Голограммы и объёмные дисплеи: как мы научились создавать 3d-изображения, как в научной фантастике

YOUTUBE · 27.11.2025 03:25

Ключевые темы и таймкоды

История создания изображений

0:00
  • Люди всегда стремились сделать изображения более реалистичными.
  • Плоские изображения не передавали объём и положение объектов в третьем измерении.

Развитие технологий

0:33
  • Художники использовали перспективу и свет для создания иллюзии объёма.
  • Фотоаппараты позволили копировать информацию из окружающего мира.
  • Несмотря на прогресс, изображения оставались плоскими.

Современные технологии

1:18
  • Современные технологии приближаются к созданию трёхмерных изображений.
  • Эффект трёхмерности виден только под определённым углом.

Призрак Пеппера

1:54
  • Джон Пеппер создал эффект полупрозрачных мерцающих фигур.
  • Технология использовалась в спектакле по повести Чарльза Диккенса.
  • Сегодня эффект применяется в музеях, например, в Букингемском дворце.

Стереовидение

3:11
  • В начале XX века было изобретено стереовидение.
  • Стереоэффект использует свойства зрения для создания иллюзии объёмности.
  • Первый полнометражный фильм со стереоэффектом «Сила любви» вышел в 1922 году.

Принцип стереоэффекта

4:49
  • Мозг совмещает изображения, видимые разными глазами.
  • Разность углов интерпретируется как расстояние до предмета.
  • Стерео очки позволяют видеть разные изображения для каждого глаза.

Голограммы

6:37
  • Голограммы создают изображения, близкие к трёхмерным.
  • Они обеспечивают восприятие глубины и позволяют рассматривать изображение с разных ракурсов.

Принцип работы голограмм

7:20
  • Для голографирования используется лазерный свет с когерентностью.
  • Лазерный свет состоит из волн одной длины и фазы.
  • Интерференция позволяет создавать интерференционные картины.

Дефракционная решётка

10:04
  • Дефракционная решётка создаёт интерференционную картину.
  • Материал, меняющий свойства под воздействием света, используется для создания решётки.
  • Падающий свет расщепляется на несколько лучей под разными углами.

Дефракционные решётки и интерференция

10:57
  • Дефракционные решётки разделяют белый свет на цветные составляющие.
  • Компакт-диск с бороздками действует как дефракционная решётка.
  • Фотопластинка с интерференционной картиной может служить дефракционной решёткой.

Информация о втором луче

11:54
  • Дефракционная решётка сохраняет информацию о фазе света.
  • Изменение установки с линзой и зеркалом изменяет интерференционную картину.

Создание голограммы

12:39
  • Опорный луч проходит через дефракционную решётку, создавая изображение точки.
  • Голограмма содержит информацию о фазе света и трансформации предметного луча.

Объёмное изображение

13:30
  • Разделение предметного луча создаёт объёмное изображение.
  • Восприятие глубины и перемещения изображения.

Голограммы сложных объектов

13:52
  • Объект сложной формы искажает предметный луч.
  • Интерференционная картина фиксирует искажения.
  • Освещение пластинки лазером создаёт 3D-изображение.

Усовершенствование технологии

14:46
  • Использование одного луча вместо двух.
  • Возможность создания цветных голограмм.
  • Информация о каждой точке изображения распределена по всей поверхности пластины.

Проблемы регистрации голограмм

16:11
  • Высокая плотность записи требует специальных материалов.
  • Увеличение времени экспозиции и требование неподвижности предмета.
  • Препятствие для создания движущихся голограмм.

Практическое применение голограмм

18:00
  • Защита от копирования изображений, например, денежных купюр.
  • Сложность копирования дефракционной решётки.

Цифровые голограммы

18:44
  • Расчёт дефракционной решётки на основе плоских фото.
  • Использование нейросетей для создания голограмм.
  • Пример голографической рамки от компании Лук и Глазка.

Интерактивные голограммы

19:59
  • Возможность взаимодействия с голограммами.
  • Ограничения голограмм: узкий диапазон углов наблюдения.
  • Альтернативные подходы: объёмные дисплеи, голографические вентиляторы.

Голографические вентиляторы

20:53
  • Светодиодные дисплеи на лопастях вентилятора.
  • Эффект висящего в воздухе изображения.
  • Возможность создания 3D-изображения с помощью нескольких вентиляторов.

Вращающиеся объёмные дисплеи

21:39
  • Создают объёмные изображения с реальной глубиной.
  • В дисплеях от компании Ваксон Фотоникс изображение проецируется на множество быстро вибрирующих плоскостей экранов.
  • Для безопасности дисплеи часто заключают в прозрачную оболочку.

Объёмные дисплеи с пылинками

22:19
  • Исследователи из университета Бирмингема Янга рисуют изображения в воздухе с помощью оптических пинцетов.
  • Оптические пинцеты перемещают пылинки с помощью лазерных пучков.
  • Быстрое перемещение пылинок позволяет видеть всю траекторию одновременно.

Перспективы объёмных дисплеев

23:07
  • Возможность создания сложных динамических картин с помощью множества пылинок.
  • Объёмные дисплеи становятся основным направлением исследований в создании 3D-изображений.
  • Получаемые изображения не являются голограммами в традиционном смысле.

Проект Силика от Microsoft

23:54
  • Создание высокоёмких и надёжных носителей данных для долговременного хранения.
  • Основа носителей — стеклянные пластинки с дефракционной решёткой особой структуры.
  • Голографическое изображение позволяет восстанавливать данные даже при повреждении части пластинки.

Долговечность стеклянных носителей

24:53
  • Стеклянные носители могут обеспечить целостность данных на протяжении десятков тысяч лет.
  • Пример Архимеда показывает, как научные открытия могут найти практическое применение спустя много лет.
  • Подчёркивается важность научных знаний и их практическое применение.