Введение и знакомство 9:01 Приветствие и ставки на результаты Никиты. Проверка связи и приветствие зрителей. Представление Марины, преподавателя литературы с опытом более трех лет.
Достижения Марины 9:54 Марина дважды сдала ЕГЭ на 100 баллов. Учится на медиакоммуникациях и занимается продюсированием. Никита, преподаватель общаги, также делится своими достижениями.
Подготовка к экзамену 11:15 Никита и Марина обсуждают подготовку к ЕГЭ по литературе. Никита не уверен в своих силах, но Марина готова помочь. Марина планирует дать Никите концентрированную информацию для сдачи экзамена.
Эксперимент и поддержка 12:14 Марина и Никита обсуждают шансы Никиты на сдачу экзамена. Призыв к зрителям поддержать Никиту в чате. Никита делится своими сомнениями и страхами.
Запись и результаты 14:05 Обсуждение записи эфира и сохранения материалов. Результаты экзамена будут доступны в телеграм-канале. Призыв подписываться на YouTube-канал и участвовать в бесплатных вебинарах.
Досрочный экзамен 15:33 Призыв к зрителям, сдающим в досрочный период, присоединиться к курсу. Марина объясняет, что курс поможет подготовиться к экзамену. Никита выражает надежду на успешную сдачу экзамена.
Введение и обсуждение произведений 17:32 Обсуждение произведений, которые нужно знать для экзамена. Упоминание "Героя нашего времени" Лермонтова, "Преступления и наказания" Достоевского, "Мцыри" Лермонтова. Обсуждение других произведений, таких как "Евгений Онегин", "Мать" Горького, "Старуха Изергиль", "На дне", "Божественная комедия" Данте, "Три товарища", "Над пропастью во ржи", "Анна Каренина".
Кодификатор и выбор произведений 19:33 Обсуждение кодификатора и выбора произведений для экзамена. Упоминание "Войны и мира", "Тихого Дона", "Героя нашего времени", "Евгения Онегина", "Капитанской дочки", "Медного всадника". Обсуждение похожих произведений, таких как "Недоросль" и "Горе от ума".
Конфликт в "Горе от ума" 22:20 Объяснение конфликта между Чацким и фамусовским обществом. Чацкий критикует старые методы продвижения по карьерной лестнице. Фамусовское общество поддерживает старые методы, приводя пример Скалозуба и Максима Петровича.
Конфликт в "Отцах и детях" 24:18 Обсуждение конфликта между Базаровым и Аркадием. Базаров выступает за науку и нигилизм, Аркадий поддерживает романтизм и любовь. Конфликт между Базаровым и дядей Аркадия, Петром Петровичем, который отстаивает аристократические принципы.
Базаров и его идеология 26:01 Базаров считает, что нужно разрушать, так как народ живет в бедности. Он выступает против аристократии и романтизма, считая, что нужно действовать разумом, а не чувствами. Базаров является идеологическим противником дворян, но не предпринимает конкретных действий для свержения правительства.
Система знаний и общество 27:01 Базаров поддерживает систему, где место в обществе определяется знаниями. Он не делает конкретных действий для свержения правительства, но является идеологическим противником дворян. Важно понимать логику и основные идеи произведений для написания сочинений.
Структура ЕГЭ и знания 28:01 Обсуждение структуры ЕГЭ и необходимости учитывать имеющиеся знания. Важно понимать, какие произведения и их основные идеи нужно знать для написания сочинений. Обсуждение произведений "Гроза", "Преступление и наказание", "Ревизор".
"Ревизор" и чиновники 29:00 В "Ревизоре" чиновники боятся проверки и начинают "облизывать" мелкого чиновничка, думая, что он ревизор. Чиновники парализованы страхом и не выполняют свои обязанности. Главный порок чиновников – взяточничество, что показано в произведении.
"Мертвые души" и Чичиков 32:01 Чичиков скупает мертвые души у помещиков, чтобы заложить их как живых и получить деньги. Важно знать героев произведения, таких как Манилов и Коробочка. Обсуждение сюжета и персонажей "Мертвых душ".
