Петрухин В. Евреи Хазарии и древняя Русь: начало еврейской истории в Восточной Европе №2

YOUTUBE · 27.11.2025 05:08

Ключевые темы и таймкоды

Начало русской истории

0:21
  • В видео обсуждается связь Руси с Хазарией и влияние викингов на историю Восточной Европы.
  • Повесть временных лет является важным источником информации о ранней истории Руси.

Викинги и их влияние на мировую историю

4:22
  • Викинги стремились к богатству Ближнего Востока, но Карл Великий не пускал их.
  • Викинги использовали гребные суда для продвижения по рекам Восточной Европы.

Происхождение имени "Русь"

9:19
  • Имя "Русь" связано со скандинавскими обозначениями гребцов.
  • В 839 году группа людей, называющих себя "рос", прибыла в столицу Людовика Благочестивого.

Начало русской государственности

12:24
  • В 839 году "рос" прибыли в Западную Европу, возможно, как шпионы.
  • Греческое имя "рос" стало названием Руси.
  • Олег, князь Руси, потребовал дань от Царьграда, что привело к началу денежной системы и конфликту с хазарами.

Еврейская община в Восточной Европе

16:09
  • В средние века евреи были распространены по всей Европе, включая Восточную Европу.
  • В десятом веке упоминается еврейская община в Киеве, которая называлась "жидов-кузарь".

Еврейская диаспора в Восточной Европе

22:31
  • В 11 веке в Каире было обнаружено письмо, которое свидетельствует о существовании еврейской диаспоры в Восточной Европе.
  • Славянский язык назывался "ханаанским" в еврейской традиции.

Защита евреев в средневековой Европе

28:31
  • В средневековой Европе евреи были защищены законом полиса и католическими епископами.
  • На Руси не было системы замков, где жили феодальные сеньоры, и евреи не были защищены законом.

Романтические представления о хазарах

32:18
  • Эйзенштейн использовал режиссерские методы Мейерхольда для постановки "Валькирии" Вагнера в Хазарии.
  • Немецкая делегация, посетившая постановку, была недовольна и назвала ее "еврейскими штучками".

Вечевая площадь в Новгороде

35:20
  • Эйзенштейн не смог отразить вечевую площадь в Новгороде в своем фильме "Александр Невский".
  • В Новгороде не было такой площади, а вечевые собрания проходили на одном из дворов.

Хазария и ее правовое общество

38:08
  • В Хазарии бок о бок жили иудеи, мусульмане, христиане и тюрки.
  • Хазарский правитель был верховным судьей и должен был решать конфликты между общинами.

Письмо из Киева

41:16
  • В материалах Каирской генизы найдено письмо из Киева, датированное десятым веком.
  • Письмо предписывало собрать деньги для выкупа члена еврейской общины из долговой тюрьмы.
  • Прицак, украинский востоковед, предположил, что Киев был под властью хазар в десятом веке.

Письмо десятого века

44:25
  • В 1982 году было опубликовано письмо десятого века, написанное на английском языке, которое вызвало волну романтизма среди еврейской интеллигенции и советского истеблишмента в Киеве.
  • Письмо было издано в Лондоне, и в Киеве его спрятали в спецхран, чтобы не привлекать внимание.
  • Ученые спорят о датировке письма, некоторые считают, что оно не могло быть написано раньше второй половины десятого века.

Еврейская община в Киеве

46:06
  • В еврейской энциклопедии указано, что в Киеве была мощная еврейская община, которая управлялась хазарами.
  • Однако, монеты, которые ходили на Руси, были маленькими и не могли обеспечить выкуп для всей общины.

Имена из письма

48:54
  • В письме упоминаются имена Гастада, Ковар и Бар-Барки, которые могут быть славянскими или хазарскими.
  • Ученые предполагают, что Гастада был сыном Ковара и мог быть связан с восстанием против власти хазар в Киеве.

Выбор веры Владимиром

50:45
  • В русской летописи говорится о выборе веры Владимиром Святославовичем, где сначала приходят болгары веры, которые убеждают его принять их веру.
  • Ученые предполагают, что это может быть связано с византийским изводом антиудейской полемики.

Выбор веры и отношение к иудаизму

51:40
  • Владимир, князь Киевской Руси, столкнулся с проблемой выбора веры и решил обратиться к иудаизму, но столкнулся с сопротивлением мусульман и немцев.
  • Владимир сформулировал основную идею антисемитской полемики: православное дело не в том, что люди заблуждаются, а в том, что они пытаются навязать свою веру другим, чтобы их погубить.

Отношение к иудаизму в русской литературе

1:00:00
  • В русской литературе отношение к иудаизму было сложным и противоречивым, начиная с полемики с иудеями и заканчивая антисемитскими настроениями.
  • В конце 11 века, Феодосий Печерский, монах и основатель главной православной обители, обвинял евреев в распятии Христа и призывал их принять мученический венец.

Влияние иудаизма на русскую культуру

1:04:00
  • В советской России отношение к иудаизму было сложным, с антисемитскими настроениями и представлением о еврейском капитале, который предопределил несчастное будущее хазар.
  • В современной России также существуют антисемитские настроения, связанные с представлением о еврейском капитале и влиянии мирового финансового правительства.

Ересь жидовствующих и советская история

1:07:54
  • В видео обсуждается история ереси жидовствующих, которая была связана с финансовой гипотезой о евреях, присутствующих повсюду.
  • В 1950-х годах советский историк Яков Лурье опубликовал книгу, в которой опровергал эту гипотезу.
  • Однако, в 1955 году, книга была запрещена, так как ответственный редактор книги, Владимир Бонч-Бруевич, был связан с кремлевской элитой.

Конец света и ересь жидовствующих

1:16:48
  • В 1492 году, когда приближался конец света, ересь жидовствующих стала причиной конфликта между церковными группировками.
  • В итоге, еретики были разоблачены и наказаны, а их идеи были отвергнуты.
  • В видео также упоминается, что ересь жидовствующих была использована в качестве образца для борьбы с еретиками в западном мире.

Воспитание Ивана IV и отношение к иудеям

1:23:19
  • Иосиф Полоцкий воспитывал наследника Ивана IV, который был назван в честь святого Иоанна.
  • Иван IV был ревностным христианином и относился к иудеям с неприязнью, особенно после сожжения еретиков в Москве.

Переговоры с польскими королями

1:25:07
  • Иван IV писал своему царственному коллеге Сигизмонду в Польшу, что не нужно присылать переводчиков-иудеев.
  • Некоторые выкресты-врачи допускались по двору, но они уже не имели отношения к злонамеренному иудаизму.

Императрица Елизавета Петровна и евреи

1:27:11
  • Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, не хотела видеть евреев в Риге, но в итоге разрешила им приезжать.

Оптимизм в отношении Романовых

1:28:18
  • Александр III получил накладную от Гирса министру иностранных дел о необходимости дать орден российской империи барону Робшейду за участие в разработке бакинских нефтяных промыслов.
  • Оптимизм в отношении царственной фамилии Романовых, несмотря на их отношение к иудеям.