Критика Ивана Грозного 0:57 Акунин утверждает, что Иван Грозный — самый отвратительный изверг в российской истории. Примеры жестоких наказаний, включая психологические пытки и наказания через родственников.
Примеры жестокости Ивана Грозного 1:56 Описание случая с женщиной, повешенной над столом мужа. Наказание князя Михаила Черкасского: его жену и сына изрубили и бросили во дворе.
Реакция на ролик Акунина 2:57 Автор видео критикует Акунина за рекламу своей книги в ролике. Упоминание о влиянии ролика на подготовку к собеседованию.
Критика Акунина и его позиции 4:17 Обсуждение переезда Акунина в Лондон и его критики «кровавого режима». Вопрос о источниках дохода Акунина.
Сравнение с Андреем Курбским 5:28 Сравнение высказываний Акунина с Андреем Курбским, который также критиковал Ивана Грозного из-за границы.
Исторический контекст 6:34 Обсуждение важности исторических источников и необходимости их критического анализа.
Актуальность ролика 7:32 Подчёркивание актуальности ролика спустя полгода. Пример с расстрелами из миномётов и их неожиданными последствиями.
Иван Пересветов и правда 8:09 Иван Пересветов много писал о правде, которая была важной догмой в XVI веке. В то время правда была центральным понятием, влияющим на идейную и религиозную жизнь. Документальные источники требуют критического анализа.
Критика историка 9:06 Автор критикует историка, который сравнивает себя с Карамзиным и Соловьёвым. Историк, филолог и японист, не имеет опыта работы с историческими источниками. Его подход к истории вызывает сомнения в его компетентности.
Сравнение с японской историей 10:06 Автор сравнивает историю России с японской, отмечая, что она выглядит как комиксы. Подчёркивается отсутствие понимания исторических процессов у автора.
Социальные аспекты истории 10:49 Обсуждаются социальные процессы, влияющие на исторические события. Указывается на отсутствие понимания этих процессов у автора.
Два мира в голове автора 11:47 Автор считает, что у автора существуют два разных мира: один для Японии, другой для России. Критикуется искажённое восприятие реальности.
Восприятие текста читателем 12:44 Подчёркивается, что читатель может интерпретировать текст по-разному. Приводится пример с «Изенгардом» из «Властелина колец».
Репрессии Ивана Грозного 13:16 Акунин утверждает, что Иван Грозный занимался немотивированными репрессиями. Критикуется логический модус автора, предполагающий действия по прихоти.
Долговечность власти Ивана Грозного 15:19 Отмечается, что Иван Грозный находился у власти почти всю жизнь. Утверждается, что немотивированные действия не могли бы сохранить ему власть. Обсуждаются возможные способы устранения Ивана Грозного.
Удавленник «парашютист» 16:09 Удавленник в органах называется «парашютист». В помещении тепло из-за печки, но к третьему дню станет невозможно находиться. Из удавленника потечёт всё, сначала через естественные отверстия, потом из других мест.
Английское торговое подворье 16:54 Музей в Москве, недалеко от Красной площади, показывает дом XVI века. Дом перестроен в XVII веке, восстановлен аутентичный интерьер. Потолки в официальных комнатах выше 2,5 метров.
Лестницы и репрессии 17:48 Лестницы в доме узкие и высокие, неудобные для регулярного использования. Репрессии Ивана Грозного были мотивированными. Английские купцы были полезны для России.
Мотивы Ивана Грозного 18:43 Современные люди не понимают мотивов Ивана Грозного. Иван Грозный был человеком XVI века с уникальными взглядами.
Пример репрессии 19:07 Иван Петрович Фёдоров-Челядин был репрессирован за заговор. Иван Грозный убил его, заставив надеть царские одежды и посадить на трон. Для представителя воинской аристократии убийство было обычным делом.
Воинская аристократия 20:02 Воинская аристократия с детства обучена убивать. Для них убийство было обычным делом, как охота. В современном мире такое поведение кажется диким.