"Шинель" и Акакий Акакиевич 33:54 Акакий Акакиевич копит деньги на новую шинель, но его шинель крадут. Он умирает от холода, так как не получает помощи от высокопоставленного лица. Обсуждение сюжета и персонажей "Шинели".
"Слово о полку Игореве" 34:53 Игорь и его полк идут воевать с половцами, но в итоге попадают в плен. Святослав призывает к единению князей для спасения Руси. Главная идея произведения – необходимость единства и совместных действий для выживания Руси.
"Вишневый сад" Чехова 38:49 Семья Раневских владеет домом с вишневым садом, но у них нет денег. Нужно что-то делать с садом, чтобы выжить. Обсуждение сюжета и персонажей "Вишневого сада".
Продажа вишневого сада 38:59 Герои обсуждают, продавать ли дом с вишневым садом. Лопахин предлагает купить сад и продать его под участки. Раневская и Петя Трофимов не могут принять решение.
Продажа сада Лопахину 39:57 Лопахин советует Раневской продать сад под участки. В доме умирает слуга Фирс, что символизирует конец старого времени. В итоге дом продается Лопахину, который выигрывает торги.
Горький "На дне" 41:53 Действие происходит в маргинальной ночлежке. Васька Пепел, Актер, Дед и другие персонажи живут на дне. Лука, странник, пытается дать надежду всем, но в итоге уходит.
Надежда и разочарование 43:40 Лука раздает надежду Анне, Актеру и Ваське Пеплу. Актер теряет надежду после ухода Луки. Васька Пепел убивает Костылева, хозяина ночлежки, застукав его с Василисой.
Обсуждение произведений для ЕГЭ 46:27 Обсуждение произведений, которые могут быть использованы на ЕГЭ. Упоминание "Господина из Сан-Франциско" и "Толстого и тонкого". Важность понимания произведений для успешной сдачи экзамена.
"Человек в футляре" Чехова 47:23 Описание главного героя Беликова, его замкнутости и правил. Беликов умирает, и общество продолжает жить по его правилам. Суть произведения: каждый человек по-своему в футляре.
Другие произведения для ЕГЭ 50:15 Упоминание сказок Салтыкова-Щедрина и "Кому на Руси жить хорошо". Обсуждение "Песни про купца Калашникова" Лермонтова. Тема чести в "Капитанской дочке" и других произведениях.
Подготовка к ЕГЭ по литературе 52:28 Обсуждение важности знаний для сдачи ЕГЭ по литературе. Упоминание курса для подготовки к экзамену. Возможность подготовки за два месяца.
Структура ЕГЭ по литературе 56:02 Описание структуры экзамена: маленькие сочинения и большое сочинение. Важность знания теории и анализа произведений. Возможность решения заданий без глубокого знания произведений.
Вопросы по тексту 58:03 Важно включать логику при ответах на вопросы по тексту. Пример: в "Ревизоре" переполох вызвал Хлестаков. Вопросы могут быть простыми, но требуют знания произведения.
Задания на содержание произведения 58:58 Задания на содержание произведения требуют логики и знания текста. Примеры: соотнесение героев и их цитат. Тесты на ЕГЭ по литературе дают 13% от общего балла.
Вторичная система и сочинения 59:58 Вторичная система включает два маленьких сочинения и задания на анализ текста. Важно включать мозги и внимательно читать текст. Примеры тем: произведения о чиновничестве, произведения на определенную тему.
Стихотворения и анализ 1:00:49 В заданиях на анализ текста нужно включать мозги и вникать в суть. Примеры вопросов: анализ стихотворения, анализ произведения. Важно выбирать темы, которые знакомы и понятны.
Как писать ответы в бланк 1:02:49 Ответы пишутся без пробелов и знаков препинания, в именительном падеже. Примеры: жанр произведения, говорящие фамилии, ремарки. Важно следовать логике вопроса и не повторять слова из вопроса.
