Клим Жуков о репрессиях Ивана Грозного

RUTUBE · 28.11.2025 06:08

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:10
  • Приветствие зрителей.
  • Обсуждение ролика Бориса Акунина о Иване Грозном.

Критика Ивана Грозного

0:57
  • Акунин утверждает, что Иван Грозный — самый отвратительный изверг в российской истории.
  • Примеры жестоких наказаний, включая психологические пытки и наказания через родственников.

Примеры жестокости Ивана Грозного

1:56
  • Описание случая с женщиной, повешенной над столом мужа.
  • Наказание князя Михаила Черкасского: его жену и сына изрубили и бросили во дворе.

Реакция на ролик Акунина

2:57
  • Автор видео критикует Акунина за рекламу своей книги в ролике.
  • Упоминание о влиянии ролика на подготовку к собеседованию.

Критика Акунина и его позиции

4:17
  • Обсуждение переезда Акунина в Лондон и его критики «кровавого режима».
  • Вопрос о источниках дохода Акунина.

Сравнение с Андреем Курбским

5:28
  • Сравнение высказываний Акунина с Андреем Курбским, который также критиковал Ивана Грозного из-за границы.

Исторический контекст

6:34
  • Обсуждение важности исторических источников и необходимости их критического анализа.

Актуальность ролика

7:32
  • Подчёркивание актуальности ролика спустя полгода.
  • Пример с расстрелами из миномётов и их неожиданными последствиями.

Иван Пересветов и правда

8:09
  • Иван Пересветов много писал о правде, которая была важной догмой в XVI веке.
  • В то время правда была центральным понятием, влияющим на идейную и религиозную жизнь.
  • Документальные источники требуют критического анализа.

Критика историка

9:06
  • Автор критикует историка, который сравнивает себя с Карамзиным и Соловьёвым.
  • Историк, филолог и японист, не имеет опыта работы с историческими источниками.
  • Его подход к истории вызывает сомнения в его компетентности.

Сравнение с японской историей

10:06
  • Автор сравнивает историю России с японской, отмечая, что она выглядит как комиксы.
  • Подчёркивается отсутствие понимания исторических процессов у автора.

Социальные аспекты истории

10:49
  • Обсуждаются социальные процессы, влияющие на исторические события.
  • Указывается на отсутствие понимания этих процессов у автора.

Два мира в голове автора

11:47
  • Автор считает, что у автора существуют два разных мира: один для Японии, другой для России.
  • Критикуется искажённое восприятие реальности.

Восприятие текста читателем

12:44
  • Подчёркивается, что читатель может интерпретировать текст по-разному.
  • Приводится пример с «Изенгардом» из «Властелина колец».

Репрессии Ивана Грозного

13:16
  • Акунин утверждает, что Иван Грозный занимался немотивированными репрессиями.
  • Критикуется логический модус автора, предполагающий действия по прихоти.

Долговечность власти Ивана Грозного

15:19
  • Отмечается, что Иван Грозный находился у власти почти всю жизнь.
  • Утверждается, что немотивированные действия не могли бы сохранить ему власть.
  • Обсуждаются возможные способы устранения Ивана Грозного.

Удавленник «парашютист»

16:09
  • Удавленник в органах называется «парашютист».
  • В помещении тепло из-за печки, но к третьему дню станет невозможно находиться.
  • Из удавленника потечёт всё, сначала через естественные отверстия, потом из других мест.

Английское торговое подворье

16:54
  • Музей в Москве, недалеко от Красной площади, показывает дом XVI века.
  • Дом перестроен в XVII веке, восстановлен аутентичный интерьер.
  • Потолки в официальных комнатах выше 2,5 метров.

Лестницы и репрессии

17:48
  • Лестницы в доме узкие и высокие, неудобные для регулярного использования.
  • Репрессии Ивана Грозного были мотивированными.
  • Английские купцы были полезны для России.

Мотивы Ивана Грозного

18:43
  • Современные люди не понимают мотивов Ивана Грозного.
  • Иван Грозный был человеком XVI века с уникальными взглядами.

Пример репрессии

19:07
  • Иван Петрович Фёдоров-Челядин был репрессирован за заговор.
  • Иван Грозный убил его, заставив надеть царские одежды и посадить на трон.
  • Для представителя воинской аристократии убийство было обычным делом.

Воинская аристократия

20:02
  • Воинская аристократия с детства обучена убивать.
  • Для них убийство было обычным делом, как охота.
  • В современном мире такое поведение кажется диким.

