Введение в тему 0:30 Обсуждение понятий мощности и крутящего момента. Объяснение терминов «избыточная» и «недостаточная» поворачиваемость. Пример с табличкой на гоночном треке.
История понятия мощности 1:27 Шотландский учёный Джеймс Уатт ввёл понятие мощности. Уатт использовал лошадиные силы для коммерциализации своих изобретений. В международной системе СИ мощность измеряется в киловаттах.
Определение крутящего момента 3:26 Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр. Пример с гайкой и ключом иллюстрирует понятие момента. Мощность — это способность выполнить работу за определённый отрезок времени.
Связь мощности и крутящего момента 5:20 Формула для расчёта мощности: крутящий момент умножается на количество оборотов и делится на 5252. Мощность без момента невозможна, но момент может существовать без мощности. Пример с застрявшим трактором иллюстрирует ситуацию, когда момент есть, но мощности нет.
Работа динамометрического стенда 7:09 Стенд считывает момент на барабанах и вычисляет мощность по формуле. Пересечение графиков мощности и момента при 5252 оборотах.
Особенности дизельных двигателей 8:06 Дизельные двигатели имеют высокую степень сжатия и высокое давление в камере сгорания. Тяговитость дизельных моторов обусловлена высоким давлением. Важность правильного подбора крутящего момента для коробки передач и заднего редуктора.
Гибридные и электрические автомобили 9:55 Гибридные автомобили компенсируют нехватку момента на низах. Проблема контроля момента на электродвигателе и решение от Tesla с открытым дифференциалом. Система рекуперации энергии в гибридных автомобилях.
Технологии Формулы-1 11:45 Использование вала турбонагнетателя для заряда системы рекуперации энергии. Обратная схема работы системы рекуперации для снижения эффекта турбо-ямы. Эволюция технологий из Формулы-1 в гражданские автомобили.
Система изменения фаз газораспределения 13:42 Система изменяет коэффициент наполнения цилиндра в зависимости от оборотов. На старых моторах пик крутящего момента был поздним, а пик мощности — ранним. Современные моторы имеют более широкий диапазон работы.
Преимущества современных моторов 14:33 Сдвиг кривых момента ближе к началу диапазона снижает пик крутящего момента на 400 оборотов. Это полезно для городской езды. Турбонагнетатели и компрессоры увеличивают мощность на низких оборотах.
Тюнинг головок блока цилиндров 15:21 Увеличение каналов и клапанов позволяет больше воздуха проникнуть в двигатель. Изменение фаз газораспределения улучшает наполнение цилиндров. Доработка головки блока цилиндров увеличивает мощность и крутящий момент.
Влияние передач и трансмиссии 17:19 Выбор передачи и настройка трансмиссии влияют на момент и мощность. Пример с велосипедной передачей иллюстрирует зависимость мощности от момента. Грамотный подбор передач и редуктора важен для характеристик автомобиля.
Эластичность мотора 22:12 Эластичность достигается через изменение фаз и использование твин-турбин. Инженеры стремятся создать мотор, который хорошо тянет на любых оборотах. В велоспорте и автомобильном спорте применяются различные конфигурации крутящего момента.
Взаимосвязь мощности и крутящего момента 24:07 Мощность и крутящий момент тесно взаимосвязаны. Автор надеется, что развенчал мифы о этих характеристиках. Призыв к подписке и поддержке канала.