Габор Мате: Обретение нашего ИСТИННОГО "Я" в сумасшедшем мире | Подкаст "Познай себя", EP 34

YOUTUBE · 29.11.2025 04:09

Ключевые темы и таймкоды

Культура разобщённости

0:00
  • Люди оторваны от своей истинной природы из-за культуры потребления и влияния друг на друга.
  • Разобщённость приводит к физическим и психическим заболеваниям.
  • Психически нездоровые формы поведения могут быть связаны с неосознанной травмой.

Введение в подкаст

0:59
  • Приветствие зрителей и представление гостя — доктора Габора Мате.
  • Габор Мате — эксперт по стрессу, зависимости, развитию детей и влиянию травм на культуру.
  • Упоминание его книг, включая «Миф о нормальности».

Цитата Эрика Фромма

1:40
  • Цитата Эрика Фромма о том, что общие ошибки не делают людей нормальными.
  • Обсуждение неестественности нормализованного общества.

Культура разобщённости и здоровье

3:35
  • Культура потребления, славы и сиюминутного внимания ведёт к разобщённости.
  • 70% взрослых американцев принимают лекарства из-за проблем со здоровьем.
  • Разобщённость с природой — основная проблема культуры.

Черты характера в современном обществе

4:39
  • Отделение от самого себя: культура имиджа заставляет людей чувствовать себя неадекватными.
  • Жажда потребления: рекламодатели ориентируются на недостатки покупателей.
  • Гипнотическая пассивность: культура создаёт состояние, когда люди не осознают свои действия.

Социальный характер

6:30
  • Социальный характер — личностные качества, которые общество стремится привить своим членам.
  • В «Дивном новом мире» Хаксли люди запрограммированы на выполнение определённых ролей.
  • Общество нуждается в разобщённости людей для поддержания своего существования.

Пример Рональда Рейгана

8:26
  • Оливер Сакс описывает реакцию пациентов с афазией на выступление Рональда Рейгана.
  • Пациенты с афазией не были загипнотизированы словами Рейгана, они читали его язык тела.
  • Рейган развил отстранённый образ из-за травмы в детстве.

Массовый гипноз и система

10:06
  • Общество поддерживает отстранённость людей для поддержания своей системы.
  • Сравнение с «Матрицей»: люди подключены к системе, которая поддерживает олигархию.
  • Вопрос о борьбе с массовым гипнозом остаётся открытым.

Массовый гипноз и ложь в американской истории

11:02
  • Войны в США часто основывались на лжи, например, американо-мексиканская и испано-американская войны.
  • Война во Вьетнаме и ложь об оружии массового уничтожения в Ираке также были примерами манипуляций.
  • Несмотря на разоблачение лжи, общество продолжает соглашаться с ней.

Пассивность общества перед лицом глобальных проблем

13:37
  • Общество пассивно реагирует на изменение климата и другие глобальные проблемы.
  • Люди не осознают серьёзность ситуации, несмотря на очевидные факты.
  • Пассивность позволяет рекламодателям влиять на общество через технологии.

Транс и автоматическое поведение

16:12
  • Мы часто находимся в состоянии транса, не осознавая своих действий.
  • Культура способствует пассивности и автоматическому поведению.
  • Томас Мертон описывал общество как систему, созданную для поддержания пассивности.

Влияние социальных сетей и нейромаркетинга

18:03
  • Социальные сети и алгоритмы поддерживают вовлечённость пользователей.
  • Устройства разработаны для вызова привыкания и удержания внимания.
  • Нейромаркетинг использует дофамин для привлечения внимания к ложным действиям.

Травмы поколений и их влияние

20:14
  • Травмы передаются из поколения в поколение, влияя на психическое здоровье и поведение.
  • Пример коренных канадцев, подвергавшихся жестокому обращению, показывает, как травмы прошлого влияют на настоящее.
  • Эпигенетическая передача может изменять генетическое функционирование, передавая травмы будущим поколениям.