Иван Грозный и его методы

20:33
  • Иван Грозный, как бывший военный, мог бы казнить преступников лично.
  • В его время такое поведение было нормальным, в отличие от современных лидеров.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского

21:05
  • Переписка показывает, что Иван Грозный обладал чувством юмора.
  • Несмотря на сложные отношения с Курбским, Грозный сохранял уважение к собеседнику.

Подметные письма и дипломатические отношения

22:56
  • Король Сигизмунд II и гетман Хоткевич пытались договориться с российской аристократией через подметные письма.
  • Иван Грозный ответил от лица бояр, критикуя поведение врагов.

Переписка с Василием Грязным

25:03
  • Василий Грязной, опричник Ивана Грозного, попал в плен в Крыму.
  • Татары пытались выменять Грязного на пленённого главнокомандующего Дивея Мурзу.
  • Иван Грозный отказался от обмена и выкупил Грязного в 1577 году.

Ответное письмо Ивана Грозного Грязному

26:48
  • Иван Грозный критикует Грязного за неосторожность и советует избегать крымских улусов.
  • Подчёркивает, что Грязной не приносит пользы, в отличие от Дивея Мурзы.

Желание Грязного стать послом

28:30
  • Грязной хотел стать послом от имени царя в Крыму.
  • Иван Грозный воспринял это как глупость.

Мифы о репрессиях Ивана Грозного

28:48
  • Время правления Ивана Грозного часто изображается как период массовых репрессий.
  • На самом деле репрессии начались не в 1937 году, а в 1567 году.
  • До этого были казни, тюрьмы и ссылки, но в меньших масштабах.

Сравнение с другими странами

29:39
  • В любой стране мира всегда есть тюрьмы и казни.
  • Рекомендуется изучить историю британских тюрем для сравнения.

Начало репрессий

30:03
  • Опричнина началась в 1565 году, но размах репрессий появился позже.
  • До 1567 года репрессии были менее интенсивными.

Исследование Веселовского

30:59
  • Сергей Веселовский исследовал «Синодик опальных царя Ивана IV» как исторический источник.
  • В книге перечислены имена казнённых и их биографии.

Результаты исследования

31:44
  • В «Синодике» упоминается чуть больше трёх тысяч человек.
  • Среди казнённых были князья и другие знатные лица.

Заключение

32:39
  • Подчёркивается, что репрессии были менее масштабными, чем часто изображают.

Масштаб репрессий

33:04
  • Погибло около трёх тысяч человек, включая 1409 человек в Новгороде.
  • Большинство населения не видело последствий репрессий.
  • По тогдашним меркам это могло быть половина царства.

Репрессии против элиты

34:00
  • Репрессии затронули широкий слой элиты, включая высшие и средние слои.
  • Иван Грозный и его спецслужбы проводили следственную работу перед казнями.
  • Тиран мог бы действовать без следствия, но это вызвало бы подозрения.

Возможности Ивана Грозного

34:56
  • Иван Грозный мог легко расправиться с любым человеком в стране с помощью своей дружины.
  • Против дружины князя не было силы, способной противостоять.
  • Однако такие действия быстро бы выявили его намерения.

Внесудебные расправы

35:29
  • Расправы проводились после следственных действий, устанавливающих вину.
  • Аристократия, преимущественно военная, представляла реальную угрозу.
  • Суд не был эффективным способом решения дел из-за возможности побега обвиняемых.

Превентивные меры

36:28
  • Необходимость превентивных ударов для предотвращения побега обвиняемых.
  • Пример с террористами на Кавказе иллюстрирует подход к решению проблем.
  • Переговоры и штурмы использовались для решения конфликтов.

Роль пыток в следствии

37:24
  • Под пытками люди могли говорить что угодно, но ответы проверялись различными способами.
  • Психологические приёмы, такие как показ страданий других, усиливали желание говорить правду.
  • Важно учитывать, что вопросы были конкретными и проверяемыми.

Пенитенциарная система XVI века

38:43
  • Пенитенциарная система XVI века вызывала оторопь даже у людей с крепкими нервами.
  • Аналогичные практики существовали в разных странах, включая Японию и Англию.
  • В Англии в начале XIX века за воровство свыше пяти шиллингов отрубали руку.
  • Кодекс Наполеона, на основе которого построены современные демократические конституции, уже был принят.

