Публичный лекторий МГППУ. Кочетова Ю.А. «Психологическая диагностика: мифы и реальность»

YOUTUBE · 27.11.2025 07:18

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:15
  • Приветствие участников и благодарность организаторам.
  • Объявление темы лекции: «Психодиагностика, мифы и реальность».

Структура лекции

0:55
  • Первый блок: определение психодиагностики, методы и их классификация.
  • Второй блок: обсуждение мифов в психодиагностике.
  • Анонс мастер-класса от аспиранта Марии Климаковой.

Мифы о житейской и научной психологии

1:52
  • Примеры популярных тестов в интернете, не имеющих отношения к научной психологии.
  • Различие между житейской и научной психологией: уровень обобщённости, способы получения и передачи знаний.
  • Научное знание требует экспериментов и подтверждения фактами.

Определение психодиагностики

5:02
  • Психодиагностика как наука и практика постановки психологического диагноза.
  • Цель психодиагностики: фиксация и описание психологических различий между людьми.

Функции психодиагностики

6:02
  • Научная функция: конструирование методик и вынесение валидных и надёжных диагностических суждений.
  • Практическая функция: реализация психологами-специалистами, учёт условий обследования и обобщение информации.

История психологической диагностики

7:01
  • Источники психодиагностического знания: экспериментальная, дифференциальная и прикладная психология.
  • Вклад Фрэнсиса Гальтона в развитие идеи измерения ума.
  • Джеймс Маккин Кеттел и его работа «Умственные тесты и измерения».

Развитие тестов интеллекта

9:51
  • Альфред Бине и его шкала умственного развития детей.
  • Экспериментальные исследования интеллекта и их влияние на дальнейшее изучение.

Двухфакторная теория интеллекта

11:11
  • Чарльз Спирмен и его двухфакторная теория интеллекта.
  • Коэффициент Спирмена для оценки достоверности данных.
  • Общий фактор интеллекта и его связь с постижением связей между предметами и явлениями.

Тест чернильных пятен Роршаха

12:10
  • Генрих Роршах предложил тест чернильных пятен, который использовал неструктурированный материал.
  • Тест предполагал ответы на стимульное поле, а не на вопросы.
  • Роршах считал тест тестом восприятия и внимания, а не проективным.

Тест Векслера

13:03
  • Векслер разработал тест с множеством шкал для оценки интеллекта.
  • В 1939 году появилась шкала интеллекта Векслера.
  • Векслер отверг концепцию умственного возраста и предложил рассчитывать IQ с учётом возрастной группы.

Фрустрационный тест Розенцвейга

14:04
  • Розенцвейг создал тест для определения особенностей реагирования в стрессовой ситуации.
  • Он отметил, что статистический подход не всегда эффективен, и предложил экспериментальный подход.
  • Это привело к появлению проективных тестов.

Проективные тесты

14:51
  • В 1935 году появился тест тематической перцепции ТАТ.
  • В 1939 году — тест Сонди.
  • В 1945 году — тест Розенцвейга и рисуночный тест Махера.
  • В 1948 году — тест Макса Шера.

Тест Кеттела и компьютеризированные тесты

15:50
  • Кеттел создал тест интеллекта, который часто используется в современных исследованиях.
  • В 1960-х годах появились компьютеризированные тесты.
  • Компьютеризированные тесты экономят время, но теряют индивидуальную оценку специалиста.

Вклад отечественных психологов

16:41
  • Борис Герасимович Ананьев и его школа внесли значительный вклад в развитие психодиагностики.
  • По инициативе Ананьева начали использоваться отечественные тесты.
  • Открылись лаборатории для создания новых тестов.

Классификация психодиагностических тестов

17:32
  • Тесты делятся на формализованные и малоформализованные.
  • Формализованные включают тесты-опросники, проективные методы и психофизиологические методики.
  • Малоформализованные включают беседу, анализ продуктов деятельности и наблюдения.
  • Основное внимание будет уделено обсуждению тестовых методик и проективных техник.