Роды литературы 1:05:57 Основные роды литературы: эпос, драма, лирика, лиро-эпос. Эпос описывает события и характеры, драма предназначена для постановки на сцене. Лирика включает стихотворения с языковой организацией и рифмой. Лиро-эпос сочетает элементы эпоса и лирики.
Лирика и эпос 1:07:36 Лирика отличается от эпоса отсутствием событий. В лирике описываются чувства, а не действия. Эпос включает в себя роман, рассказ, повесть и эпопею.
Драма и трагедия 1:08:36 Драма включает в себя комедию и трагедию. В ЕГЭ нет трагедии, поэтому её можно не учитывать. Примеры комедий: "Недоросль", "Горе от ума", "Вишневый сад".
Жанры эпоса и драмы 1:10:23 Эпос: рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Драма: комедия или драма. Объем произведения определяет его жанр.
Рассказы и повести 1:11:22 Рассказы: "Старуха Изергиль", "Шинель". Повести: "Судьба человека", "Один день Ивана Денисовича". Примеры: Чехов, Солженицын, Бунин.
Романы и эпопеи 1:14:30 Романы: практически все произведения. Эпопеи: "Война и мир", "Тихий Дон". Лиро-эпические произведения: поэма, роман в стихах, баллада.
Поэма и роман в стихах 1:15:23 Поэма: стихотворная форма в начале произведения. Роман в стихах: "Евгений Онегин". Баллада: относится к Жуковскому.
Литературные направления 1:16:46 Учитель географии проиграл сына в города. Поэма "Мертвые души" в стихотворной форме. Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм.
Классицизм 1:17:39 Классицизм в русской литературе XVIII-XIX веков. Жесткие каноны и условности. Пример: "Недоросль" Фонвизина.
Романтизм 1:18:35 Конфликт мечты и действительности. Примеры: "Мцыри", "Старуха Изергиль", "Песня про купца Калашникова". Реализм как направление, которое включает все остальные.
Реализм 1:20:29 Реализм в литературе XIX-XX веков. Примеры: "Горе от ума", "Шинель", "Ночь перед Рождеством". Важность подготовки и запоминания произведений.
Перерыв и возвращение 1:22:28 Предложение сделать перерыв. Возвращение к разбору терминов и заданий. Оценка связи и количества зрителей.
Термины и задания 1:35:14 Введение в термины: сюжет, композиция, конфликт. Примеры использования терминов в заданиях. Важность запоминания и понимания терминов для успешной сдачи ЕГЭ.
Персонажи и их виды 1:37:39 Персонаж, герой, действующее лицо. Второстепенные герои: эпизодические и вне сценические. Эпизодические герои появляются в одном эпизоде и не влияют на сюжет. Вне сценические герои упоминаются, но не появляются на сцене.
Лирический герой и рассказчик 1:39:35 Лирический герой в стихотворении. Рассказчик в произведении. Монолог, диалог, внутренний монолог, ремарка.
Создание образа 1:41:45 Портрет, пейзаж, интерьер. Психологизм: изображение внутреннего мира героя. Художественная деталь: мелкая деталь, раскрывающая героя.
Говорящие фамилии и просторечие 1:42:28 Говорящие фамилии: отражают характер героя. Просторечие: сниженная лексика, используемая для характеристики.
Композиция произведения 1:44:33 Экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Конфликт в произведении и его развитие. Эпилог: события после основного действия.
Решение заданий 1:46:21 Конфликт в пьесе и его разрешение. Сопроводительные замечания к тексту. Падежи в заданиях. Стихотворение Шекспира как пример.
Литературные роды и жанры 1:47:12 Обсуждение литературных родов: лирика и драма. Упоминание о сложности установления соответствия между героями. Предложение решить задания из сборника ЕГЭ.
Стихотворение Маяковского "Нате" 1:48:13 Стихотворение "Нате" обладает ярко выраженным пафосом. Лирический герой высмеивает обывателей за их ограниченность и бездуховность. Обсуждение видов комического: ирония, сатира и сарказм.
Виды комического 1:48:58 Ирония: легкая насмешка, как в примере с учителем Гринева. Сарказм: жесткая и язвительная насмешка. Сатира: высмеивание общественно вредных явлений и человеческих пороков.
