Введение в тему 0:00 Библия и война: вопрос святости и греха. Ветхий и Новый Заветы: скрытый конфликт. Иудаизм и христианство: антисемитизм и ростовщичество.
Преимущества иудаизма 1:59 Иудаизм: медицина, ростовщичество, педагогика. Библия как основа интеллигентности. Превращение гонений в преимущество.
Заповеди и война 3:57 Заповедь Христа: не убий. Война как непрерывное убийство. Противоречие между Библией и христианством.
Ветхий Завет и война 4:54 Заповеди Моисея и война. Книга Иисуса Навина: завоевание земли кровью. Предвестие христианства в Ветхом Завете.
Давид и Ренессанс 5:50 Давид как предок Христа. Микеланджело и Донателло: Давид и Гермес. Ренессанс и язычество.
Война и мир Толстого 8:43 Толстой и книга Царств. Бородинское сражение в "Войне и мире". Кутузов и Наполеон как Давид и Голиаф.
Патриотизм и Библия 12:40 Скрытая теплота патриотизма. Отсылка к книге Царств. Патриотизм в современной России.
Христос и война 14:36 Христос не пацифист. Евангелие: меч и война. Второе пришествие Христа и Армагеддон.
Взгляд Воланда 17:30 Христос в "Мастере и Маргарите". Взгляд Воланда на христианство. Книга "Мастер и Маргарита" и дьявол.
Млада старцы 19:29 Молодые люди, освоившие христианский дискурс, считают себя старцами и пророками. Они не имеют опыта и истории, но хотят быть правыми. Это явление сравнивается с образом Воланда из "Мастера и Маргариты".
Кардинальность Христа 20:25 Христос был революционером, ломавшим учение фарисеев и книжников. Его проповеди и фильмы, такие как "Евангелие от Матфея", показывают его как радикального лидера. Христос переписывал 10 заповедей, создавая новые принципы.
Средневековая теология и иконопись 22:21 Средневековая теология задавалась вопросом, улыбался ли Христос. Византийские образы Христа суровы и строги, в отличие от более мягких образов Андрея Рублева. Второе пришествие Христа связано с Армагеддоном, описанным в Апокалипсисе.
Истоки христианства 25:13 Христианство возникло из секты, направленной на уничтожение Римского владычества. Христос мог принадлежать к секте зилотов, готовившихся к военным действиям. Бог Ветхого Завета не является пацифистом, поддерживая войны и геноциды.
Первый Завет 27:12 Первый Завет Бога с человеком происходит после геноцида человечества. Бог посылает радугу как знак примирения и первого договора. Бог непостижим и не нуждается в нашем языке для объяснения своей сущности.
Противоречия в Библии 32:55 Библия содержит противоречия, которые не вписываются в обывательское представление о Боге. Бог Ветхого Завета описывается как Бог силы и наказания, что включает сцены геноцида. Эти сцены не противоречат самому понятию Библии, а отражают непостижимость Бога.
Договор Бога и человека 35:51 Бог посылает радугу после потопа, обещая не уничтожать человечество. Человек становится объектом Божьей деятельности, а не субъектом. Библия содержит невидимую перманентную войну, которая влияет на протестантскую этику и современный капитализм.
Вечность и терпение Бога 38:45 Библия не может быть написана одним человеком, даже гениальным. Блаженный Августин писал, что Бог терпелив, ибо вечен. Человеческий язык не нужен Богу для объяснения его сущности.
Библия как записная книжка человечества 39:43 Библия писалась 10 веков, отражая множество исторических изменений. Несмотря на противоречия, Библия остается целостной. Библия имеет множество человеческих авторов, но её единство вдохновляет на размышления о божественном.
Парадокс Библии 41:42 Библия может быть опасной для неподготовленных читателей. Парадоксы в Библии, такие как "увидевший Бога умрет", создают трудности для понимания. Примеры парадоксов: Моисей и заповеди, Иисус Навин и война за землю обетованную.
Война и любопытство 44:37 Война и любопытство связаны с человеческой природой. Грехопадение человека начинается с любопытства. Восстание ангелов в Библии также связано с перманентной войной.
