Открытая лекция профессора Евгения Викторовича Жаринова. Библия и война. #лекции

YOUTUBE · 28.11.2025 05:07

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:00
  • Библия и война: вопрос святости и греха.
  • Ветхий и Новый Заветы: скрытый конфликт.
  • Иудаизм и христианство: антисемитизм и ростовщичество.

Преимущества иудаизма

1:59
  • Иудаизм: медицина, ростовщичество, педагогика.
  • Библия как основа интеллигентности.
  • Превращение гонений в преимущество.

Заповеди и война

3:57
  • Заповедь Христа: не убий.
  • Война как непрерывное убийство.
  • Противоречие между Библией и христианством.

Ветхий Завет и война

4:54
  • Заповеди Моисея и война.
  • Книга Иисуса Навина: завоевание земли кровью.
  • Предвестие христианства в Ветхом Завете.

Давид и Ренессанс

5:50
  • Давид как предок Христа.
  • Микеланджело и Донателло: Давид и Гермес.
  • Ренессанс и язычество.

Война и мир Толстого

8:43
  • Толстой и книга Царств.
  • Бородинское сражение в "Войне и мире".
  • Кутузов и Наполеон как Давид и Голиаф.

Патриотизм и Библия

12:40
  • Скрытая теплота патриотизма.
  • Отсылка к книге Царств.
  • Патриотизм в современной России.

Христос и война

14:36
  • Христос не пацифист.
  • Евангелие: меч и война.
  • Второе пришествие Христа и Армагеддон.

Взгляд Воланда

17:30
  • Христос в "Мастере и Маргарите".
  • Взгляд Воланда на христианство.
  • Книга "Мастер и Маргарита" и дьявол.

Млада старцы

19:29
  • Молодые люди, освоившие христианский дискурс, считают себя старцами и пророками.
  • Они не имеют опыта и истории, но хотят быть правыми.
  • Это явление сравнивается с образом Воланда из "Мастера и Маргариты".

Кардинальность Христа

20:25
  • Христос был революционером, ломавшим учение фарисеев и книжников.
  • Его проповеди и фильмы, такие как "Евангелие от Матфея", показывают его как радикального лидера.
  • Христос переписывал 10 заповедей, создавая новые принципы.

Средневековая теология и иконопись

22:21
  • Средневековая теология задавалась вопросом, улыбался ли Христос.
  • Византийские образы Христа суровы и строги, в отличие от более мягких образов Андрея Рублева.
  • Второе пришествие Христа связано с Армагеддоном, описанным в Апокалипсисе.

Истоки христианства

25:13
  • Христианство возникло из секты, направленной на уничтожение Римского владычества.
  • Христос мог принадлежать к секте зилотов, готовившихся к военным действиям.
  • Бог Ветхого Завета не является пацифистом, поддерживая войны и геноциды.

Первый Завет

27:12
  • Первый Завет Бога с человеком происходит после геноцида человечества.
  • Бог посылает радугу как знак примирения и первого договора.
  • Бог непостижим и не нуждается в нашем языке для объяснения своей сущности.

Противоречия в Библии

32:55
  • Библия содержит противоречия, которые не вписываются в обывательское представление о Боге.
  • Бог Ветхого Завета описывается как Бог силы и наказания, что включает сцены геноцида.
  • Эти сцены не противоречат самому понятию Библии, а отражают непостижимость Бога.

Договор Бога и человека

35:51
  • Бог посылает радугу после потопа, обещая не уничтожать человечество.
  • Человек становится объектом Божьей деятельности, а не субъектом.
  • Библия содержит невидимую перманентную войну, которая влияет на протестантскую этику и современный капитализм.

Вечность и терпение Бога

38:45
  • Библия не может быть написана одним человеком, даже гениальным.
  • Блаженный Августин писал, что Бог терпелив, ибо вечен.
  • Человеческий язык не нужен Богу для объяснения его сущности.

Библия как записная книжка человечества

39:43
  • Библия писалась 10 веков, отражая множество исторических изменений.
  • Несмотря на противоречия, Библия остается целостной.
  • Библия имеет множество человеческих авторов, но её единство вдохновляет на размышления о божественном.

Парадокс Библии

41:42
  • Библия может быть опасной для неподготовленных читателей.
  • Парадоксы в Библии, такие как "увидевший Бога умрет", создают трудности для понимания.
  • Примеры парадоксов: Моисей и заповеди, Иисус Навин и война за землю обетованную.

Война и любопытство

44:37
  • Война и любопытство связаны с человеческой природой.
  • Грехопадение человека начинается с любопытства.
  • Восстание ангелов в Библии также связано с перманентной войной.

