BOOKER: книги, война, философия. Книжный чел #113

YOUTUBE · 28.11.2025 05:41

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Автор предпочитает честное общение.
  • Рассматривает возможность обращения к русской классике.
  • Считает, что сейчас важнее жить и осмысливать происходящее.

Триггеры и чтение

0:30
  • Разговоры о счастье вызывают у автора триггеры.
  • Толстой был позёром и женоненавистником.
  • Автор мало читает художественную литературу, но любит её.

Военная аналитика

1:02
  • Автор читает много военной аналитики.
  • Интересуется причинами и трендами развития военной сферы.
  • Считает, что современный конфликт в Украине близок по методам к Первой мировой войне.

Первая мировая война

2:16
  • Первая мировая война была шокирующей из-за новых способов ведения войны.
  • Автор выбирает произведения Ремарка и Селина для анализа.
  • Ремарк и Селин оба были солдатами Первой мировой войны.

Восприятие войны

3:14
  • Ремарк и Селин по-разному воспринимали войну.
  • Первая мировая война привела к развитию посттравматического стрессового расстройства.
  • Автор считает, что Первая мировая война заслуживает большего внимания.

Параллели и цитаты

5:31
  • Автор читает произведения Ремарка и Селина параллельно.
  • Выписывает цитаты из обоих произведений.
  • Сравнивает их с текущей реальностью.

Бессонница и чтение

6:06
  • Автор не мог заснуть и решил почитать "Путешествие на край ночи".
  • В процессе чтения он обнаружил, что читал главу из "На западном фронте без перемен" Ремарка.
  • Это открытие заставило его пересмотреть подход к чтению.

Эксперимент с чтением

9:01
  • Автор решил читать "Путешествие на край ночи" и "На западном фронте без перемен" одновременно.
  • "Путешествие на край ночи" насыщает мизантропией и злостью Селина.
  • "На западном фронте без перемен" освежает экшн и драматизмом Ремарка.

Литературные метаморфозы

10:32
  • Обсуждение творчества Луи Фердинанда Селина.
  • Селин описывает свои переживания и мотивацию, сравнивая себя с солдатами, уходящими на войну.
  • После войны он решает уехать в Америку.

Субъективность творчества

11:31
  • Обсуждение субъективности творчества Селина и его важности.
  • Сравнение с другими авторами, такими как Толстой, которых также критикуют.
  • Селин передает бессмысленность общественных процессов и свою неприязнь к ним.

Честность Селина

12:50
  • Селин честен с собой, не скрывая свои страхи и трусость.
  • Он описывает свои страдания и бессмысленность войны.
  • Его откровения о трусости и дезертирстве в обществе, где это не принято.

Постмодернизм и Селин

14:36
  • Обсуждение элементов постмодернизма в творчестве Селина.
  • Различие между постмодерном как эпохой и постмодернизмом как течением.
  • Селин как предвестник постмодерна.

Метамодерн и будущее

16:20
  • Обсуждение метамодерна и его неопределенности.
  • Сравнение с постмодерном и его предвестниками.
  • Ожидание полного понимания метамодерна в будущем.

Переезд и тестирование матраса

17:21
  • Переезд в дом в горах и обустройство быта.
  • Тестирование матраса от Blue Sleep.
  • Преимущества жесткого матраса для здоровья и комфорта.

Литература и война

18:43
  • Обсуждение произведений, написанных во время войны.
  • Пример книги Захара Прилепина о войне на Донбассе.
  • Важность проживания текущих событий для будущих произведений.

Жизнь как произведение

20:46
  • Жизнь как осмысление происходящего.
  • Взаимодействие с социальной группой и ощущение эпохи.
  • Возможность почувствовать нерв эпохи через повседневные дела и взаимодействие с людьми.

Влияние времени на творчество

21:23
  • Автор дистанцируется от политической темы, так как не до конца понимает геополитику.
  • Он признает, что не может авторитетно высказываться о политических процессах.
  • Социально-экономические перемены требуют осмысления, и автор считает малодушным не обсуждать их.

