О сцеплении и КПП мотоблока МТЗ

YOUTUBE · 28.11.2025 07:44

Ключевые темы и таймкоды

Введение и коробка передач

0:00
  • Автор защищает сцепление и коробку передач мотоблока МТЗ, основываясь на опыте более 30 лет эксплуатации.
  • Коробка передач состоит из первичного, вторичного и промежуточного валов.
  • Первичный и вторичный валы практически вечные, а промежуточный вал иногда требует замены.

Узел промежуточного вала

0:52
  • Узел промежуточного вала включает вал с радиальными отверстиями и заклинивающие шарики.
  • Шестерни на валу свободно вращаются и находятся в зацеплении с первичным и вторичным валами.
  • При движении вперёд или назад шток переключения передач блокирует шестерни.

Принцип работы передач

2:22
  • Шток переключения передач выталкивает шарики, которые клинят шестерни на валу.
  • Первая передача обеспечивает максимальные передаточные отношения, вторая — уменьшает их, третья и четвёртая — уменьшают ещё больше.
  • Задние передачи включаются путём перемещения блока шестерён вторичного вала.

Реверс и его включение

3:52
  • Автор не согласен с мнением, что нельзя перекладывать реверс при включенной передаче.
  • Он считает, что порядок включения реверса и передачи не имеет значения.
  • За 32 года эксплуатации с коробкой ничего не случилось, несмотря на нарушение инструкции.

Сцепление

6:07
  • На мотоблоке МТЗ установлена новодисковая фрикционная муфта сцепления.
  • Сцепление состоит из ведущего барабана, нажимного диска, ведущих и ведомых дисков.
  • Проблема с сцеплением возникла из-за перегрева ведущих дисков, которые стали выпуклыми.

Решение проблемы со сцеплением

8:07
  • Автор заменил ведущие диски на более толстые от мотоциклов «Минск» и «Восход».
  • После уменьшения количества дисков хруст в коробке исчез.
  • Текстолитовые диски предпочтительнее металлических со вставками.

Регулировка сцепления при работе с фрезой

10:59
  • В интернете идут споры о регулировке сцепления при работе с фрезой.
  • Автор считает, что сцепление не должно буксовать, чтобы избежать перегрева.
  • Рекомендация завода-изготовителя: сцепление должно слегка вести.
  • Автор всегда настраивает сцепление с небольшим свободным ходом в рукоятке.

Заключение

12:59
  • Автор призывает прислушаться к рекомендациям завода по настройке сцепления.

Причины плохой работы сцепления

13:29
  • Густое масло может быть причиной плохой работы сцепления.
  • Завод-изготовитель рекомендует использовать масло М-10Г2 летом и М-8Г2 зимой.
  • Не рекомендуется использовать трансмиссионные масла, такие как ТАД-17 или современные аналоги.

Принцип работы сцепления в масляной ванне

14:29
  • Сцепление работает благодаря масляной плёнке между дисками.
  • Чем гуще масло, тем больше сцепление «ведёт».
  • Использование масла для автоматических коробок передач не рекомендуется из-за его высокой стоимости и риска для мотоблока.

Роль ведения сцепления в работе коробки передач

15:29
  • Ведение сцепления необходимо для правильной работы коробки передач.
  • Шестерни постоянно вращаются на промежуточном валу благодаря масляной плёнке.
  • При выжиме сцепления шестерни вращаются с меньшей интенсивностью.

Механизм включения передач

16:29
  • Шарики пытаются попасть во впадины вращающейся шестерни при включении передачи.
  • Лёгкое ведение сцепления позволяет шарикам правильно занять положение.
  • Без ведения сцепления шарики не смогут попасть во впадины, что приведёт к хрусту и повреждению шестерён.

Пример с мотоблоком Агро

18:19
  • Мотоблок Агро имеет сухое коническое сцепление, что увеличивает вероятность попадания шариков во впадины.
  • Недосмотры могут привести к интенсивному вращению шестерён и хрусту коробки передач.

Влияние оборотов двигателя на работу коробки передач

20:19
  • Завод-изготовитель рекомендует переводить двигатель на малые обороты перед включением передачи.
  • Современные двигатели Honda имеют более высокие обороты холостого хода по сравнению с двигателями УД.
  • Высокие обороты затрудняют попадание шариков во впадины, вызывая хруст.

Демонстрация работы на разных оборотах

22:19
  • На холостых оборотах мотоблок работает без хруста.
  • При повышении оборотов до 1500 появляется хруст при включении передач.

Заключение

24:04
  • Автор призывает к обсуждению и подписке на канал.