Иван Грозный и его методы 20:33 Иван Грозный, как бывший военный, мог бы казнить преступников лично. В его время такое поведение было нормальным, в отличие от современных лидеров.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского 21:05 Переписка показывает, что Иван Грозный обладал чувством юмора. Несмотря на сложные отношения с Курбским, Грозный сохранял уважение к собеседнику.
Подметные письма и дипломатические отношения 22:56 Король Сигизмунд II и гетман Хоткевич пытались договориться с российской аристократией через подметные письма. Иван Грозный ответил от лица бояр, критикуя поведение врагов.
Переписка с Василием Грязным 25:03 Василий Грязной, опричник Ивана Грозного, попал в плен в Крыму. Татары пытались выменять Грязного на пленённого главнокомандующего Дивея Мурзу. Иван Грозный отказался от обмена и выкупил Грязного в 1577 году.
Ответное письмо Ивана Грозного Грязному 26:48 Иван Грозный критикует Грязного за неосторожность и советует избегать крымских улусов. Подчёркивает, что Грязной не приносит пользы, в отличие от Дивея Мурзы.
Желание Грязного стать послом 28:30 Грязной хотел стать послом от имени царя в Крыму. Иван Грозный воспринял это как глупость.
Мифы о репрессиях Ивана Грозного 28:48 Время правления Ивана Грозного часто изображается как период массовых репрессий. На самом деле репрессии начались не в 1937 году, а в 1567 году. До этого были казни, тюрьмы и ссылки, но в меньших масштабах.
Сравнение с другими странами 29:39 В любой стране мира всегда есть тюрьмы и казни. Рекомендуется изучить историю британских тюрем для сравнения.
Начало репрессий 30:03 Опричнина началась в 1565 году, но размах репрессий появился позже. До 1567 года репрессии были менее интенсивными.
Исследование Веселовского 30:59 Сергей Веселовский исследовал «Синодик опальных царя Ивана IV» как исторический источник. В книге перечислены имена казнённых и их биографии.
Результаты исследования 31:44 В «Синодике» упоминается чуть больше трёх тысяч человек. Среди казнённых были князья и другие знатные лица.
Масштаб репрессий 33:04 Погибло около трёх тысяч человек, включая 1409 человек в Новгороде. Большинство населения не видело последствий репрессий. По тогдашним меркам это могло быть половина царства.
Репрессии против элиты 34:00 Репрессии затронули широкий слой элиты, включая высшие и средние слои. Иван Грозный и его спецслужбы проводили следственную работу перед казнями. Тиран мог бы действовать без следствия, но это вызвало бы подозрения.
Возможности Ивана Грозного 34:56 Иван Грозный мог легко расправиться с любым человеком в стране с помощью своей дружины. Против дружины князя не было силы, способной противостоять. Однако такие действия быстро бы выявили его намерения.
Внесудебные расправы 35:29 Расправы проводились после следственных действий, устанавливающих вину. Аристократия, преимущественно военная, представляла реальную угрозу. Суд не был эффективным способом решения дел из-за возможности побега обвиняемых.
Превентивные меры 36:28 Необходимость превентивных ударов для предотвращения побега обвиняемых. Пример с террористами на Кавказе иллюстрирует подход к решению проблем. Переговоры и штурмы использовались для решения конфликтов.
Роль пыток в следствии 37:24 Под пытками люди могли говорить что угодно, но ответы проверялись различными способами. Психологические приёмы, такие как показ страданий других, усиливали желание говорить правду. Важно учитывать, что вопросы были конкретными и проверяемыми.
Пенитенциарная система XVI века 38:43 Пенитенциарная система XVI века вызывала оторопь даже у людей с крепкими нервами. Аналогичные практики существовали в разных странах, включая Японию и Англию. В Англии в начале XIX века за воровство свыше пяти шиллингов отрубали руку. Кодекс Наполеона, на основе которого построены современные демократические конституции, уже был принят.
Исторические методы наказания 39:28 В XVI веке в Англии применялись жестокие методы наказания, сравнимые с современными практиками в Саудовской Аравии и Бруне. Примеры жестоких наказаний: забивание камнями, отрубание рук. Современные люди могут посещать эти страны, несмотря на жестокость законов.
