Темная сторона продуктового дизайна | Артур Арсёнов | Prosmotr

YOUTUBE · 28.11.2025 04:44

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:11
  • Артур Арсенов, основатель и генеральный директор дизайн-студии Луи, рассказывает о своем опыте в индустрии дизайна.
  • Студия Луи запустила самый быстрорастущий стартап в Европе и разработала банковские и финансовые системы.
  • Артур приветствует участников и объявляет тему выступления: продуктовый дизайн.

Проблемы продуктового дизайна

0:53
  • Артур обсуждает, что быть продуктовым дизайнером стало модным, но не все понимают, что это значит.
  • Продуктовые дизайнеры выполняют разные задачи в разных компаниях, что вызывает путаницу.
  • В Европе и США продуктовый дизайн имеет разные интерпретации, что усложняет понимание термина.

Эксплуатация продуктового дизайна

3:59
  • В России и других странах продуктовые дизайнеры часто выполняют задачи, которые не всегда соответствуют их компетенции.
  • Это приводит к тому, что дизайнеры выполняют задачи, не связанные с их основной специализацией.
  • В результате, продуктовые дизайнеры часто становятся маркетологами, что не является их основной задачей.

Эффективный дизайн

6:27
  • Продуктовый дизайн часто сводится к созданию эффективных решений, что приводит к однообразию.
  • Дизайнеры начинают использовать методы, которые не всегда подходят для их задач.
  • Это создает проблемы, так как дизайнеры не всегда понимают, что такое адекватный дизайн.

Арт-директора и дизайн-менеджмент

9:09
  • Артур обсуждает роль арт-директоров и их функции в дизайне.
  • В России арт-директора часто выполняют задачи, которые больше подходят для дизайн-менеджеров.
  • Артур считает, что арт-директора должны быть игроками, которые приносят видение и помогают его реализовать.

Заключение

11:05
  • Артур делится своим опытом становления арт-директором и подчеркивает важность защиты дизайна.
  • Он считает, что арт-директор должен быть человеком, который представляет и защищает дизайн, созданный командой.
  • Прокачка развития других дизайнеров должна быть отдельным треком, который можно реализовать через дизайн-коучинг.

Проблемы продак-дизайна

11:37
  • Продак-дизайн убил специализацию, и каждый может называть себя дизайнером.
  • Дизайнеры часто не могут определить сильные компетенции коллег.
  • В компаниях не всегда понимают, кто в чем силен, и оценивают дизайнеров по эффективности форм и сайтов.

Дизайнеры как менеджеры и программисты

13:36
  • Дизайнеры стали менеджерами, маркетологами и программистами.
  • Сложно спросить их за композицию, и они часто не понимают, зачем нужна типографика.
  • Молодые дизайнеры часто следуют гайдам, а не думают самостоятельно.

Проблемы подготовки дизайнеров

15:25
  • В стране нет нормального института подготовки дизайнеров.
  • Дизайнеры из Британии и Вышки проходят стажировки и профподготовку.
  • Не хватает бухгалтерских и экономических компетенций у дизайнеров.

Приставки к профессии дизайнера

16:51
  • Дизайнеры часто используют приставки, чтобы обозначить свою специализацию.
  • Важно уважать дизайнеров и не стесняться их профессии.
  • Рост дизайнера должен измеряться объемом аудитории, которая пользуется его работами.

Продуктовый дизайн в крупных компаниях

18:58
  • Дизайн-отделы в крупных компаниях, таких как Яндекс и Mail.ru, существуют, но их эффективность сомнительна.
  • Альфа-лаборатория была расформирована, и дизайнеры перешли в другие подразделения.
  • В Яндексе дизайнеры работают в отдельных бизнес-юнитах, что затрудняет коммуникацию и координацию.

История Рамблер и дизайн-отделов

21:39
  • В 2011 году Рамблер купил компанию Веб для создания собственного дизайн-отдела.
  • Первый отдел Рамблер Диджитал Салюшин просуществовал три года без релизов и был закрыт.
  • Новый отдел под руководством Саши Ермоленко также не дал результатов и был расформирован.