Отражение эпохи в творчестве

23:14
  • Последний сборник стихов автора отражает ушедшую эпоху до 2020 года.
  • Новый альбом "Злачное место" отражает мрачную и депрессивную эпоху.
  • Альбом не о России в целом, а о месте, где живет автор, Санкт-Петербурге.

Взросление и опыт

25:39
  • Альбом отражает опыт последних трех лет, включая войну и ковид.
  • Автор заметил, что его окружение повзрослело с 2019 года.
  • Альбом содержит эмпатическое принятие переживаний других людей.

Три главные идеи альбома

26:33
  • Автор рекомендует альбом "Злачное место" и клип на него.
  • Три главные идеи: "Я по самые уши увяз в реальности", "Девственником можно быть не только в смысле похоти, но и по части ужаса", "Когда ты лишен воображения, умереть-невелика штука, когда оно у тебя есть, смерть-это уже лишнее".

Культ счастья и его восприятие

27:58
  • Автор считает, что стремление к счастью - это штамп, и люди не понимают его истинного значения.
  • Счастье для автора - это отсутствие неизвестности и контролируемый минимум тревог.
  • Текущий мир мало располагает к счастью, так как неизвестности становится больше.

Определение счастья

30:32
  • Автор считает, что счастье - это интеллектуальное движение и преодоление вызовов.
  • Общественное понимание счастья часто сводится к стереотипам, таким как полная семья и финансовый достаток.
  • Автор не чувствует потребности в абсолютной свободе или счастье, и считает, что это всегда иллюзия.

Обсуждение счастья и его определений

33:27
  • Обсуждение счастья в контексте западных документов, таких как Декларация независимости.
  • Интерес к тому, как отцы-основатели США понимали счастье, свободу и стремление.
  • Упоминание книг и статей, посвященных этим темам.

Формирование наций и мотивация войн

34:02
  • Влияние Первой мировой войны на понятие нации и национальной мотивации.
  • Сравнение ранних войн с современными, где люди воюют за идеалы.
  • Влияние Гёте на формирование национальной раны.

Западная парадигма счастья

35:38
  • Определение счастья в западной культуре как комфорт, отсутствие страданий и болезней.
  • Важность постоянного развития и дискомфорта для счастья.
  • Критика пасторальной картинки счастья как утопии.

Материализм и его понимание

37:01
  • Определение материалиста как человека, постулирующего примат материи над разумом.
  • Критика устаревшего определения материализма.
  • Обсуждение важности Кани Уэста как лакмусовой бумажки общества.

Реальность и восприятие

38:49
  • Размышления о границе между тварным и трансцендентным.
  • Признание существования реальности за пределами человеческого восприятия.
  • Ограничения человеческого мозга и восприятие реальности.

Свобода воли и научные исследования

40:30
  • Обсуждение книги Роберта Сапольски о свободе воли и её отсутствии.
  • Влияние нейронаук на понимание принятия решений.
  • Ограниченность свободы воли и её лимиты.

Позиция по вопросам свободы воли

42:32
  • Отсутствие жесткой позиции по вопросам свободы воли.
  • Признание возможности изменения мнения в зависимости от новых данных.
  • Нормализация отсутствия позиции по вопросам в современном обществе.

Магическое сознание

44:34
  • Мало людей, которые могут быть экспертами в нескольких сферах.
  • Магическое сознание имеет место быть и может быть полезным.
  • Таро может использоваться как инструмент для аутотренинга и плацебо.

Трансцендентное в жизни

45:34
  • Магическое сознание может быть воспринято по-разному.
  • Таро можно использовать для анализа и принятия решений.
  • Важно сохранять таинственность и магичность в таких практиках.

Психоделические опыты и трансцендентное

46:58
  • Психоделические опыты и размышления о вечном важны.
  • Идея наделения колец сакральным смыслом и использование их как оберегов.
  • Кольца могут символизировать различные аспекты жизни и поведения.

Топ-3 книги о трансцендентном

48:46
  • Пятикнижие, Библия и Коран — основные книги о трансцендентном.
  • Эти книги формируют политику и социальную повестку.
  • Важно понимать влияние монотеистических религий на мировую политику.