Условия жизни в XVI веке 40:27 Общественное бытие в XVI веке было суровым, представители аристократии знали, что такое голод. Современные условия жизни в России и других странах кажутся раем по сравнению с прошлым.
Методы оперативной деятельности 41:15 Главная задача оперативной деятельности в XVI веке — установление связей между людьми. Из-за ограниченного числа людей и отсутствия современных средств связи связи были очевидны. Люди встречались лично, что помогало выявлять связи.
Дознание и пытки 42:22 Установленные связи использовались для дознания, включая пытки. Под пытками люди часто давали правдивые показания из-за психологического давления и боли. После дачи показаний под пыткой требовалось повторить их ещё два раза.
Эффективность пыток 45:09 Под пыткой врать практически невозможно из-за чудовищного психологического давления и боли. Люди понимали, что их ложь будет раскрыта, и это усугубляло ситуацию. Лучше было сразу рассказать правду и повторить её дважды.
Сравнение с современными методами 46:23 Современные методы пыток кажутся несерьёзными по сравнению с историческими практиками. Примеры военных пыток: отстреливание пальцев на ногах, выбрасывание из вертолёта. Вопрос стоит либо долго мучить, либо сразу убить.
Источники информации об опричнине и репрессиях 47:32 Основные источники информации о опричнине и репрессиях — записки немца-опричника Штадена. Упоминается издание 1925 года с хорошим переводом.
Характеристика Штадена 48:04 Штаден — фигура большого масштаба, талантливый и, возможно, гениальный человек. Его можно сравнить с Остапом Бендером или Солом Гудманом из сериала «Во все тяжкие». Растратил свои дарования на мелкие махинации.
Деятельность Штадена в России 49:08 Использовал гениальные средства для получения денег и карьерного роста. Обманывал таможню, торговал воском и проводил выручку. Сбежал из России и написал сочинение на заказ в Польше.
Политический памфлет Штадена 50:00 Сочинение Штадена — политический памфлет, проплаченный Сигизмундом II. Оценочные характеристики в нём проплачены. Требует тщательной проверки и сравнения с другими источниками.
Альберт Шлихтинг и его памфлет 50:56 Шлихтинг — менее талантливый и более мелкий мерзавец по сравнению со Штаденом. Стал секретарём личного врача Ивана Грозного, затем сбежал в Польшу. Его попросили написать памфлет для разъяснения ситуации в Европе.
Ливонская война и её последствия 51:50 Ливонская война была войной за ливонское наследство между русскими, поляками, литовцами и другими странами. Папа римский мог помешать планам Сигизмунда II, если бы стал миротворцем. Необходим был памфлет европейского звучания для противодействия планам папы.
Критика памфлета Шлихтинга 52:55 Памфлет Шлихтинга — пропагандистский, с множеством фактических ошибок. Личный врач Грозного назван итальянцем, хотя он был бельгийцем. Нет внутренней хронологии, произведение построено просто.
Реакция Европы на памфлет 55:04 В XVI веке Россия была малоизвестна в Западной Европе. Появление гигантской империи при Иване Грозном вызвало удивление. Памфлет Шлихтинга использовался как повод для отказа от дружбы с Иваном Грозным.
Поход на Полоцк 56:20 Иван Грозный выставляет 35 тысяч человек, из которых 14 тысяч конницы. Литовцы разгромлены, Великое княжество Литовское обращается за помощью к полякам. Через пять лет Литва и Польша сливаются в единое государство.
Иностранные послы и купцы 57:05 Приезд Сигизмунда Герберштейна и английских купцов. Иван Грозный выделяет английским купцам английское подворье в Москве.
Планы Ивана Грозного 57:28 Иван Грозный планирует брак с королевой Елизаветой. Энтони Дженкинс становится официальным послом. Европа начинает открывать для себя Россию.
Поход в Ливонию 59:00 В 1567 году Иван Грозный собирает новый поход в Ливонию. Военное мероприятие требует года подготовки и напряжения экономики.
