджера

53:58
  • Много встреч и переписки, необходимость быть в курсе всех событий в компании.
  • Утреннее чтение новостей и метрик, принятие решений на основе данных.
  • Плановая работа, включая разработку требований и контроль задач.

Реактивный и проактивный режимы работы

55:54
  • Реактивный режим: частые отвлечения на вопросы подчинённых.
  • Проактивный режим: выделение времени для длительных задач и фокусировки.
  • Формирование отчётов для руководства и других подразделений.

Отношение к Python

57:20
  • Автор — опытный разработчик на Python, но считает, что общество переросло использование одного языка.
  • Python остаётся популярным благодаря своей простоте и эффективности для определённых задач.
  • Несмотря на попытки перехода на другие языки, Python остаётся востребованным.

Выбор технологий в компании

1:00:10
  • Компания постепенно переходит от Python к Java, но без спешки.
  • Выбор технологии зависит от компетенций разработчиков и сложности проекта.
  • Для небольших проектов Python предпочтительнее из-за скорости разработки.

Отношение к Kotlin

1:01:16
  • Kotlin рассматривается как улучшение Java, но компания предпочитает меньшее количество языков для упрощения поддержки продуктов.
  • Микросервисная архитектура с разными языками усложняет поддержку и увеличивает затраты.
  • В бэкенд-разработке Kotlin применяется редко из-за сложностей с поддержкой.

Поддержание продуктов

1:03:08
  • Поддержка продуктов на разных языках требует наличия квалифицированной команды.
  • Один разработчик не может поддерживать продукт на Kotlin в долгосрочной перспективе.
  • Компания предпочитает гибкость и взаимозаменяемость разработчиков, а не усложнение поддерживаемости продуктов.

Выбор между Java и Kotlin

1:03:40
  • Компания решила использовать Java, а не Kotlin, из-за сильной компетенции в Java-разработке.
  • Kotlin рассматривался как дополнительный язык, но его использование оказалось нецелесообразным.

Проблемы масштабирования и роль Java

1:04:34
  • Возникли проблемы с масштабированием проектов на Python, и Java-разработчики предложили свою помощь.
  • Java-разработчики имеют опыт работы с высоконагруженными проектами и знают, как их масштабировать.

Компетенции Java-разработчиков

1:05:34
  • Java-разработчики лучше понимают логику и масштабируемость высоконагруженных проектов.
  • Их подход к решению проблем более глубокий и детализированный.

Порог входа в Python и Java

1:07:18
  • Python имеет более низкий порог входа, но требует глубоких знаний многопоточности и паттернов проектирования.
  • Java требует более глубоких знаний для работы с высоконагруженными проектами.

Введение в Go

1:08:19
  • Компания начала использовать Go для одного из продуктов, стремясь к балансу между стоимостью поддержки и гибкостью.
  • Добавление Go в стек технологий позволяет увеличить скорость разработки.

Текущее состояние Go

1:10:08
  • Go ещё не достиг зрелости, как Python 5, и требует доработки.
  • Несмотря на низкий порог входа, язык имеет пробелы в инфраструктуре и библиотеках.

Проблемы с библиотеками для Go

1:11:29
  • Для Go сложно найти нужные библиотеки, особенно для решения сложных задач.
  • Необходимо самостоятельно писать библиотеки и тесты, что требует дополнительных усилий.

Управление выгоранием сотрудников

1:12:48
  • Выгорание сотрудников часто связано с неправильным планированием и стрессовыми ситуациями.
  • Неправильное планирование приводит к тому, что сотрудники постоянно находятся под давлением.
  • Делегирование задач помогает избежать перегрузки и выгорания.

Роль планирования в компании

1:13:44
  • Хронически плохое планирование создаёт постоянное давление на сотрудников.
  • Перегрузка одного человека может привести к выгоранию и снижению личных результатов.
  • Переключение между проектами помогает избежать выгорания, но может создать новые проблемы.

Прозрачность целей в компании

1:14:43
  • Разработчикам важно понимать глобальные цели компании для повышения мотивации.
  • Потеря контекста задач может привести к неправильному их решению.
  • Цели должны транслироваться от руководства до самых низких уровней команды.

Образование и развитие

1:18:32
  • Дополнительное образование помогает менеджерам расти и развиваться.
  • Второе высшее образование по IT-специальности систематизирует опыт и даёт актуальные знания.
  • В России уровень образования после распада СССР только восстанавливается, поэтому наличие диплома ценится.

Проблемы менеджерского образования

1:21:52
  • Менеджерское образование в России ещё не достигло высокого уровня.
  • Многие менеджеры не углубляются в изучение теорий и практик, предпочитая применять готовые решения.
  • Недостаток глубоких знаний приводит к тому, что практики часто не работают в реальности.

Обучение методологиям

1:25:02
  • Методологии, такие как Scrum, часто не преподаются в университетах.
  • Специалисты обучаются методологиям на практике, что может быть недостаточным.
  • Важно, чтобы университеты включали обучение методологиям в образовательные программы.

Образование для IT-менеджеров

1:25:47
  • В образовании для IT-менеджеров отсутствуют подробные курсы по управлению разработкой.
  • Знания систематизируются на основе лучших практик, которые меняются со временем.
  • Базовое образование должно включать основополагающие принципы, не зависящие от текущих практик.

Выступления на конференциях

1:26:55
  • Для выступлений нужны желание, знания и возможность.
  • В будущем планируется больше выступлений благодаря появлению всех трёх составляющих.

Методология управления разработкой

1:27:55
  • Автор разрабатывает методологию, которая суммирует глобальный опыт в управлении разработкой.
  • Цель методологии — помочь понять, как применять различные практики, такие как Scrum, Kanban, бережливое производство и другие.

Общение в IT-сообществе

1:29:02
  • Общение ограничено из-за фокусировки на управлении разработкой.
  • Интерес к сайтам, посвящённым интеграторам и готовым продуктам, меньше.

Источники знаний

1:30:36
  • Знания черпаются из литературы и курсов.
  • Личный опыт и мнения других людей важны, но могут быть искажены из-за особенностей предприятий.

Музыкальные репетиции

1:32:05
  • Музыкальные репетиции помогают переключиться от рабочих проблем и расслабиться.
  • Переключение контекста способствует расслаблению мозга и получению удовольствия.

Миграция и опыт

1:34:15
  • Обсуждение возможности переезда из России.
  • Личный опыт миграции в детстве при распаде СССР.
  • Важность знания языков и культур для расширения горизонтов.

Желание получить новый опыт

1:36:10
  • Стремление получить жизненный опыт для себя и своей семьи.
  • Желание поделиться опытом с детьми.

Творческая деятельность группы

1:37:09
  • Отсутствие единого сайта для группы.
  • Разрозненная информация на YouTube.
  • Планы на оформление контента и концерты.

Конференция в Дат Стим

1:38:37
  • Дата проведения: 29 апреля.
  • Новый формат конференции: обсуждение одной темы с аудиторией.
  • Цель — всестороннее рассмотрение темы.

Завершение интервью

1:40:32
  • Благодарность гостю и ведущему.
  • Пожелания удачи и найти своё место в жизни.
  • Прощание и пожелания хорошего вечера.