Жанры лирики 1:51:54 Элегия: стихотворение с грустью, распространено в начале XIX века. Послание: обращение к конкретному лицу, обычно с именем в названии. Ода: восхваление, торжественное или посвящение.
Виды рифмовки 1:54:05 Парная рифмовка: рифмуются соседние строчки. Перекрестная рифмовка: рифмуются через одну строчку. Кольцевая рифмовка: рифмуются первая и четвертая строчки.
Определение размера стихотворения 1:55:05 Определение размера стихотворения: количество слогов в строчке. Ритм стихотворения создается рифмой и ударениями. Выделение гласных букв для определения размера.
Ритм и ударения 2:00:45 Обсуждение ритма в стихотворении "Белеет парус одинокой". Важность интонационного выделения слогов для создания ритма. Примеры правильного и неправильного выделения ударений.
Стихотворные размеры 2:03:12 Объяснение двусложных и трехсложных размеров. Примеры использования схем для определения стихотворного размера. Практика применения схем на примерах.
Художественные средства выразительности 2:07:34 Обзор основных художественных средств выразительности. Примеры олицетворения, сравнения, метафоры и аллегории. Важность понимания звукописи и повторов.
Повтор и антитеза 2:11:10 Объяснение повторов и их видов. Примеры анафоры и антитезы. Важность проверки наличия инверсии и оксюморона.
Риторические вопросы и восклицания 2:12:37 Обзор риторических вопросов и восклицаний. Примеры их использования для привлечения внимания. Практика выявления средств выразительности в стихотворении.
Риторический вопрос и анафора 2:13:56 Обсуждение риторического вопроса и анафоры. Определение анафоры как повторения слов в начале строки. Примеры использования анафоры в тексте.
Гротеск и оксюморон 2:14:55 Объяснение гротеска и фантасмагории. Пример использования оксюморона "живой труп". Метод исключения для определения эпитетов.
Сочинение по фрагменту произведения 2:16:04 Введение в написание сочинения по фрагменту произведения. Две темы на выбор, их различия. Структура и советы по написанию сочинения.
Перефразирование вопроса 2:18:03 Перефразирование вопроса для сочинения. Пример перефразирования вопроса "в приведенном фрагменте". Важность точного соответствия критериям оценки.
Влияние состояния городничего на события пьесы 2:19:13 Важно избегать канцеляризмов и писать в нейтральном стиле. В приведенном фрагменте автор изображает внутреннее состояние городничего, влияющее на ход событий. Необходимо выделить конкретные фразы из текста, подтверждающие влияние состояния на события.
Аргументация и примеры из текста 2:20:11 Используйте конкретные фразы из текста для подтверждения своих утверждений. Пример: городничий боится Хлестакова, что влияет на его поведение. Важно брать аргументы только из текста, а не из отвлеченных размышлений.
Логика и структура аргументации 2:21:47 Вытяните два аргумента из текста и сформулируйте их в тезисе. Заключение должно повторять основные тезисы, подтвержденные аргументами. Используйте прямые цитаты для подтверждения своих утверждений.
Заключение и критерии оценки 2:23:18 В заключении перефразируйте основные тезисы. Важно понимать, что внутреннее состояние ограничено и влияет на дальнейший ход событий. Не уходите в детали, которые не связаны с фрагментом, чтобы избежать логических ошибок.
Пример анализа характера Тихона 2:26:01 В приведенном фрагменте проявляются черты характера Тихона: бесхарактерность и покорность матери. Ученик сразу отвечает на вопрос, что Тихон не имеет собственного мнения и боится матери. Приводит конкретные цитаты и эпизоды, подтверждающие эти черты характера.
Анализ стихотворения 2:27:39 Сочинение номер десять требует анализа стихотворения. Стихотворения поэтов второй половины XX века обычно просты для анализа. Важно перефразировать вопрос и выделить доминирующее чувство в стихотворении.
Патриотизм в лирике 2:28:31 В сочинении номер десять доминирует чувство патриотизма. Важно использовать цитаты для подтверждения своих мыслей. Логично сначала найти фрагмент, подтверждающий патриотизм, а затем привести цитаты.
