Вводный базовый семинар Маршалла Розенберга о ненасильственном общении.

YOUTUBE · 16.11.2025 05:26

Ключевые темы и таймкоды

Ненасильственное общение

0:21
  • Цель ненасильственного общения - помочь людям делать то, что они уже умеют, но забывают из-за обучения.
  • Естественная отдача - это качество, которое мы должны развивать и поддерживать в общении.

Игра "Кто прав?"

3:31
  • Игра "Кто прав?" включает в себя наказание и поощрение, что порождает насилие.
  • Мы сбились с пути около 5000 лет назад из-за дикого мышления, что человек - врожденное зло.

Язык шакалов

7:20
  • Язык шакалов - это язык моралистических суждений, который учит людей думать в терминах правильности и неправильности.
  • Амш праха - это язык, который отрицает ответственность за действия и делает насилие приятным.

Язык жирафов

12:12
  • Язык жирафов требует осознанного выбора и ответственности за свои действия.
  • Жирафих школы помогают учителям и родителям избегать использования опасных языков, таких как амш праха.

Шакалы и их влияние

14:00
  • Автор рассказывает о том, как шакалы, или люди, которые говорят с людьми, используя образы врага, могут создавать проблемы в общении.
  • Он приводит пример из своей работы в школе, когда учителя жаловались на директора, который говорил слишком много и не следовал повестке дня.

Процесс общения без образов врага

20:34
  • Автор предлагает метод общения без использования образов врага, который позволяет людям удовлетворять свои потребности через естественную отдачу.
  • Он объясняет, что важно задавать вопросы, которые не подразумевают суждений, и слушать ответы, не оценивая их.
  • Он также подчеркивает важность наблюдения за поведением, а не за мотивами или мыслями человека.

Обсуждение оценочных суждений

28:07
  • Обсуждение того, как оценочные суждения могут влиять на общение и отношения между людьми.
  • Примеры оценочных суждений: "ты ответственен за все мои проблемы", "ты кричишь на меня", "ты не готов выйти в условленное время".

Различие между чувствами и оценками

37:01
  • Обсуждение того, что чувства - это выражение потребностей, а оценки - это суждения о другом человеке.
  • Примеры чувств: "я чувствую злость", "я чувствую обиду", "я чувствую страх".

Использование ненасильственного общения

40:41
  • Обсуждение важности использования ненасильственного общения для налаживания контакта и избегания насилия.
  • Примеры ненасильственного общения: "я чувствую злость, потому что ты не убираешься в своей комнате", "я чувствую обиду, когда ты говоришь так громко".

Шакалы и их влияние на детей

42:48
  • Один из самых счастливых дней автора - когда его старший сын пошел в школу для жирафов.
  • В школе шакалов дети учатся не всегда быть в такой обстановке и придерживаться своих ценностей.

Власть над людьми и власть с людьми

46:39
  • Дети научили автора, что никто не может заставить их что-либо делать, только они сами выбирают свои действия.
  • Важно не возлагать ответственность за свои чувства на другого человека, а осознавать свои потребности.

Разграничение между потребностями и предпочтениями

47:23
  • Потребности не содержат отсылок на конкретные способы их удовлетворения, в отличие от предпочтений.
  • Важно научиться выражать свои потребности без отсылок к другим людям.

Язык потребностей

50:22
  • Общение на языке потребностей увеличивает власть с людьми и готовность людей отдавать.
  • Важно определить свои неудовлетворенные потребности и научиться удовлетворять их самостоятельно.

Определение потребностей и запросов

53:38
  • Автор обсуждает, что потребности и запросы могут быть стратегиями для достижения определенных целей.
  • Например, потребность в чистоте раковины может быть стратегией для достижения спокойствия.

Различие между потребностями и запросами

56:00
  • Шакал и жираф обсуждают разницу между потребностями и запросами.
  • Шакал хочет, чтобы жираф любил его, но жираф хочет, чтобы шакал угадывал его потребности.

