Введение 0:00 Кремлёвская площадь в Вологде — сердце города. Фильм рассказывает о зарождении и развитии вологодского кружева. Кружевоплетение — уникальный феномен, гордость вологжан.
История кружевоплетения 0:59 Кружевоплетение — важная часть художественной жизни края. Анфея Брянцева, родившаяся в семье священнослужителей, стала талантливой кружевницей. В 1840-х годах появился вологодский манер кружевоплетения.
Обучение и распространение 2:56 Софья Петровна Брянцева обучала около 800 девочек. Обучение способствовало распространению вологодского кружева. Скупщики способствовали популяризации кружева.
Развитие промысла 4:53 Промысел развивался волнообразно, с периодами популярности и спада. Кружево менялось с течением времени, потребляя огромное количество шёлковых нитей. Мужское население также занималось плетением косынок.
Централизация промысла 6:49 После смерти Софьи Петровны появилась централизация промысла. В начале XX века кружевоплетение стало более организованным. Кустарный комитет способствовал росту популярности кружева.
Советское время 9:51 После революции кружевоплетение сохранялось благодаря поддержке властей. Кружево адаптировалось к новым потребностям и формам мебели. В 1928 году открылась профтехшкола для кружевниц.
Расширение ассортимента 12:44 С конца 1920-х годов внимание уделялось расширению ассортимента кружева. Кружевницы выделили свой союз «Волкружевсоюз». В 1936 году открылась художественная лаборатория для разработки новых рисунков.
Великая Отечественная война 13:43 Деятельность кружевной школы и артелей была приостановлена. В 1942 году промысел возобновился. Кружевом расплачивались по программе ленд-лиза.
Вологодское кружево после войны 14:43 Женщины готовились к возвращению мужей с фронта, украшая дома кружевами. Кружева стали символом преодоления трудностей и победы. Появились серии работ, посвящённые победе в Великой Отечественной войне.
Развитие кружевоплетения после войны 15:42 Художники предлагали новые модели одежды с мерным кружевом. Общественность начала уделять больше внимания вологодскому кружеву.
Объединение «Снежинка» 16:26 В 1960-х годах создано объединение «Снежинка», объединившее кружевниц и художников. «Снежинка» контролировала качество и расширяла сферу деятельности.
Творческий коллектив 18:24 В 60–70-е годы работал большой коллектив художников, создававших новые изделия. Ежегодно выпускалось около 60 изделий, требовавших постоянного внедрения новых технологий.
Технологический прогресс 20:23 Развивались технологические приёмы, усложнялись узоры. Кружевницы и технологи разрабатывали новые приёмы плетения.
Выставки и популярность 21:23 В 70–80-е годы проводились грандиозные выставки, привлекавшие внимание к вологодскому кружеву. Кружева, опубликованные в журнале «Мода», пользовались большим спросом.
Спад интереса 23:19 В конце 90-х годов наблюдается спад интереса к вологодскому кружеву из-за изменения потребительских предпочтений. Молодёжь предпочитала импортные вещи.
Сохранение промысла 24:17 Вологодское кружево сохранило свой дух и продолжает развиваться. Промысел адаптируется к новым условиям и ищет новые формы существования.
Феномен вологодского кружева 26:17 Вологодское кружево выжило несмотря на катаклизмы XX века. Промысел сохраняет высокое качество и художественные традиции.
Будущее кружева 27:14 Несмотря на сложности, кружевоплетение продолжает существовать. Вологодское кружево остаётся уникальным и ценным искусством.