Выбор произведения 2:30:00 В сочинении номер шесть нужно выбрать произведение с похожей темой. Пример: нравы чиновничества в "Ревизоре" и "Толстом и тонком" Чехова. Важно перефразировать вопрос и указать произведения, которые будут сравниваться.
Сопоставление произведений 2:33:09 В сочинении нужно сопоставить темы, изображенные в разных произведениях. Важно выделить общие черты и различия между произведениями. Пример: тема управления народом в "Железной дороге" Некрасова и "Фабрике" Блока.
Формулировки и сопоставление 2:35:18 Обсуждение формулировок в произведениях, таких как "Железная дорога" Некрасова и "Блок". Важность привлечения текста для сопоставления тем. Пример сопоставления произведений через сны героев.
Примеры и сопоставление 2:36:53 Пример сопоставления романов "Преступление и наказание" Достоевского и "Тихий Дон" Шолохова. Важность выделения общего и различного в снах героев. Пример разбора снов Родиона Раскольникова и Григория Мелихова.
Подготовка к сочинению 2:38:58 Обсуждение важности формулировок и привлечения текста. Пример сочинения и его структура. Важность указания произведения и автора в первом предложении.
Привлечение текста 2:40:50 Использование цитат из произведений для сопоставления. Возможность привлечения текста своими словами. Важность знания деталей текста для успешного сопоставления.
Одиннадцатое задание 2:42:00 Обсуждение сложности написания одиннадцатого задания. Важность подготовки и выбора правильных произведений. Пример темы и возможные подходы к её раскрытию.
Большое сочинение 2:43:54 Структура и выбор тем для большого сочинения. Примеры тем и возможные подходы к их раскрытию. Важность анализа и интерпретации произведений.
Диалог искусств 2:46:38 Обсуждение вопроса о том, что мог бы изобразить иллюстратор из романа "Война и мир". Важно перефразировать вопрос в главный тезис. Примеры тезисов и аргументов для разных эпизодов романа.
Аргументы и тезисы 2:47:28 Объяснение разницы между тезисом и аргументом. Примеры использования аргументов для доказательства тезиса. Важность логической связи между абзацами.
Пример эссе 2:48:28 Пример эссе о теме народа в поэме "Мертвые души". Важность использования терминов и привлечения текста. Критерии оценки эссе: два-три тезиса, привлечение текста, использование терминов.
Стратегия подготовки 2:50:10 Важность использования двух терминов в основной части эссе. Фокус на орфографические и пунктуационные ошибки. Стратегия подготовки к сочинению: сначала маленькие задания, затем сложные.
Практика и перерыв 2:52:13 Важность практики перед сочинением. Предложение сделать перерыв и вернуться к практике позже. Завершение презентации и благодарность зрителям.
Самостоятельная практика 3:08:29 Никита начинает самостоятельную практику. Обсуждение вопросов и ответов по произведению "Евгений Онегин". Примеры заданий и их решение.
Редкие вопросы 3:12:09 Обсуждение редких вопросов, таких как "онегинская строфа". Примеры редких вопросов и их решение. Важность запоминания редких терминов и фактов.
Характеристика Евгения Онегина 3:14:51 Онегин не хочет терять свою свободу, несмотря на разлуку с Ленским. Он осознает свою ошибку и наказание. Важно понять, как раскрывается характер Онегина в этом фрагменте.
Лишний человек в литературе 3:16:16 Онегин сначала не понимает, что это любовь, но потом влюбляется. В задании 5.2 рассматривается риторическое воспитание. Лишний человек — это герой высокого социального положения, который не может найти свое место в жизни. Примеры: Онегин, Печорин, Обломов.
Саморазрушительное поведение 3:18:12 Онегин, Печорин и Обломов пытаются найти смысл жизни, но не могут. Важно разобрать, как Онегин характеризует себя в этом фрагменте. Онегин совершил ошибку, отказав Татьяне, и осознал это позже.