Четкие запросы и позитивное действие

1:04:18
  • Четкие запросы включают в себя позитивное действие и определение того, чего мы хотим и чего не хотим.
  • Примеры негативных запросов: "Я не хочу, чтобы ты проводил так много времени на работе" и "Я не хочу, чтобы ты постукивал по своей книге".
  • Важно избегать насилия и негативных действий при определении запросов.

Обращение с просьбами

1:06:41
  • Важно говорить в позитивном ключе и использовать конкретные действия для удовлетворения потребностей другого человека.
  • Не использовать слова "быть" или "чувствовать" в просьбах, так как они не выполнимы.

Ярлыки и самореализующиеся пророчества

1:16:13
  • Ярлыки могут привести к самореализующимся пророчествам, когда люди ведут себя в соответствии с ними.
  • Важно не навешивать ярлыки на людей и не использовать их для контроля над поведением.

Обращение с просьбами в школе

1:17:06
  • Важно использовать слово "сэр" с людьми с мускулатурой и татуировками для создания уважения и доверия.
  • Радикальный сдвиг парадигмы для людей, воспитанных в условиях доминирования и требований.
  • Важно научиться просить, а не требовать, чтобы люди могли выбирать и не чувствовать себя под контролем.

Проблемы в отношениях

1:19:47
  • Обсуждение проблем в отношениях, связанных с тем, что один из партнеров не может выразить свои чувства и потребности, а другой воспринимает это как критику или требование.
  • Важность научиться говорить о своих чувствах и потребностях, не вызывая критики или требований.

Шакали и язык жирафа

1:30:49
  • Шакали - это люди, которые говорят "пожалуйста" в суицидальной манере, что не всегда приятно слышать.
  • Язык жирафа - это первый язык, который мы все должны знать, чтобы выражать свои чувства и потребности без критики или требований.
  • Возвращение к природе и первому языку помогает улучшить отношения и избежать конфликтов.

Уши жирафа и потребности

1:35:02
  • Автор объясняет, что когда мы слышим только чувства и потребности другого человека, мы не слышим критику и суждение.
  • Это позволяет нам жить в мире, где мы не обесчеловечиваем других и не боимся раскрыться.

Надеть уши жирафа и слушать потребности

1:42:34
  • Автор предлагает задавать вопросы, чтобы услышать потребности другого человека, а не его мысли.
  • Это помогает установить контакт и показать, что мы заинтересованы в том, что у другого на душе.

Шакалы и их реакция

1:47:05
  • Шакалы пытаются успокоить и вылечить людей, которым больно, но это ухудшает ситуацию.
  • Раввин Харальд Кушнер рассказывает о том, как шакалы делают только хуже, когда пытаются сделать лучше.
  • Важно научиться слушать потребности другого человека, не пытаясь сделать все лучше.

Страх и потребности

1:50:56
  • Говорящий обсуждает, что страх возникает из-за отсутствия уверенности в том, что потребности другого человека важны.
  • Он предлагает слушателю слушать чувства и потребности другого человека, а не давать советы.

Шакал и его потребности

1:53:25
  • Говорящий помогает шакалу понять, что его боль связана с отсутствием уверенности в том, что его потребности важны.
  • Шакал испытывает страх и растерянность из-за того, что его потребности не удовлетворяются.

Разрешение конфликта

1:58:38
  • Говорящий предлагает, чтобы обе стороны конфликта смогли сказать друг другу, что нужно другой стороне, и это поможет разрешить конфликт.
  • Он приводит пример пары, которая смогла разрешить конфликт после двадцати минут общения.

Конфликты и потребности

2:01:28
  • В видео обсуждается важность понимания потребностей и стратегий в отношениях.
  • Упоминается, что конфликты часто разрешаются, когда люди находятся на уровне сердца и соединяют свои потребности.

Грамотность потребностей

2:11:32
  • Автор предлагает упражнение для повышения грамотности потребностей.
  • Необходимо составить список своих часто используемых шакалов, а также тех, которых вы боитесь.
  • Затем соотнести каждое суждение с конкретным контекстом и определить, какую потребность оно выражает.