Исторические методы наказания

39:28
  • В XVI веке в Англии применялись жестокие методы наказания, сравнимые с современными практиками в Саудовской Аравии и Бруне.
  • Примеры жестоких наказаний: забивание камнями, отрубание рук.
  • Современные люди могут посещать эти страны, несмотря на жестокость законов.

Условия жизни в XVI веке

40:27
  • Общественное бытие в XVI веке было суровым, представители аристократии знали, что такое голод.
  • Современные условия жизни в России и других странах кажутся раем по сравнению с прошлым.

Методы оперативной деятельности

41:15
  • Главная задача оперативной деятельности в XVI веке — установление связей между людьми.
  • Из-за ограниченного числа людей и отсутствия современных средств связи связи были очевидны.
  • Люди встречались лично, что помогало выявлять связи.

Дознание и пытки

42:22
  • Установленные связи использовались для дознания, включая пытки.
  • Под пытками люди часто давали правдивые показания из-за психологического давления и боли.
  • После дачи показаний под пыткой требовалось повторить их ещё два раза.

Эффективность пыток

45:09
  • Под пыткой врать практически невозможно из-за чудовищного психологического давления и боли.
  • Люди понимали, что их ложь будет раскрыта, и это усугубляло ситуацию.
  • Лучше было сразу рассказать правду и повторить её дважды.

Сравнение с современными методами

46:23
  • Современные методы пыток кажутся несерьёзными по сравнению с историческими практиками.
  • Примеры военных пыток: отстреливание пальцев на ногах, выбрасывание из вертолёта.
  • Вопрос стоит либо долго мучить, либо сразу убить.

Источники информации об опричнине и репрессиях

47:32
  • Основные источники информации о опричнине и репрессиях — записки немца-опричника Штадена.
  • Упоминается издание 1925 года с хорошим переводом.

Характеристика Штадена

48:04
  • Штаден — фигура большого масштаба, талантливый и, возможно, гениальный человек.
  • Его можно сравнить с Остапом Бендером или Солом Гудманом из сериала «Во все тяжкие».
  • Растратил свои дарования на мелкие махинации.

Деятельность Штадена в России

49:08
  • Использовал гениальные средства для получения денег и карьерного роста.
  • Обманывал таможню, торговал воском и проводил выручку.
  • Сбежал из России и написал сочинение на заказ в Польше.

Политический памфлет Штадена

50:00
  • Сочинение Штадена — политический памфлет, проплаченный Сигизмундом II.
  • Оценочные характеристики в нём проплачены.
  • Требует тщательной проверки и сравнения с другими источниками.

Альберт Шлихтинг и его памфлет

50:56
  • Шлихтинг — менее талантливый и более мелкий мерзавец по сравнению со Штаденом.
  • Стал секретарём личного врача Ивана Грозного, затем сбежал в Польшу.
  • Его попросили написать памфлет для разъяснения ситуации в Европе.

Ливонская война и её последствия

51:50
  • Ливонская война была войной за ливонское наследство между русскими, поляками, литовцами и другими странами.
  • Папа римский мог помешать планам Сигизмунда II, если бы стал миротворцем.
  • Необходим был памфлет европейского звучания для противодействия планам папы.

Критика памфлета Шлихтинга

52:55
  • Памфлет Шлихтинга — пропагандистский, с множеством фактических ошибок.
  • Личный врач Грозного назван итальянцем, хотя он был бельгийцем.
  • Нет внутренней хронологии, произведение построено просто.

Реакция Европы на памфлет

55:04
  • В XVI веке Россия была малоизвестна в Западной Европе.
  • Появление гигантской империи при Иване Грозном вызвало удивление.
  • Памфлет Шлихтинга использовался как повод для отказа от дружбы с Иваном Грозным.

Поход на Полоцк

56:20
  • Иван Грозный выставляет 35 тысяч человек, из которых 14 тысяч конницы.
  • Литовцы разгромлены, Великое княжество Литовское обращается за помощью к полякам.
  • Через пять лет Литва и Польша сливаются в единое государство.

Иностранные послы и купцы

57:05
  • Приезд Сигизмунда Герберштейна и английских купцов.
  • Иван Грозный выделяет английским купцам английское подворье в Москве.

Планы Ивана Грозного

57:28
  • Иван Грозный планирует брак с королевой Елизаветой.
  • Энтони Дженкинс становится официальным послом.
  • Европа начинает открывать для себя Россию.