Миф о субъективности тестов

18:16
  • Утверждение, что тесты субъективны и их результаты зависят от экспериментатора.
  • Определение теста: стандартизированное, краткое и ограниченное во времени испытание для выявления индивидуально-психологических особенностей людей.

Стандартизация тестов

19:18
  • Стандартизация обеспечивает объективность и надёжность тестов.
  • Процедура стандартизации включает выработку единых требований к процедуре эксперимента, определение единого критерия оценки результатов, унификацию инструкций, бланков обследования и способов регистрации данных.

Проблемы опросников

21:12
  • Многие тесты построены по принципу опросников, что создаёт проблемы с искренностью ответов.
  • Испытуемые могут давать социально желательные ответы, пытаясь показаться лучше, чем есть на самом деле.
  • Достоверность результатов зависит от квалификации специалиста, интерпретирующего данные.

Ограничения тестов

23:58
  • Тесты не могут решить все задачи диагностики.
  • Пример с тестами умственных способностей Бине и Симона показывает, что они не всегда отражают реальные психические способности.
  • Качественные изменения в психике остаются скрытыми при использовании тестов.

Альтернативные методы

27:40
  • Отечественная психология предлагает использовать формирующий эксперимент для изучения развития психических процессов.
  • Констатирующий эксперимент не позволяет увидеть качественные изменения.
  • Количественные данные тестов не всегда отражают индивидуальные психологические особенности.

Пример с мотивацией

28:40
  • Тест Макалома и Аткинсона оценивает силу мотивации, но не позволяет определить её качество.
  • Необходимо понимать, является ли мотивация стремлением к успехам или избеганием неудач.
  • Тесты не всегда решают все задачи, требующие глубокого понимания психологических процессов.

Соблюдение инструкций в психодиагностике

29:45
  • Изменение инструкций теста снижает достоверность результатов.
  • Автор теста предложил конкретную инструкцию, которую необходимо соблюдать.
  • Избегание инструкций или внесение собственных терминов в инструкцию снижает достоверность.

Адаптация западных тестов

31:30
  • Западные тесты должны быть адаптированы под отечественную выборку.
  • Адаптация требует времени и усилий, включая перевод и стандартизацию.
  • Самостоятельная адаптация тестов невозможна.

Создание собственных тестов

33:49
  • Создание валидного теста — сложная и трудоёмкая работа.
  • Профессиональные психодиагностики — единственные, кто может создавать работающие тесты.
  • Попытки создать тест самостоятельно без профессиональной подготовки утопичны.

Достоинства тестовых методов

34:38
  • Стандартизированность, высокая надёжность и низкий уровень субъективизма — основные достоинства тестов.
  • Групповое тестирование обеспечивает равные условия для всех участников.
  • Оптимальные трудности заданий и возможность компьютеризации — дополнительные преимущества.

Ограничения тестовых методов

36:49
  • Тесты не должны быть единственным методом исследования личности.
  • Данные тестов следует подтверждать проективными методиками и интервью.
  • Осознание достоинств и недостатков тестов помогает избежать чрезмерного упования на этот метод.

Проективные методики

37:47
  • Проективные тесты позволяют оценить личность глобально и целостно.
  • Используются неструктурированные стимулы, например, пятна Роршаха.
  • Интерпретация ответов позволяет сделать психологические выводы о личности.

Принцип проективных методик

39:23
  • Неопределённость стимульного поля помогает выявить особенности испытуемого.
  • Проективные методики базируются на психоанализе и побуждают индивида к раскрытию собственного опыта.
  • Эмоциональная сфера испытуемого играет ключевую роль в интерпретации ответов.

Индивидуальные проекции

41:20
  • Ответы на проективные методики индивидуальны и отражают внутренний мир испытуемого.
  • Каждый человек вкладывает свои переживания и проекции в интерпретацию стимульного материала.