Проблемы с артиллерией 1:00:02 Артиллерия отстаёт из-за взяток, данных дьяком Казарином Дубровским. Дьяк избавлял определённые местности от выставления тягла для артиллерии. Царь в ярости, начинается следствие, Дубровского и его подельников репрессируют.
Польско-литовское войско 1:02:57 Польско-литовское войско не спешит выступать против Ивана Грозного. Возможно, они ждут восстания против Ивана Грозного, инициированного перепиской с русской аристократией. Переписка зафиксирована, письма носил бывший послужилец князя Воротынского, Эва Козлов.
Переписка аристократов 1:03:55 Ивашка Козлов носил письма, его выловили. Переписывались высшие аристократы: Мстиславский, Бельский, Воротынский.
Переписка Ивана Грозного 1:04:15 Иван Грозный вступил в переписку с Хаткевичем и Сигизмундом II. Он ставил знатных на место, разговаривая с ними по-разному.
Реакция на письма Хаткевича 1:05:04 Хаткевич писал Мстиславскому, но его статус был ниже. Мстиславский ответил, что Хаткевич не понимает, как устроена жизнь.
Послание Сигизмунду II 1:06:00 Иван Грозный писал Сигизмунду о «переборе людишек». «Людишки» — это люди меньшего звания по сравнению с царём.
Ротация кадров 1:06:49 Иван Грозный ротировал кадры, не давая им «пустить корни». Сигизмунд II предлагал боярам волю и почёт, но Иван Грозный указывал на манипуляцию королём со стороны панов.
Манипуляции аристократии 1:07:48 Иван Грозный описывал, как паны отравили жену Сигизмунда. Переписка отражает представления о системе власти в XVI веке.
Заговор бояр 1:08:48 Иван Грозный вместо репрессий троллил Хаткевича и Сигизмунда. Сформировался боярский заговор в пользу Владимира Старицкого.
Заговор и реакция царя 1:09:55 Царю сообщают о заговоре, пока он готовится к военному столкновению. Доносы друг на друга усиливают напряжённость. Царь осознаёт серьёзность ситуации и необходимость действий.
Полемика о православии 1:10:55 Обсуждается полемика о православии и роли Хаткевича. Подчёркивается опасность восстания в тылу войска. Ситуация может привести к военно-политической катастрофе.
Прерывание похода 1:11:38 Иван Грозный прерывает подготовленный поход из-за заговора. Поход был дорогостоящим и требовал значительных ресурсов. Войско сталкивается с проблемами во время пути.
Репрессии и самоуправство опричников 1:12:25 Начинается волна репрессий после прерывания похода. Опричники проявляют инициативу и занимаются самоуправством. Репрессии часто бывают внесудебными.
Психологические аспекты власти 1:13:42 Обсуждаются психологические изменения у людей, получивших власть. Упоминается эксперимент Зимбардо, показывающий, как студенты становятся жестокими. Поднимается вопрос о причинах такого поведения в подобных обстоятельствах.
Первичные и вторичные интересы 1:15:08 Подчёркивается, что первичные интересы людей, получивших полномочия, важнее психологических аспектов. Отмечается, что люди, получившие возможность творить насилие, неизбежно будут его применять. Профильная деятельность таких людей будет отличаться от их первоначальных намерений.
Миф об изнасиловании 1:16:14 Упоминается миф о том, что по приказу Ивана Грозного жену Казарина Дубовицкого изнасиловали 500 стрельцов. Автор считает этот миф чушью и предполагает, что Шлихтинг мог придумать его для усиления эффекта.
Опричники и местническая система 1:17:00 Опричники были такими же феодальными дворянами, как и земщина, и действовали в рамках местнической системы. В местнической системе дворяне были полностью зависимы от своего места и думали о себе в первую очередь.
Организация опричнины 1:17:58 Опричнина была отделена от земщины и имела свою думу, приказы и столицу в Александровской слободе. Через семь лет Иван Грозный свернул опричнину, так как она начала повторять проблемы земщины.