Тело боли и социальные травмы

23:30
  • Экхарт Толле говорил о теле боли как о накопленных травмах, влияющих на личность.
  • Социальные и исторические травмы, такие как преследования женщин, могут передаваться из поколения в поколение.
  • Тело боли может существовать на социальном и историческом уровнях, влияя на поведение и восприятие мира.

Психосоматические аспекты болезней

24:12
  • Травмы и стресс могут приводить к физическим заболеваниям.
  • Расизм связан с повышенным риском астмы и гипертонии у афроамериканцев.
  • Психосоматические эмоциональные элементы часто являются истинной причиной болезней.

Влияние стресса на здоровье

25:04
  • Наука подтверждает связь между эмоциями и физиологией.
  • Стресс родителей влияет на уровень pH у детей, повышая риск астмы.
  • Лечение астмы часто ограничивается ингаляторами, игнорируя стресс как фактор.

Стресс и аутоиммунные заболевания

27:13
  • В XIX веке врачи связывали стресс с рассеянным склерозом, ревматоидным артритом и раком молочной железы.
  • Женщины чаще страдают от аутоиммунных заболеваний из-за снятия стресса с семьи.
  • Гипертония у чернокожих американцев связана со стрессом из-за расизма.

Социальный взгляд на медицину

28:50
  • Джордж Энгельд призывал к биопсихосоциальному подходу в медицине.
  • Здоровье определяется биологией, психологией и социальными отношениями.
  • Фармацевтические компании стремятся к прибыли, игнорируя этические аспекты.

Невежество и высокомерие в медицине

30:31
  • Невежество проявляется в игнорировании научных исследований, связывающих стресс с болезнями.
  • Высокомерие мешает признавать ограничения современной медицины.
  • Мудрость коренных народов подтверждает единство разума и тела.

Личность и здоровье

32:50
  • Личность влияет на уровень радости и страдания в жизни.
  • Подавление здоровой агрессии и гнева может привести к депрессии.
  • Милость может быть формой подавления здорового образа жизни.

Личность победителя

34:05
  • Личность победителя стремится к одобрению и восхищению окружающих.
  • Отсутствие признания в детстве может привести к депрессии из-за несоответствия себе.
  • Подавление здоровой агрессии и способности устанавливать границы может быть вредным.

Личность и сущность

35:14
  • Личность, которую мы развиваем, не является нашей истинной сущностью.
  • Дети развивают черты характера для адаптации к окружающей среде.
  • Если среда не принимает нас такими, какие мы есть, мы развиваем качества, чтобы стать приемлемыми.

Старение и привлекательность

36:12
  • С возрастом люди стремятся выглядеть моложе из-за заложенного в детстве программирования.
  • Индустрия косметической хирургии отражает неспособность общества принять старение.
  • Природа и мудрость учат приспосабливаться к старению, а не пытаться его обойти.

Внутренняя динамика и личность

37:01
  • Можно стареть физически, но оставаться молодым в сущности и сознании.
  • Личности, которые мы развиваем, могут стать вредными и привести к зависимостям.
  • Боль часто является первопричиной развития личности, которая становится маской.

Личный пример врача

38:13
  • Врач-трудоголик искренне хотел служить людям, но его действия были обусловлены внутренними потребностями.
  • Потребность быть нужным и желанным в детстве привела к стремлению заполнить внутреннюю пустоту через внешнюю деятельность.
  • Усердная работа на благо других может подкреплять отчуждение от себя.

Пример Дэррила Хэммонда

41:01
  • Дэррил Хэммонд использовал самоповреждение как способ справиться с внутренними кризисами.
  • Самоповреждение временно облегчает боль и высвобождает эндорфины.
  • Психически нездоровое поведение может выполнять функцию преодоления травмы.

Здоровые и нездоровые отношения

44:17
  • Здоровые отношения связаны с осознанным выбором и удовольствием.
  • Нездоровые отношения часто движутся неосознанной болью.
  • Важно различать, движет ли нами осознанный выбор или неосознанная потребность.