Введение в проекцию

41:44
  • Сигизмунд Фрейд ввёл термин «проекция».
  • Проекция рассматривается как защитный механизм, при котором внутренние конфликты переносятся на внешние объекты.
  • Пример проекции: начальник ругает подчинённого, а тот переносит агрессию на семью.

Развитие понимания проекции

42:43
  • Фрейд отказался от понимания проекции только как защитного механизма.
  • Проекция может существовать независимо от конфликтов и быть особенностью личности.
  • Проективные тесты помогают исследовать проявления бессознательного.

Проекция в психодиагностике

44:51
  • В психодиагностике проекция — результат взаимодействия с нейтральным материалом.
  • Испытуемый идентифицирует и проецирует собственные мысли и чувства на предложенный материал.

Классификация проективных методик

45:27
  • Конститутативные методики: испытуемому предлагается аморфный материал, который он должен придать смысл. Пример: тест Роршаха.
  • Конструктивные методики: из предложенного материала нужно создать осмысленное целое. Пример: тест «Мир».
  • Интерпретативные методики: необходимо интерпретировать или истолковать материал. Пример: перцептивный тест ТАТ.

Катартические методики

48:35
  • Катарсис — освобождение через творческий акт.
  • Пример: психодрама, где участники разыгрывают ролевые ситуации.
  • Диагностические возможности: анализ взаимодействия и реакций участников.

Рефрактивные методики

50:34
  • Диагностика по непроизвольным изменениям в общении.
  • Пример: анализ речи при тревоге.
  • Редкий способ диагностики.

Экспрессивные методики

51:36
  • Основаны на экспрессии: испытуемого просят что-то изобразить.
  • Примеры: методики «Дом, дерево, человек», «Нарисуй свою семью».
  • Киностетический рисунок Бернса Кауфмана.

Импрессивные методики

52:44
  • Выбор стимулов без изображения или интерпретации.
  • Пример: восьмицветовой тест Макса Люшера.
  • Оценка состояния и настроения, а также личностных особенностей.

Аддитивные методики

53:32
  • Испытуемому предлагается завершить начатое, например, закончить предложение или рассказ.
  • Пример: метод незаконченных предложений.
  • Подростки могут сочинять сказки, завершая заданный сюжет.

Терапевтический эффект сказок

54:40
  • Сказки помогают детям решать проблемные ситуации через проигрывание сюжета.
  • Пример: сочинение сказки про успешного героя для преодоления страха оценки.

Богатство диагностического материала

55:01
  • Проективные методики предоставляют много разнообразного материала для интерпретации.
  • Сложность заключается в избежании субъективной интерпретации.
  • Профессионализм специалиста — ключевой фактор надёжности методик.

Критика и аргументы в пользу проективных методик

55:58
  • Кетел отмечает низкую надёжность и валидность проективных методик.
  • Франко считает, что стандартизация противоречит духу проективных методик.
  • Проективные методики позволяют личности свободно проявлять свои переживания.

Мнение Анны Анастази

57:50
  • Анна Анастази подчёркивает ценность качественных методов интерпретации проективных методик.
  • Результаты проективных методик не должны обрабатываться количественно.

Гипотетический характер проективных методов

1:00:05
  • Проективные методы позволяют ставить гипотезы об особенностях личности.
  • Для подтверждения гипотез необходимо использовать стандартизированные тесты.
  • Совпадение результатов проективных и стандартизированных тестов подтверждает гипотезу.

Рекомендации по использованию проективных методик

1:00:54
  • Рекомендуется проверять гипотезы проективных методик стандартизированными тестами.
  • Подтверждённые гипотезы можно использовать для терапии, коррекции или развития.
  • Выбор стандартизированных методов остаётся за специалистом.

Мифы о проективных методиках

1:01:44
  • Проективные методики могут проводить любые люди, следуя инструкциям.
  • Результаты, полученные непрофессионалами, не будут достоверными.
  • Психология сейчас очень популярна, но это не делает людей готовыми к использованию проективных тестов.

