Вебинар Павла Лукши «Экосистемный переход и будущее образовательных систем: текущая ситуация»

YOUTUBE · 29.11.2025 04:15

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Вебинар посвящен теме образования и его изменениям в условиях пандемии коронавируса.
  • Спикер обсуждает важность темы и ее актуальность в контексте происходящих изменений.

Коронавирус и его влияние на образование

1:54
  • Спикер обсуждает влияние коронавируса на систему здравоохранения и его последствия для образования.
  • Он также обсуждает изменения в экономике и их влияние на образование.

Переход в онлайн-обучение

5:59
  • Спикер обсуждает переход в онлайн-обучение и его скорость в последние недели.
  • Он также обсуждает проблемы и вызовы, связанные с этим переходом.

Будущее образования

9:28
  • Спикер обсуждает возможные изменения в образовании после завершения кризиса коронавируса.
  • Он также обсуждает важность понимания целей образования и его роли в современном мире.

Перестройка образования

14:49
  • В связи с изменениями в обществе, образование должно быть перестроено для работы в будущем.
  • Пандемия коронавируса является частью процесса, который называется "идеальный шторм".

Системные шоки и изменения в экономике

18:47
  • В ближайшие десятилетия ожидается два системных шока: перестройка модели экономики и изменение планетарных систем.
  • Человечество нарушает свои условия обитания на планете, что приводит к экологическим изменениям и разрушению биосферы.

Пересоборка и развитие в сложном мире

23:51
  • В будущем, образование должно развивать уникальные таланты и способности студентов, чтобы они могли найти свое призвание и уникальность в сложном мире.

Образование в будущем

25:39
  • Образование должно быть направлено на развитие человека, его способности адаптироваться и работать с неопределенностью.
  • Важны различные формы мышления, способность организовывать свою деятельность и сотрудничать с другими.

Образовательная среда будущего

30:14
  • Образовательная среда будущего должна быть разнообразной, состоять из различных форматов обучения и поддерживающих развитие человека сил.
  • Образовательные форматы и силы влияют на развитие человека на протяжении всей жизни.

Глобальный ландшафт образования

33:01
  • Образовательные проекты, такие как город-сад в Саудовской Аравии, становятся образовательными экосистемами.
  • Глобальная технологическая экосистема ищет возможности для подрыва существующих парадигм образования.

Экосистемный подход в образовании

39:12
  • В России созрела готовность к экосистемному переходу в образовании, что видно по проведению мероприятий для руководителей регионов.
  • Экосистема - это пространство, где множество игроков сотрудничают, каждый из них сохраняет свою специализацию и занимается тем, что умеет лучше всего.

Примеры экосистем в природе и бизнесе

45:00
  • В природе экосистемы возникают как бы сами собой, благодаря сотрудничеству множества видов.
  • В бизнесе экосистемная парадигма начала распространяться в сложных и высокотехнологичных отраслях, таких как ИТ, энергетика и производство.

Организация экосистем в образовании

50:00
  • Экосистема в образовании - это разнотипные участники, которые существуют в кооперации друг с другом и управляются через разные формы управления.
  • В ситуации создания экосистем, есть позиция людей, которые организуют экосистему, например, в движениях и агентствах развития.

Образовательные экосистемы и их роль

52:06
  • Организаторы экосистем находят сообщества лидеров, сопровождают их, развивают, формируют общее видение, организуют и соединяют проекты и сообщества между собой.
  • Они имеют новые компетенции, не похожие на те, что нужны для управления крупными учебными учреждениями.

Переход к новой модели образования

55:28
  • В ближайшие десятилетия новые игроки начнут выполнять роль организаторов экосистем, поддерживая традиционные образовательные учреждения.
  • Школы и университеты начинают учиться интегрировать разные типы содержания, цифровые и человеческие решения, и становятся катализаторами изменений.

Роль государства в новой модели образования

1:00:31
  • Государство начинает склоняться к сетевым подходам к инновациям, появляются карты инноваторов, сообщества, дифференциация в работе с образовательными ситуациями.
  • Кризисы и дефицит ресурсов ускоряют процесс перехода к новой модели образования.

Обсуждение образования и ремесленничества

1:06:22
  • Спикер обсуждает переход к новой модели экономики, основанной на ремесленничестве и уникальности изделий.
  • Он приводит примеры людей, которые занимаются вязанием, ковкой металла и продают свои изделия через социальные сети.

Образовательные системы и их развитие

1:08:06
  • Спикер говорит о том, что образовательные системы развиваются в разных странах, включая Россию, и что они могут быть как передовыми, так и консервативными.
  • Он также упоминает о пилотных проектах, которые могут стать основой для развития образовательных экосистем.

Будущее образования и науки

1:14:40
  • Спикер обсуждает, как будет выглядеть образование и наука в будущем столетии.
  • Он подчеркивает, что наука будет меняться, становясь все более экосистемной и используя цифровые решения.

Будущее университетов и образования

1:16:30
  • Обсуждение необходимости обучения коллективному конструированию знаний и превращения университетов в исследовательско-образовательные учреждения.
  • Упущенная возможность использования цифровых моделей для прогнозирования и моделирования решений в условиях пандемии.

Международное сотрудничество и образование

1:19:48
  • Возможность регионализации и национализации образования, но необходимость международного сотрудничества в образовании и науке.
  • Важность активного взаимодействия между лабораториями, профессорами и учащимися для развития экосистем.

Роль университетов и педагогов

1:24:46
  • Университеты могут стать центрами для экосистем, если они умеют собирать и интегрировать различные элементы.
  • Педагогам рекомендуется действовать самостоятельно, не дожидаясь действий руководства, и собирать мнения учащихся для определения новых возможностей.