Примеры здоровых и нездоровых действий

45:02
  • Здоровые отношения с едой: получение удовольствия и питание тела.
  • Нездоровые отношения с едой: использование еды для успокоения боли и высвобождения эндорфинов.
  • Ключевой вопрос: испытываем ли мы тягу к тому, что доставляет временное удовольствие, но причиняет вред в долгосрочной перспективе?

Зависимость и временное облегчение

46:31
  • Зависимость возникает из-за временного облегчения от боли, которое приносит аддиктивное поведение.
  • Удовольствие рассматривается как снятие напряжения.
  • Примеры зависимостей: порнография, наркотики, членовредительство.

Отношение к реальности

47:27
  • Отношение к реальности определяет наше взаимодействие с окружающим миром.
  • Важно осознавать своё отношение к различным аспектам жизни.

Привязанность и непривязанность

48:25
  • Будда говорил о привязанности как о нездоровой тяге к внешним объектам.
  • Непривязанность — это отказ от поиска удовлетворения во внешнем мире.
  • Привязанность в современной психологии — это здоровые отношения между родителями и детьми.

Здоровое выражение эмоций

50:41
  • Дети должны иметь свободу выражать свои эмоции для нормального развития.
  • Подавление эмоций может привести к их взрывному проявлению во взрослом возрасте.
  • Здоровый гнев — это способ защитить своё пространство.

Подавление эмоций и здоровье

53:31
  • Подавление эмоций может способствовать развитию аутоиммунных заболеваний и злокачественных новообразований.
  • Взрывной гнев также может быть результатом подавления эмоций.
  • Терапия и осознанность помогают высвободить подавленные эмоции.

Самоисследование и умение говорить «нет»

55:47
  • Умение говорить «нет» важно для здоровья и самовосприятия.
  • Вопросы для самоисследования: в каких сферах жизни я не говорю «нет»; как моя неспособность сказать «нет» влияет на мою жизнь; какие сигналы тела я игнорировал?

Влияние неспособности сказать «нет»

57:22
  • Пример с кофе иллюстрирует, как неспособность сказать «нет» может привести к чувству предательства себя.
  • Важно не позволять другим находиться в нашем пространстве из чувства долга.

Симптомы и сигналы тела

58:15
  • Симптомы усталости, проблемы со сном, сухость во рту и другие могут быть предупреждающими знаками.
  • Необходимо обращать внимание на сигналы тела и не игнорировать их.

Физические сигналы и их значение

59:14
  • Физические сигналы тела могут быть интерпретированы как сообщения о внутренних проблемах.
  • Важно не игнорировать эти сигналы, а разбираться в их смысле.
  • Пример с головной болью: она может указывать на внутренние конфликты, которые иначе проявились бы более негативно.

Невозможность сказать «нет»

1:00:03
  • Многие люди не могут сказать «нет» из-за страха не понравиться окружающим или показаться эгоистом.
  • Невозможность выразить своё «нет» может быть результатом детского программирования и стремления к принятию.
  • Важно осознать скрытые убеждения, стоящие за неспособностью сказать «нет».

Аутентичность и отношения

1:01:32
  • В обществе часто происходит «геноцид аутентичности», когда люди стремятся соответствовать ожиданиям окружающих.
  • Возвращение к подлинной версии себя может привести к разрушению старых отношений.
  • Необходимо выбрать между привязанностью и подлинностью, осознавая риски и последствия каждого выбора.

Принципы исцеления

1:05:08
  • Принципы исцеления включают подлинность, свободу воли, гнев, принятие и осознанность.
  • Подлинность несовместима с стремлением к идеализированному представлению о себе.
  • Свобода воли позволяет брать на себя ответственность за свою жизнь.
  • Гнев требует силы для выражения «нет», а принятие — для интеграции реальности.
  • Осознанность — основа для всех остальных принципов исцеления.

Чувствительность и креативность

1:06:58
  • Чувствительность — черта характера, которая может быть генетически обусловлена и связана с креативностью.
  • Чувствительные люди лучше впитывают и ощущают окружающую среду, что способствует творчеству.
  • Однако чувствительность также делает людей более восприимчивыми к боли и стрессу, что может привести к зависимости и другим проблемам.
  • В благоприятном окружении чувствительность может стать источником творчества и лидерства, а в неблагоприятном — вызвать уязвлённость и защиту.