Сложность проективных методик

1:02:37
  • Проективные методики сложнее в применении и интерпретации, чем стандартизированные тесты.
  • Иллюзия простоты проективных методик должна быть разрушена.
  • Только квалифицированные специалисты могут эффективно использовать проективные методики.

Важность профессионализма

1:03:30
  • Непрофессиональное использование проективных методик делает их результаты ненадёжными.
  • Принцип «не навреди» — один из главных в работе психолога.

Ошибки при интерпретации

1:04:06
  • Студенты часто интерпретируют материалы интуитивно, без опоры на авторские признаки.
  • Формальные признаки, такие как нажим на карандаш и расположение рисунка, важны для интерпретации.
  • Содержательные признаки также требуют тщательного анализа.

Особенности проективных методик

1:06:36
  • Каждая проективная методика имеет свои теоретические основания и принципы проведения.
  • Поведение экспериментатора и его взаимодействие с испытуемым играют важную роль.
  • Пример теста Роршаха показывает, как важно соблюдать инструкции.

Соблюдение инструкций

1:08:52
  • Нарушение инструкций может привести к потере важных формальных признаков.
  • Использование фломастеров вместо карандашей или неправильное расположение листа бумаги искажают результаты.
  • Стирание фигур может указывать на эмоциональное напряжение.

Возрастные ограничения и пост-рисуночный опрос

1:10:45
  • Каждая методика имеет возрастные ограничения.
  • Важно повторять инструкции и проводить стандартизированный пост-рисуночный опрос.
  • Личные вопросы можно задавать после теста в рамках беседы.

Завершение теста

1:12:39
  • После выполнения теста необходимо задать дополнительные инструкции.
  • Только после этого тест считается выполненным.
  • Личные вопросы лучше задавать после теста, чтобы избежать привнесения собственных проекций.

Интерпретация рисунков

1:13:02
  • Не любой рисунок можно интерпретировать как проективный.
  • Рисунки детей, посещающих художественную школу, могут быть искажены из-за обучения определённым техникам.
  • Рекомендуется использовать другие проективные методики в таких случаях.

Ограничения рисуночных тестов

1:14:01
  • Не стоит настойчиво требовать от ребёнка рисуночного теста, если известны его ограничения.
  • Интерпретация рисунков возможна только при соблюдении стандартной процедуры психологического обследования.

Анализ рисунков в других ситуациях

1:14:43
  • Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые.
  • Такие рисунки могут быть информативны, но их нужно интерпретировать другими методами.

Проективные методики и близкие родственники

1:15:24
  • Использование проективных методик для диагностики близких родственников противоречит профессиональной этике психолога.
  • Субъективность интерпретации может привести к искажению результатов.

Контрперенос и личные взаимоотношения

1:17:00
  • Контрперенос — это перенос чувств и переживаний специалиста на клиента.
  • Тесные личные взаимоотношения между терапевтом и клиентом могут исказить результаты диагностики.

Стандартизация стимульного материала

1:19:20
  • Стимульный материал для проективных методик должен быть стандартизирован.
  • Примеры стандартизированных методик: тест Люшера, Сонди, Розенцвейга.

История теста Роршаха

1:21:12
  • Тест Роршаха требует стандартизированного материала, который печатается в определённой типографии.
  • Роршах сам создал чернильные пятна для своего теста, адаптируя их на разных выборках.

Последствия использования нестандартизированного материала

1:23:55
  • Использование нестандартизированного материала снижает достоверность результатов и компрометирует специалиста.
  • Это указывает на недостаточную квалификацию и образование диагноста.

Стимульный материал теста Роршаха

1:24:43
  • Тест Роршаха включает десять стандартизированных таблиц, пронумерованных определённым образом.
  • Стимульный материал производится швейцарской типографией, которая является официальным издателем теста.
  • Не оригинальные таблицы делают результаты теста недостоверными.