Изучение нового языка

2:14:23
  • Обсуждение важности определения потребностей и чувств других людей, а не только своих собственных.
  • Упоминание о том, что каждый человек может удовлетворить потребности другого, если они настоящие.

Как сказать "нет"

2:16:44
  • Обсуждение того, что "нет" - это плохое выражение потребности, и вместо этого нужно назвать потребность, которая мешает сказать "да".
  • Приведение примера о том, как услышать потребности другого человека, а не только свои собственные.

Жирафий оплакивание

2:23:27
  • Обсуждение того, как наш внутренний учитель пытается воспитать нас через покаяние, заставляя нас ненавидеть себя за то, что мы сделали.
  • Указание на то, что извинения, которые исходят из мысли о том, что мы сделали что-то не так, не принесут пользы ни нам, ни другому человеку.
  • Призыв к тому, чтобы слышать потребности, а не суждения, и извлекать уроки из своих ошибок без ненависти к себе.

Потребности и извинения

2:28:03
  • Обсуждение того, что извинения не всегда удовлетворяют потребности другого человека.
  • Важность выражения своих потребностей и чувств, а не только извинений.

Использование жирафа и скорби

2:29:19
  • Вместо извинений, можно использовать "жираф" (грусть) и "скорбь" (печаль) для выражения своих чувств и потребностей.
  • Это позволяет другому человеку понять, что вы не хотите его обидеть, но хотите удовлетворить свои потребности.

Признание своих ошибок

2:35:48
  • Вместо извинений, можно признать свою ошибку и выразить желание быть более осведомленным о потребностях другого человека.
  • Это помогает избежать самобичевания и сосредоточиться на том, что можно сделать для удовлетворения потребностей другого человека.

Общение с матерью

2:39:10
  • Пример того, как можно начать общение с матерью, выражая понимание ее намерений и потребностей.
  • Важно начать с сопереживания и затем перейти к выражению своих чувств и потребностей.

Разговор о боли и эмпатии

2:41:33
  • Говорящий обсуждает, как важно не думать, что реакция другого человека вызвана тем, что он сказал.
  • Он объясняет, что если человек выражает свои чувства и потребности, то невозможно, чтобы другой человек так реагировал.

Разговор о наслаждении страданием

2:46:06
  • Говорящий объясняет, что наслаждение страданием происходит, когда мы присутствуем и не пытаемся исправить ситуацию.
  • Это позволяет нам исцелять других и себя, а не усугублять ситуацию.

Разговор о сопереживании и поддержке

2:47:52
  • Говорящий объясняет разницу между сопереживанием и поощрением и поддержкой, когда человек рассказывает о своих проблемах.
  • Он подчеркивает, что важно слушать и задавать вопросы, чтобы помочь человеку исцелиться.

Разговор о том, как справляться с болью

2:50:55
  • Говорящий рассказывает о том, как разные люди могут справляться с болью, и как это зависит от их восприятия ситуации.
  • Он подчеркивает, что независимо от того, что происходит, другой человек несет ответственность за свои действия.

Разговор о праздновании жизни

2:54:03
  • Говорящий объясняет, что празднование жизни является важным аспектом ненасильственного общения, так как это помогает нам оставаться жирафами в мире, полном шакалов.
  • Он подчеркивает, что топливо для этого празднования приходит от благодарности и празднования жизни.

Благодарность и самооценка

2:57:40
  • В выражении благодарности важно обращать внимание на конкретные действия другого человека, которые сделали жизнь лучше.
  • Благодарность должна быть искренней и идти от сердца, а не использоваться как поощрение или награда.

Шакалы и благодарность

2:59:57
  • Шакалы часто используют благодарность как манипуляцию, что разрушает красоту слова "спасибо".
  • Важно научиться принимать благодарность и не бояться ее.

Скромность и благодарность

3:04:05
  • Скромность может быть опасной, если она основана на идее, что человек не заслуживает благодарности.
  • Важно видеть свою силу и способность делать жизнь лучше, а не искать недостатки в себе.