Рекомендации книг

51:12
  • Рекомендация книги "Волны" Кэндзабуро Оэ.
  • Обсуждение культурной сепарации и эстетизации в японской литературе.
  • Трагедии, такие как атака секты Аум Синрикё, показывают культурные особенности.

Романтизация трагедий

54:21
  • Трагедии часто происходят из-за романтизации действий.
  • Люди, совершающие ужасные поступки, часто думают, что делают что-то хорошее.
  • Пример серийного убийцы Пичушкина, который убивал ради убийства.

Кормак Маккарти

56:10
  • Американский классик, автор пессимистичных произведений.
  • Главный роман "Кровавый меридиан" о противостоянии индейцев и колонистов.
  • Роман натуралистичен и содержит много жестокости, но считается одним из величайших американских романов.

Американская литература

58:15
  • Американская литература второй половины XX века малоизвестна в мире.
  • "Кровавый меридиан" не экранизирован из-за натурализма и жестокости.
  • Американцы гордятся своей литературой, несмотря на её пессимистичность.

Русская литература

59:33
  • Книга "Ложится мгла на старой ступени" о жизни в позднем СССР.
  • Главный герой, эрудит, находит красоту и романтику в советской жизни.
  • Произведение помогает понять застойную эпоху СССР.

Дугин и поп-культура

1:02:14
  • Книга Дугина "Поп-культура и признаки эпохи" анализирует поп-песни нулевых.
  • Дугин видит в поп-культуре глубокие экзистенциальные корни.
  • Книга напоминает ранние романы Пелевина.

Король кайфа

1:03:55
  • Роман "Король кайфа" Алексея Никонова.
  • Презентация романа прошла у Алехина дома.
  • Книга пропала после прочтения Александром Форсайтом.

Сборник стихов

1:04:45
  • Автор выпустил сборник стихов, посвященный реальности до 2019 года.
  • Стихи написаны с 2014 по 2019 год.
  • Сборник включает иллюстрации и заметки, доступные для обсуждения.

Чтение стихотворений

1:07:53
  • Чтение стихотворения "Бог любит троицу".
  • Чтение стихотворения без названия: "После чего-то хорошего жизнь становится похожа на салфетку, которой вытерли рот после вкусной еды. Я - это салфетка. Причина этому - ты."
  • Чтение стихотворения "Правда": "Я бы всем вам плюнул в рожу, чтоб вы правду знали, но от этой правды, может, у кого-то встанет: вот боролся ты за правду, чтобы каждый выкупил, а тебя потом поймают, респектнут и выебут."

Ранние стихотворения

1:09:03
  • Чтение раннего стихотворения: "Голоса притона. Шумный притон голосит на весь дом, как стоголовая мразь. Меня встречают кивком, ладонью, хлопком по спине. Это значит, что можно упасть и остаться перезимовать. Этот жуткий январский вечер. Стужа бьет в окно, ищет кто одинок, чтоб хватать, целовать и искалечить. Я один, хотя нас миллион. Всех таких однобоких и пьяных от гашиша, от вина и от той, что не ждет с платком у океана, в новой хате и в старой одежде, все одно. Я гуляю, как дома."

Стихотворение "Белград, август девятнадцатого года"

1:10:33
  • Чтение стихотворения "Белград, август девятнадцатого года": "В баре, где я влюбился в девку за стойкой бара, но ее не оказалось на смене и мне слегка паршиво."
  • Обсуждение стихотворения: "Это стихотворение написано в девятнадцатом году, пять лет назад, в день рождения Григория Мастридера в баре рядом с рестораном "Едно место" в городе Белград, Сербия."
  • Комментарий: "Это одно из тех стихотворений, которое я писал абсолютно пьяным, что видно по отсутствию знаков препинания и по тому, как понятно, о чем идет речь."

Заключение

1:11:50
  • Завершение чтения стихотворения: "Я мешаю любовь с болью, пью до дна и иду на хуй."
  • Призыв подписаться на канал и участвовать в конкурсе.
  • Прощание с зрителями.