Базовые знания и сертификация

1:25:37
  • Для проведения проективных методов достаточно базовых знаний по психодиагностике.
  • Для работы с арт-терапией или когнитивно-поведенческой терапией требуется сертификат и специальное обучение.
  • Использование специфических диагностических методик требует дополнительного обучения.

Обучение и сертификация по Роршаху

1:27:25
  • Для получения сертификата по Роршаху необходимо пройти очное обучение, компьютерный тест и презентовать пять протоколов.
  • Качество обучения оценивается комиссией.

Адаптация тестов

1:28:31
  • Зарубежные тесты должны адаптироваться под местную выборку и менталитет.
  • Необходимо проводить практическую и теоретическую валидизацию тестов.

Рисунок человека

1:30:11
  • Рисунок человека может оцениваться как показатель интеллектуального развития или личности.
  • Вынесение вердикта о снижении интеллекта по одной методике сомнительно.

Проективные методики и интернет-опросы

1:32:08
  • Методики, такие как диагностика межличностных отношений Лири, лучше проводить лично, а не по телефону.
  • Интернет-опросы могут быть менее достоверными из-за эффекта социальной желательности.

Проективные методики в профотборе

1:34:25
  • Методика Роршаха информативна для оценки особенностей сотрудничества и лидерства.
  • Рисунок несуществующего животного может выявить тревожность и агрессивность.
  • Проективные методики требуют проверки стандартизированными тестами.

Рекомендации по использованию проективных методик

1:36:18
  • Использование проективных методик при профотборе должно быть обосновано.
  • Стандартизированные методики предпочтительнее для профотбора из-за их надёжности и справедливости.
  • Важно избегать иллюзий относительно достоверности данных, полученных с помощью проективных методик.

Малоформализованные методики в психодиагностике

1:37:52
  • Малоформализованные методики, такие как беседа и наблюдение, важны для психодиагностики.
  • Правильное использование этих методик может дать ценные результаты.
  • Наблюдение в естественных условиях предоставляет богатый фактический материал.

Ограничения метода наблюдения

1:38:49
  • Метод наблюдения имеет высокий уровень субъективизма и не позволяет повторить ситуацию.
  • Необходимо тщательно готовиться к наблюдению и выделять критерии для анализа.
  • Пример с психологом в школе показывает, что наблюдение может влиять на поведение детей.

Компенсация недостатков методов

1:39:47
  • Недостатки одного метода можно компенсировать достоинствами других.
  • Введение протокола и выделение критериев помогают стандартизировать наблюдение.
  • Видеосъёмка может дополнить данные наблюдения.

Стандартизация наблюдения

1:40:34
  • Карта Стотта и зеркало Гизела помогают стандартизировать наблюдение за адаптацией детей.
  • Зеркало Гизела позволяет наблюдать за детьми в свободной игре.
  • Важно уметь правильно интерпретировать данные наблюдения.

Использование проективных методик за рубежом

1:41:53
  • Отечественные проективные тесты редко используются за рубежом.
  • Для публикаций в международных журналах лучше использовать методики, знакомые зарубежной аудитории.
  • Пример защиты магистерской диссертации в Италии показывает важность выбора понятных методик.

Личностные качества психолога

1:43:51
  • Психолог должен обладать эмпатией, коммуникативными способностями и творческими навыками.
  • Критическое отношение к своим компетенциям и способность отказываться от случаев, выходящих за рамки компетенции, важны для профессионализма.
  • Психологическое сообщество рекомендует иметь супервизора для обратной связи и работы с эмоциональным выгоранием.

Личная терапия для психологов

1:46:35
  • Психологи должны проходить личную терапию для проработки личностных проблем и предотвращения эмоционального выгорания.
  • Личная терапия помогает избежать внесения личных интерпретаций в психотерапию и диагностику.

Приглашение на обучение

1:47:16
  • Приглашение на заочную магистерскую программу по психологии.
  • Благодарность за внимание и интерес к науке.
  • Приглашение задать личные вопросы и пройти тест.