Репрессии и государственная самозащита 1:19:45 Репрессии были актом государственной самозащиты, который привёл к большим жертвам. Иван Грозный раскаивался в казнях, но считал себя ответственным за страну.
Изменное дело новгородского епископа Пимена 1:21:40 Новгородская высшая аристократия во главе с архиепископом Пименом планировала отделить Новгород и Псков от Московского царства. Планировалось посадить на престол князя Старицкого и отойти под руку Литвы.
Военная спецоперация в Новгороде 1:22:43 Малюта Скуратов высадился в Новгороде и уничтожил высшую аристократию. Это позволило избежать более масштабных жертв и армейской операции.
Полицейская спецоперация 1:24:50 Действия Ивана Грозного были полицейской спецоперацией для подавления сепаратистских тенденций. Эти тенденции возникли ещё в XII веке и не исчезли со временем.
Влияние Европы на Россию 1:25:15 Россия жила в контексте европейской экономики и политики. В Европе начинался процесс борьбы дворянства и центральной власти.
Борьба дворянства и центральной власти 1:26:01 Дворяне захватывали власть, занимаясь бизнесом и изгоняя горожан и крестьян из торговли. Иван Грозный боролся с высшей аристократией, выражая интересы мелкого дворянства.
Сравнение с европейскими правителями 1:26:58 Иван Грозный действовал аналогично Людовику XI во Франции и Генриху VIII в Англии. Генрих VIII оставил после себя больше жертв, но остался в памяти народа как добрый король.
Репрессии против аристократии 1:28:15 Христиан II в Швеции провёл «стокгольмскую кровавую баню», уничтожив значительную часть аристократии.
Необходимость борьбы с аристократией 1:28:46 Иван Грозный был вынужден бороться с высшей аристократией, чтобы сохранить власть. Мелкое дворянство могло бы основать систему, подобную польскому сейму с правом «либерум вето».
Восхваление Ивана Грозного 1:30:44 Иван Пересветов, литовский дворянин, сбежавший в Россию, восхвалял Ивана Грозного в своих челобитных.
Сочинение Пересветова о Магомед-Салтане 1:31:15 Пересветов написал сочинение о Магомед-Салтане, который взял Константинополь в 1453 году. Магомед-Салтан наказывал чиновников за взятки, что вызывало радость у войска и Бога.
Конфликт веры и правды 1:32:25 Пересветов ставил Магомед-Салтана в пример Ивану Грозному, что привело к конфликту веры и правды. Произведение заканчивается философским пассажем о споре греков с католиками.
Вера и правда в контексте полемики 1:33:08 Католики обвиняют православных греков в потере царства и царя за грехи. Греки отвечают, что царь у них есть — Иван Васильевич Грозный. Пересветов вкладывает в уста греков политическую программу.
Различие между верой и правдой 1:33:55 Греки утверждают, что турки могли бы беседовать с ангелами, если бы приняли православную веру. Вера — это вероучение, а правда — глубокая уверенность в существовании божества.
Сравнение Ивана Грозного и Магмет-Салтана 1:34:40 Иван Пересветов сравнивает Магмет-Салтана с Иваном Грозным, находя в них сходства. При Иване Грозном в России начинается борьба с коррупцией и неприятелями.
Критика исторических интерпретаций 1:35:27 Автор критикует подбор исторических свидетельств, подтверждающих определённую точку зрения. Утверждается, что такие интерпретации являются пропагандой, а не историей.
Сравнение Акунина с Курбским 1:36:27 Акунин сравнивается с Курбским, который приносил реальную пользу стране. Подчёркивается, что Акунин не сделал ничего полезного, кроме написания книг про Эраста Фандорина.
Подчёркивание важности специалистов 1:38:15 Исторический процесс имеет закономерности, которые нужно понимать. Рекомендуется слушать специалистов, а не пропагандистов.
Заключение 1:40:19 Автор завершает обсуждение, подчёркивая, что слушать Акунина или Стаса Михайлова по историческим вопросам бессмысленно.