Репрессии

58:10
  • Начало репрессий после страшных событий.

Поход в Ливонию

59:00
  • В 1567 году Иван Грозный собирает новый поход в Ливонию.
  • Военное мероприятие требует года подготовки и напряжения экономики.

Проблемы с артиллерией

1:00:02
  • Артиллерия отстаёт из-за взяток, данных дьяком Казарином Дубровским.
  • Дьяк избавлял определённые местности от выставления тягла для артиллерии.
  • Царь в ярости, начинается следствие, Дубровского и его подельников репрессируют.

Польско-литовское войско

1:02:57
  • Польско-литовское войско не спешит выступать против Ивана Грозного.
  • Возможно, они ждут восстания против Ивана Грозного, инициированного перепиской с русской аристократией.
  • Переписка зафиксирована, письма носил бывший послужилец князя Воротынского, Эва Козлов.

Переписка аристократов

1:03:55
  • Ивашка Козлов носил письма, его выловили.
  • Переписывались высшие аристократы: Мстиславский, Бельский, Воротынский.

Переписка Ивана Грозного

1:04:15
  • Иван Грозный вступил в переписку с Хаткевичем и Сигизмундом II.
  • Он ставил знатных на место, разговаривая с ними по-разному.

Реакция на письма Хаткевича

1:05:04
  • Хаткевич писал Мстиславскому, но его статус был ниже.
  • Мстиславский ответил, что Хаткевич не понимает, как устроена жизнь.

Послание Сигизмунду II

1:06:00
  • Иван Грозный писал Сигизмунду о «переборе людишек».
  • «Людишки» — это люди меньшего звания по сравнению с царём.

Ротация кадров

1:06:49
  • Иван Грозный ротировал кадры, не давая им «пустить корни».
  • Сигизмунд II предлагал боярам волю и почёт, но Иван Грозный указывал на манипуляцию королём со стороны панов.

Манипуляции аристократии

1:07:48
  • Иван Грозный описывал, как паны отравили жену Сигизмунда.
  • Переписка отражает представления о системе власти в XVI веке.

Заговор бояр

1:08:48
  • Иван Грозный вместо репрессий троллил Хаткевича и Сигизмунда.
  • Сформировался боярский заговор в пользу Владимира Старицкого.

Масштаб заговора

1:09:43
  • В заговор были вовлечены не менее тридцати человек высшей аристократии.

Заговор и реакция царя

1:09:55
  • Царю сообщают о заговоре, пока он готовится к военному столкновению.
  • Доносы друг на друга усиливают напряжённость.
  • Царь осознаёт серьёзность ситуации и необходимость действий.

Полемика о православии

1:10:55
  • Обсуждается полемика о православии и роли Хаткевича.
  • Подчёркивается опасность восстания в тылу войска.
  • Ситуация может привести к военно-политической катастрофе.

Прерывание похода

1:11:38
  • Иван Грозный прерывает подготовленный поход из-за заговора.
  • Поход был дорогостоящим и требовал значительных ресурсов.
  • Войско сталкивается с проблемами во время пути.

Репрессии и самоуправство опричников

1:12:25
  • Начинается волна репрессий после прерывания похода.
  • Опричники проявляют инициативу и занимаются самоуправством.
  • Репрессии часто бывают внесудебными.

Психологические аспекты власти

1:13:42
  • Обсуждаются психологические изменения у людей, получивших власть.
  • Упоминается эксперимент Зимбардо, показывающий, как студенты становятся жестокими.
  • Поднимается вопрос о причинах такого поведения в подобных обстоятельствах.

Первичные и вторичные интересы

1:15:08
  • Подчёркивается, что первичные интересы людей, получивших полномочия, важнее психологических аспектов.
  • Отмечается, что люди, получившие возможность творить насилие, неизбежно будут его применять.
  • Профильная деятельность таких людей будет отличаться от их первоначальных намерений.

Миф об изнасиловании

1:16:14
  • Упоминается миф о том, что по приказу Ивана Грозного жену Казарина Дубовицкого изнасиловали 500 стрельцов.
  • Автор считает этот миф чушью и предполагает, что Шлихтинг мог придумать его для усиления эффекта.

Опричники и местническая система

1:17:00
  • Опричники были такими же феодальными дворянами, как и земщина, и действовали в рамках местнической системы.
  • В местнической системе дворяне были полностью зависимы от своего места и думали о себе в первую очередь.