Проблемы внутренних дизайн-отделов

23:02
  • Создание больших дизайн-отделов требует значительных финансовых вложений.
  • Компании не всегда оценивают эффективность таких отделов по сравнению с аутсорсингом.
  • Внутренние команды часто не справляются с задачами и не дают значительных результатов.

Проблемы продуктового дизайна

24:58
  • Внутренние команды часто занимаются мелкими задачами, не давая крупных релизов.
  • Люди, пришедшие внутрь, сталкиваются с бюрократией и не могут эффективно работать.
  • Компании не могут перейти на большие шаги в развитии продуктов из-за внутренних ограничений.

Проблемы аутсорсинга и продуктового дизайна

27:34
  • Яндекс и Альфа-Лаборатория успешно закупают услуги извне.
  • В Рамблер и Сбертехе аутсорсинг не используется эффективно.
  • Продуктовый дизайн в России не имеет четкого образования и школ для менеджеров.

Роль дизайнеров и их ограничения

28:36
  • Дизайнеры часто ограничены в своих задачах и не могут отвечать за метрики.
  • Компании создают ограничения для дизайнеров, что делает их неэффективными.
  • Дизайнеры должны быть адаптивными и не бояться смешивать компетенции.

Заключение и призыв к нормальности

31:14
  • Внутренние команды ухудшают качество дизайна из-за кровосмешения.
  • Важно привлекать внешние ресурсы для улучшения качества дизайна.
  • Призыв к нормальным коммуникациям и работе без арго и терминов.

Решение проблемы нейминга

32:52
  • Перестать мыслить приставками, такими как "арт-директор".
  • Проблема нейминга заключается в восприятии людей без приставок.
  • Важно адаптироваться и менять себя, чтобы изменить окружение.

Роль арт-директора

34:03
  • Арт-директор может быть проект-менеджером, если у него сильные менеджерские компетенции.
  • В продуктовых компаниях арт-директор может быть не нужен.
  • Если арт-директор хорошо управляет, ему не нужен менеджер.

Определение ключевой специальности

35:43
  • Если нет базовой компетенции, можно развиваться в разных направлениях.
  • Рекомендуется оставлять один день в неделю для саморазвития.
  • Важно оставлять время для создания "жемчужины" и повышения качества работы.

Проблемы в команде

37:52
  • Бренд-менеджер может мешать работе, если его не втягивать в процесс.
  • Важно договариваться и использовать дипломатию для решения конфликтов.
  • В маленьких компаниях часто отсутствует четкое разделение обязанностей.

Проблемы в стартапах

40:46
  • В стартапах часто не хватает компетенций у сотрудников.
  • Стартапы могут давать высокие зарплаты, но не всегда соответствуют компетенциям.
  • Важно уметь делегировать ответственность и масштабироваться горизонтально.

Выращивание дизайнера

42:52
  • Время, необходимое для выращивания хорошего дизайнера, зависит от его ценности для бизнеса.
  • Важно платить выше рынка, чтобы компенсировать возможные риски на старте.
  • Интенсивность обучения и опыт работы в компаниях влияют на скорость роста дизайнера.

Интенсивность обучения

43:46
  • Интенсивное обучение и проекты могут значительно ускорить рост дизайнера.
  • Для мидл-позиции достаточно трехмесячного спринта и образовательного мероприятия.
  • Для джуниор-позиции требуется два года, для сеньор-позиции – три-пять лет.

Горизонтальный рост и контроль

44:44
  • Горизонтальный рост дизайнера зависит от качества коммуникации, клиента и задач.
  • Контроль над дизайнером влияет на его рост: меньше контроля – быстрее рост, больше контроля – медленнее рост.
  • Аутстаффинг может ускорить рост дизайнера, но это зависит от условий работы.

Ритуалы и метрики

45:38
  • Внутренние ритуалы помогают понять, как растить дизайнера и куда он растет.
  • Желание учиться у дизайнера играет ключевую роль.
  • Проект по открытию дизайн-школы пока заморожен.

Заключение

46:08
  • Благодарность за вопрос и ответ.
  • Призыв к аплодисментам для Артура.