Выражение души

1:10:40
  • Чувствительность позволяет access к полному спектру человеческого опыта и эмоций.
  • Важно позволить чувствительности быть частью себя, а не просто инструментом для защиты.
  • Выражение души через чувствительность — это выражение индивидуальности и личности.

Пример Ареты Франклин

1:11:00
  • Аретта Франклин обладала огромным творческим потенциалом, но в личной жизни ей мешали быть самой собой.
  • Жестокое обращение в детстве и юности привело её к болезни, которая её убила.

Божественный замысел в ранах

1:11:52
  • Природа разумна и наносит нам раны для стратегического продвижения вперёд.
  • Раны помогают нам получить истинный доступ к самим себе.

Страдание и истина

1:12:36
  • Греческий актёр Эсхил утверждал, что Зевс создал нас для страдания, чтобы обрести истину.
  • Конфликты и трудные ситуации в жизни не случайны, они созданы для нашего роста.

Болезнь как учитель

1:14:13
  • Физическое заболевание часто даёт людям возможность «проснуться» и переосмыслить жизнь.
  • Многие люди считают болезнь лучшим, что с ними случилось.

Исцеление и целостность

1:16:57
  • Исцеление означает обретение целостности, а не просто исчезновение болезни.
  • Западная медицина часто беспомощна перед хроническими заболеваниями.

Уязвимость и рост

1:18:27
  • Уязвимость важна для роста и исцеления.
  • Отказ от уязвимости приводит к ожесточению и невозможности роста.

Посттравматический рост

1:19:40
  • Посттравматический рост происходит через принятие уязвимости.
  • Ветераны, прошедшие лечение от посттравматического стрессового расстройства, осознают свою уязвимость.

Исцеление других

1:20:30
  • Важно быть внимательным к своему стремлению исцелять других.
  • Необходимо сначала исцелить себя, прежде чем помогать другим.

Распространение света

1:22:30
  • Осознанность стремится распространить свет, но не навязывать его другим.
  • Желание «вешать лапшу на уши» другим указывает на нерешённые внутренние проблемы.

Размышления о возрасте

1:23:44
  • Автор признаёт, что с возрастом становится мудрее, но также отмечает, что теперь может задыхаться сильнее, чем раньше.
  • Он говорит о необходимости смириться с изменениями в своём теле и жизни.

Совет молодым

1:24:49
  • Автор советует молодым людям оставаться верными себе и раскрывать свои дары.
  • Подчёркивает, что его советы не обязательны к исполнению.

Важные уроки жизни

1:25:35
  • Обсуждается вопрос самоидентификации и того, кем человек себя считает.
  • Упоминается эпитафия автора, которая отражает его усилия и достижения.

Самое сильное воспоминание

1:26:01
  • Автор не может точно назвать самое сильное воспоминание, но упоминает 55-летние отношения с женой как наиболее эмоциональный опыт.

Желание для человечества

1:27:08
  • Основное желание автора — свобода для людей, чтобы они могли быть самими собой.
  • Его призвание — помогать людям освобождаться от неосознанных эмоций.

Признание и благодарность

1:28:23
  • Автор получает признание за свою работу и стремление к свободе.
  • Выражается благодарность за поддержку и участие.

Книга «Миф о нормальности»

1:28:53
  • Автор делится опытом написания книги, отмечая трудности и давление, которые он испытывал.
  • Рекомендует книгу к прочтению и упоминает о сотрудничестве с сыном Дэниелом.

Будущие проекты

1:30:32
  • Анонсируется новый проект с сыном, включающий мастер-класс и написание следующей книги.
  • Подчёркивается значимость и масштаб работы автора.

Заключение

1:30:32
  • Благодарность зрителям за просмотр подкаста.
  • Призыв оставлять комментарии и делиться впечатлениями.
  • Прощание и пожелание здоровья.