Восстание ангелов и протестантизм

46:34
  • Восстание ангелов стало основой протестантской теологии.
  • Протестанты использовали эту идею для своих революционных текстов.
  • Восстание ангелов также было популярно среди рыцарей в Средневековье.

Парадоксальность и непостижимость Бога

53:24
  • Бог непостижим и парадоксален.
  • Апостолы не могли увидеть Бога, что подчеркивает его непознаваемость.
  • Парадоксы Библии делают её целостной и драматической.

Примирить войну и заповедь "не убий"

56:13
  • Примирить войну и заповедь "не убий" невозможно.
  • Познание Бога невозможно для человека.
  • Претензии к Богу за несправедливость мира ведут к сумасшествию.

Парадоксы Библии

59:09
  • Библия полна парадоксов, и Бог не нуждается в нашем языке для познания.
  • Мы познаем мир через язык, и то, что не можем объяснить, оставляем в неведении.
  • Война в Библии присутствует как парадоксальное явление.

Конфликт Саула и Самуила

1:00:09
  • Саул и Самуил поссорились из-за того, что Саул не убил царя враждебного племени.
  • Самуил убил царя, чтобы показать Саулу, как нужно действовать.
  • Саул испытывает раздвоение сознания и меланхолию.

Давид и его псалмы

1:04:02
  • Давид оставит нам псалмы, которые будут переводиться великими поэтами.
  • Псалмы Давида воплощают суть духовного стиха.
  • Давид также потеряет связь с Богом, что приведет к его безумию.

Парадоксы и наука

1:06:52
  • Средневековые теологи пытались рационально объяснить парадоксы Библии.
  • Это привело к созданию научного языка доказательств.
  • Великие ученые, такие как Ньютон и Лейбниц, были теологами.

Парадоксы войны и секса

1:10:41
  • Библия содержит парадоксы, такие как война и секс.
  • Секс в Библии представлен как греховная любовь.
  • Кубрик в фильме "Заводной апельсин" показывает, как Библия может быть воспринята по-разному.

Войны в Библии

1:12:32
  • В Библии присутствуют сцены войн и геноцида.
  • Примеры включают восстание ангелов, потоп, Исход из Египта и избиение младенцев.
  • Иисус и его борьба с земными врагами также описаны в Библии.

Ключевые сцены войн

1:16:25
  • Вавилонское пленение и Юдифь, спасающая свой город.
  • Самсон и филистимляне, которые должны быть уничтожены.
  • Эти сцены показывают, что Библия содержит множество исторических и юридических текстов.

Самсон и его сила

1:19:23
  • Самсон, герой Библии, обладает божественной силой, заключенной в его волосах.
  • Он может убивать множество врагов и разрушать крепости.
  • Его слабость — его тело, и филистимляне пытаются узнать его секрет.

Ослепление Самсона

1:20:21
  • Филистимляне пытаются узнать секрет Самсона, чтобы использовать его силу.
  • Самсон раскрывает, что его сила в волосах, и филистимляне ослепляют его.
  • Ослепление считалось важным политическим актом, лишающим человека возможности участвовать в больших играх.

Возвращение силы Самсона

1:24:14
  • Самсон молит Бога о возвращении силы и получает её.
  • Он разрушает дворец филистимлян, демонстрируя свою божественную мощь.
  • Этот сюжет стал одной из самых драматичных и известных частей Библии.

Влияние библейских сюжетов на искусство

1:25:14
  • Библейские сюжеты часто изображались в живописи, например, Рембрандтом и Караваджо.
  • Эти сюжеты вдохновляли на создание произведений искусства, таких как оперы и картины.
  • Война и конфликты всегда были ключевыми темами в искусстве.

Парадоксы Библии и теология войны

1:28:09
  • Библия строится на парадоксах, что делает её восприятие сложным.
  • Блаженный Августин создал теорию теологии войны, основываясь на Библии.
  • Апокалипсисы, такие как падение Римской империи и Великая чума, повлияли на восприятие войны.

Влияние Византии на Русь

1:32:01
  • Падение Константинополя в 1453 году привело к культурному влиянию Византии на Русь.
  • Византийская иконопись и абстрактное мышление стали основой русской культуры.
  • Россия начала кристаллизоваться как особая цивилизация, наследница Византии.

Отношение церкви к войне

1:34:58
  • Папа Григорий II изменил отношение церкви к войне, приняв её как священную.
  • Это изменение было связано с опытом падения Римской империи.
  • Оправдание войны стало частью церковной доктрины, что привело к изменению отношения к насилию.