От шкафа к нейросетям: этюды из жизни музейных коллекций

YOUTUBE · 27.11.2025 03:56

Ключевые темы и таймкоды

История коллекционирования

0:00
  • Лекция о коллекциях произведений искусства и их развитии.
  • Начало коллекционирования теряется в веках, но можно говорить о его генезисе в эллинистическом Египте.
  • Александрийская библиотека была уникальным феноменом культуры, где собирались знания обо всем.

Коллекции текстов

5:36
  • Коллекции могли содержать не только древние тексты, но и современные, и коллекционер мог выступать в роли заказчика.
  • В средние века монастыри стали коллекционерами, аккумулируя и переписывая тексты.

Коллекции античных произведений

12:11
  • Ренессанс начался с коллекционирования текстов, связанных с античным наследием.
  • Папа Римский был страстным коллекционером античных произведений искусства.
  • Коллекция в Ватикане содержит самые ценные произведения античности.

Кунсткамера и ее значение

15:07
  • Кунсткамера - это пространство, где собраны разные странные, интересные и вызывающие любопытство артефакты.
  • Это может быть как природные вещи, так и произведения рук человеческих.
  • Кунсткамеры часто рассматриваются как протонаучные проекты, которые стремятся показать величие бога и красоту вселенной.

Влияние кунсткамер на искусство

20:52
  • Кунсткамеры стали важным источником вдохновения для художников, которые использовали их в своих работах.
  • Например, Рембрандт, который был коллекционером, часто интегрировал необычные объекты в свои композиции.
  • Кунсткамеры также повлияли на высокое искусство, например, на картины маньеристов и Арчимбольда.
  • Они создавали портреты необычным образом, используя фрукты и цветы, чтобы угодить взыскательному взгляду коллекционера.

История публичных коллекций

25:00
  • В 1759 году открывается Британский музей, который становится первым музеем, открытым для публики.
  • В 1793 году открывается Лувр, который становится первым музеем, созданным по принципу повествования об истории искусства.
  • В 1800-х годах коллекции начинают аккумулироваться и представляться публике, но это происходит в рамках европоцентричной концепции истории искусства.

Влияние революции на коллекции

33:13
  • После революции коллекции Эрмитажа и других музеев подвергаются драматическим изменениям, включая потерю и продажу произведений искусства.
  • В 1920-х годах коллекции Щукина и Морозова были приватизированы советской властью и разделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем.
  • Важность кураторских проектов, которые показывают коллекции как единое целое, подчеркивается в контексте истории искусства.

Авангард и музеология

35:44
  • Обсуждение авангардной музеологии и ее связи с коллекционированием и репрезентацией актуального искусства.
  • Упоминание книги "Авангард и музеология", в которой собраны тексты, осмысляющие новый подход к коллекционированию и репрезентации искусства.

Музей живописной культуры

37:40
  • Упоминание музея живописной культуры, первого музея современного искусства в России, открытого в 1919 году.
  • Обсуждение коллекции музея и его кураторов, включая Малевича, Кандинского и Татлина.

Торпеда Альфреда Барра

40:58
  • Обсуждение идеи Альфреда Барра о том, как должен выглядеть музей современного искусства, и его концепции "торпеды", которая должна постоянно обновляться и работать по принципу "баллистического движения вперед".

Музей современного искусства в Нью-Йорке

43:27
  • Обсуждение музея современного искусства в Нью-Йорке и его коллекции, основанной на работах ключевых имен, таких как Пикассо, Брак, Модильяни и других.
  • Упоминание выставки "Кубизм и абстрактное искусство" 1936 года, созданной Альфредом Барром, которая стала основой для коллекции музея.

Музей современного искусства и его роль

46:13
  • Обсуждение роли музея современного искусства в представлении истории искусства и его влияния на формирование концепции белого куба как пространства для экспонирования искусства.
  • Упоминание о том, что не каждый музей готов к переосмыслению и перекомпоновке произведений модернизма и современного искусства.

Глобальные исторические нарративы

49:13
  • В период Второй мировой войны многие музеи были повреждены или эвакуированы.
  • Лувр был открыт для публики, но некоторые произведения искусства были спрятаны в замках.
  • После войны, Андре Мальро развивает концепцию воображаемого музея, где произведения искусства расположены не по хронологически-географическому признаку, а творчески переосмыслены.

Воображаемый музей и формы пафоса

52:32
  • Мальро предлагает идею выставки как исследования, где можно найти неожиданные связи и параллели между произведениями искусства.
  • Аби Варбург и его атлас Мне Мазина исследуют искусство, в первую очередь античное, средневековое и ренессансное, и ищут универсальные формы пафоса, выраженные пластически.

Визуальные исследования и кросскультурные заимствования

58:25
  • Умберто Эко в своих книгах "История красоты" и "История уродства" исследует визуальные ряды, раскрывающие систему ценностей и аксиологию конкретной эпохи.
  • Такие исследования дают знания о том, как менялась человеческая природа с течением времени и о кросскультурных заимствованиях.

Игра в коллекционировании и экспонировании

1:01:06
  • Жан-Ибер Мартэн, куратор, перестраивает коллекцию в музеях, используя игру как парадигму коллекционирования и экспонирования.
  • Он перемешивает произведения разных эпох, культур и жанров, создавая триады, которые могут быть интерпретированы по-разному.

Игра без правил

1:06:28
  • Мартэн создает выставку "Карамбаляж", где зрители должны сами угадывать, почему произведения собраны вместе.
  • В конце выставки зрители могут собрать свои триады на специальном сайте.

Критика кураторского подхода

1:08:17
  • Мартэн составляет каталог выставки, где объясняет, почему выбрал определенные произведения для каждого зала.
  • Это может размывать игру и свободу фантазии, которую Мартэн хотел создать.

Эксперимент с нейросетью

1:10:18
  • Эксперимент с нейросетью, который объединяет произведения искусства, созданные в разных стилях и эпохах.
  • Нейросеть объединяет произведения искусства, создавая визуальный ряд, который может быть использован для тренировки воображения и творческого мышления.

Музеи будущего

1:13:41
  • Музеи будущего могут стать местом для экспериментов и создания новых коллекций.
  • Виртуальные музеи и коллекции могут быть созданы на основе цифровых копий произведений искусства.

История и коллекции

1:16:35
  • История и коллекции могут быть использованы для создания новых возможностей и экспериментов в искусстве.
  • Масштабная выставка школы дизайна может стать элементом ответа на вопрос о том, для чего мы создаем коллекции и музеи.