Организация опричнины

1:17:58
  • Опричнина была отделена от земщины и имела свою думу, приказы и столицу в Александровской слободе.
  • Через семь лет Иван Грозный свернул опричнину, так как она начала повторять проблемы земщины.

Репрессии и государственная самозащита

1:19:45
  • Репрессии были актом государственной самозащиты, который привёл к большим жертвам.
  • Иван Грозный раскаивался в казнях, но считал себя ответственным за страну.

Изменное дело новгородского епископа Пимена

1:21:40
  • Новгородская высшая аристократия во главе с архиепископом Пименом планировала отделить Новгород и Псков от Московского царства.
  • Планировалось посадить на престол князя Старицкого и отойти под руку Литвы.

Военная спецоперация в Новгороде

1:22:43
  • Малюта Скуратов высадился в Новгороде и уничтожил высшую аристократию.
  • Это позволило избежать более масштабных жертв и армейской операции.

Полицейская спецоперация

1:24:50
  • Действия Ивана Грозного были полицейской спецоперацией для подавления сепаратистских тенденций.
  • Эти тенденции возникли ещё в XII веке и не исчезли со временем.

Влияние Европы на Россию

1:25:15
  • Россия жила в контексте европейской экономики и политики.
  • В Европе начинался процесс борьбы дворянства и центральной власти.

Борьба дворянства и центральной власти

1:26:01
  • Дворяне захватывали власть, занимаясь бизнесом и изгоняя горожан и крестьян из торговли.
  • Иван Грозный боролся с высшей аристократией, выражая интересы мелкого дворянства.

Сравнение с европейскими правителями

1:26:58
  • Иван Грозный действовал аналогично Людовику XI во Франции и Генриху VIII в Англии.
  • Генрих VIII оставил после себя больше жертв, но остался в памяти народа как добрый король.

Репрессии против аристократии

1:28:15
  • Христиан II в Швеции провёл «стокгольмскую кровавую баню», уничтожив значительную часть аристократии.

Необходимость борьбы с аристократией

1:28:46
  • Иван Грозный был вынужден бороться с высшей аристократией, чтобы сохранить власть.
  • Мелкое дворянство могло бы основать систему, подобную польскому сейму с правом «либерум вето».

Восхваление Ивана Грозного

1:30:44
  • Иван Пересветов, литовский дворянин, сбежавший в Россию, восхвалял Ивана Грозного в своих челобитных.

Сочинение Пересветова о Магомед-Салтане

1:31:15
  • Пересветов написал сочинение о Магомед-Салтане, который взял Константинополь в 1453 году.
  • Магомед-Салтан наказывал чиновников за взятки, что вызывало радость у войска и Бога.

Конфликт веры и правды

1:32:25
  • Пересветов ставил Магомед-Салтана в пример Ивану Грозному, что привело к конфликту веры и правды.
  • Произведение заканчивается философским пассажем о споре греков с католиками.

Вера и правда в контексте полемики

1:33:08
  • Католики обвиняют православных греков в потере царства и царя за грехи.
  • Греки отвечают, что царь у них есть — Иван Васильевич Грозный.
  • Пересветов вкладывает в уста греков политическую программу.

Различие между верой и правдой

1:33:55
  • Греки утверждают, что турки могли бы беседовать с ангелами, если бы приняли православную веру.
  • Вера — это вероучение, а правда — глубокая уверенность в существовании божества.

Сравнение Ивана Грозного и Магмет-Салтана

1:34:40
  • Иван Пересветов сравнивает Магмет-Салтана с Иваном Грозным, находя в них сходства.
  • При Иване Грозном в России начинается борьба с коррупцией и неприятелями.

Критика исторических интерпретаций

1:35:27
  • Автор критикует подбор исторических свидетельств, подтверждающих определённую точку зрения.
  • Утверждается, что такие интерпретации являются пропагандой, а не историей.

Сравнение Акунина с Курбским

1:36:27
  • Акунин сравнивается с Курбским, который приносил реальную пользу стране.
  • Подчёркивается, что Акунин не сделал ничего полезного, кроме написания книг про Эраста Фандорина.

Подчёркивание важности специалистов

1:38:15
  • Исторический процесс имеет закономерности, которые нужно понимать.
  • Рекомендуется слушать специалистов, а не пропагандистов.

Заключение

1:40:19
  • Автор завершает обсуждение, подчёркивая, что слушать Акунина или Стаса Михайлова по историческим вопросам бессмысленно.