Восстание ангелов и протестантизм 46:34 Восстание ангелов стало основой протестантской теологии. Протестанты использовали эту идею для своих революционных текстов. Восстание ангелов также было популярно среди рыцарей в Средневековье.
Парадоксальность и непостижимость Бога 53:24 Бог непостижим и парадоксален. Апостолы не могли увидеть Бога, что подчеркивает его непознаваемость. Парадоксы Библии делают её целостной и драматической.
Примирить войну и заповедь "не убий" 56:13 Примирить войну и заповедь "не убий" невозможно. Познание Бога невозможно для человека. Претензии к Богу за несправедливость мира ведут к сумасшествию.
Парадоксы Библии 59:09 Библия полна парадоксов, и Бог не нуждается в нашем языке для познания. Мы познаем мир через язык, и то, что не можем объяснить, оставляем в неведении. Война в Библии присутствует как парадоксальное явление.
Конфликт Саула и Самуила 1:00:09 Саул и Самуил поссорились из-за того, что Саул не убил царя враждебного племени. Самуил убил царя, чтобы показать Саулу, как нужно действовать. Саул испытывает раздвоение сознания и меланхолию.
Давид и его псалмы 1:04:02 Давид оставит нам псалмы, которые будут переводиться великими поэтами. Псалмы Давида воплощают суть духовного стиха. Давид также потеряет связь с Богом, что приведет к его безумию.
Парадоксы и наука 1:06:52 Средневековые теологи пытались рационально объяснить парадоксы Библии. Это привело к созданию научного языка доказательств. Великие ученые, такие как Ньютон и Лейбниц, были теологами.
Парадоксы войны и секса 1:10:41 Библия содержит парадоксы, такие как война и секс. Секс в Библии представлен как греховная любовь. Кубрик в фильме "Заводной апельсин" показывает, как Библия может быть воспринята по-разному.
Войны в Библии 1:12:32 В Библии присутствуют сцены войн и геноцида. Примеры включают восстание ангелов, потоп, Исход из Египта и избиение младенцев. Иисус и его борьба с земными врагами также описаны в Библии.
Ключевые сцены войн 1:16:25 Вавилонское пленение и Юдифь, спасающая свой город. Самсон и филистимляне, которые должны быть уничтожены. Эти сцены показывают, что Библия содержит множество исторических и юридических текстов.
Самсон и его сила 1:19:23 Самсон, герой Библии, обладает божественной силой, заключенной в его волосах. Он может убивать множество врагов и разрушать крепости. Его слабость — его тело, и филистимляне пытаются узнать его секрет.
Ослепление Самсона 1:20:21 Филистимляне пытаются узнать секрет Самсона, чтобы использовать его силу. Самсон раскрывает, что его сила в волосах, и филистимляне ослепляют его. Ослепление считалось важным политическим актом, лишающим человека возможности участвовать в больших играх.
Возвращение силы Самсона 1:24:14 Самсон молит Бога о возвращении силы и получает её. Он разрушает дворец филистимлян, демонстрируя свою божественную мощь. Этот сюжет стал одной из самых драматичных и известных частей Библии.
Влияние библейских сюжетов на искусство 1:25:14 Библейские сюжеты часто изображались в живописи, например, Рембрандтом и Караваджо. Эти сюжеты вдохновляли на создание произведений искусства, таких как оперы и картины. Война и конфликты всегда были ключевыми темами в искусстве.
Парадоксы Библии и теология войны 1:28:09 Библия строится на парадоксах, что делает её восприятие сложным. Блаженный Августин создал теорию теологии войны, основываясь на Библии. Апокалипсисы, такие как падение Римской империи и Великая чума, повлияли на восприятие войны.
Влияние Византии на Русь 1:32:01 Падение Константинополя в 1453 году привело к культурному влиянию Византии на Русь. Византийская иконопись и абстрактное мышление стали основой русской культуры. Россия начала кристаллизоваться как особая цивилизация, наследница Византии.
Отношение церкви к войне 1:34:58 Папа Григорий II изменил отношение церкви к войне, приняв её как священную. Это изменение было связано с опытом падения Римской империи. Оправдание войны стало частью церковной доктрины, что привело к изменению отношения к насилию.