Евгений Онегин и его характер 3:19:11 Евгений Онегин считает себя чужим для всех и ценит свободу. Он хочет быть с Татьяной и быть связанным с ней. Важно правильно оформлять цитаты и использовать слэш для обозначения конца строки.
Сравнение Онегина с другими персонажами 3:21:43 Онегин и Печорин имеют схожие черты: знатное происхождение, молодость, красота, интерес к девушкам. Оба легко относятся к отношениям и не ценят их. Печорин обманывает девушек, как и Онегин, но Онегин осознает свои ошибки и признается в этом Татьяне.
Лирический герой и его особенности 3:25:13 Автор использует просторечные слова и повтор звуков для создания образа лирического героя. В стихотворении есть рифма, которая помогает передать эмоции и настроение. Рифма может быть перекрестной, кольцевой или парной.
Риторические вопросы и эпитеты 3:27:36 В стихотворении используются риторические вопросы и восклицания. Эпитет помогает описать предмет или явление. Высоцкий редко использует эпитеты, но они часто встречаются в его творчестве.
Лирический герой в стихотворении "Песня завистника" 3:30:22 Лирический герой стихотворения завистлив и ищет что-то, чего не видно. Он сравнивает себя с соседом, который объездил весь Союз в поисках чего-то. Герой берет чужие вещи и использует их, чтобы казаться лучше.
Обсуждение риторических восклицаний 3:30:51 Обсуждение риторических восклицаний в стихотворении. Пример использования риторического восклицания для выражения возмущения. Задание на разбор зависти лирического героя в стихотворении.
Анализ зависти лирического героя 3:32:19 Лирический герой завидует зарплате соседа. Событие с разбитым графином и реакция героя. Герой требует компенсацию за разбитый графин, оправдывая это завистью.
Советы по написанию эссе 3:33:19 Важность не бояться писать и включать голову. Избегать разговорных слов и использовать нейтральные. Пример стихотворения для анализа не лучших человеческих качеств.
Примеры стихотворений для анализа 3:34:37 Обсуждение стихотворений Маяковского и Заболоцкого. Пример стихотворения "Некрасивая девочка" Заболоцкого. Стихотворение "Нате" Маяковского как пример сатиры.
Стихотворения Пушкина 3:37:10 Обсуждение стихотворений Пушкина о любви. Пример стихотворения "Я вас любил" Пушкина. Стихотворение "Зима" Пушкина как пример описания простого народа.
Двенадцатое задание 3:38:58 Задание на указание произведения отечественной или зарубежной поэзии. Обсуждение трудностей с выбором произведения. Пример перефразирования вопроса для выбора подходящего стихотворения.
Обсуждение произведений литературы 3:39:33 В произведениях литературы часто описываются негативные качества людей. Пример: "Нате" Маяковского и "Песня завистника". Литература позволяет творчески подходить к экзаменам, если правильно сформулировать мысль.
Пример из "Недоросля" 3:40:10 Обсуждение персонажа Митрофанушки из "Недоросля". Митрофанушка не хочет учиться и противится учению. Пример смешного момента: Митрофанушка не может определить, дверь - это прилагательное или существительное.
Итоги и советы по подготовке 3:42:42 Важно знать хотя бы немного произведений, которые разбирались в первом часу. В тестах можно использовать текст для ответов. Для маленьких сочинений перефразируйте вопросы и используйте цитаты.
Советы по написанию сочинений 3:43:38 В пятом и десятом сочинениях перефразируйте вопросы и ссылайтесь на текст. В шестом и одиннадцатом сочинениях сопоставляйте с другими произведениями. В двенадцатом сочинении делайте упор на вступление и заключение.
Заключение и пожелания 3:44:38 Пишите на чистовик сразу, не тратьте время на орфографию. Будьте ленивы в ответах, если не знаете, что писать. Пожелание удачи Никите и всем, кто сдает экзамены.
Завершение и благодарности 3:45:32 Никита готовится к экзамену, а ведущий болеет и хочет отдохнуть. Благодарность зрителям за терпение и участие. Напоминание о важности отдыха перед экзаменами.