Открытие культурно-просветительского центра «День» 0:00 В Москве открылся культурно-просветительский центр «День», включающий книжный магазин, галерею и лектории. Центр расположен на третьем этаже ТЦ «Добрынинский», в трёх минутах от станции метро.
Введение в тему встречи 0:27 Обсуждение темы: высаживались ли американцы на Луну и зачем это было нужно. Утверждение, что ракета «Сатурн-5» не была настоящей лунной ракетой, а лишь имитировала старт. Вопрос о высокой надёжности ракеты-макета при десяти успешных стартах.
Анализ источников информации 1:49 Обсуждение различных источников информации: Википедия, энциклопедия космонавтики, труды академика Глушко и профессора Феодосева. Указание на трансформацию информации о запусках «Сатурна-5» с 1970 по 2004 год.
Результаты испытаний «Сатурна-5» 4:25 В 1970 году академик Глушко упоминал о ряде отказов, включая неудачное испытание «Аполлон-6». В 1981 году профессор Феодосев говорил о двух отказах двигателей. В 2004 году энциклопедия «Чертог» утверждала, что все запуски прошли удачно. Википедия в 2024 году указывает на 13 успешных запусков, но не указывает на источники информации.
Обращение к специалистам NASA 7:04 Возможность обратиться к материалам участников испытаний «Сатурна-5», специалистам NASA и старым протоколам. Упоминание двух беспилотных испытаний: «Аполлон-4» и «Аполлон-6».
Испытание «Аполлон-4» 9:47 Первое беспилотное испытание ракеты «Сатурн-5» 9 ноября 1967 года. Специалисты отмечали медленное движение ракеты и опасения по поводу тяги. Испытание прошло идеально, но специалисты отметили медленное движение ракеты.
Испытание «Аполлон-6» 13:23 Второе беспилотное испытание ракеты «Сатурн-5» 4 апреля 1968 года. Через две минуты после взлёта начались вибрации, которые усилились и передались на корпус ускорителя. Проблемы с двигателями: падение давления в камере сгорания, отказ одного из двигателей. Миссия могла быть прекращена из-за вибраций.
Проблемы с двигателями второй ступени 16:08 На второй ступени ракеты было пять двигателей, но после отказа первого двигателя второй и третий также вышли из строя. В результате работало только три двигателя из пяти. Специалисты по реактивным двигателям были в недоумении от происходящего.
Результаты испытаний «Аполлон-6» 17:38 Первая ступень работала нестабильно, возникли вибрации, превышающие допустимые пределы. Вторая ступень: два двигателя из пяти отказали, оставшиеся работали несинхронно. Третья ступень: повторное включение, имитирующее старт к Луне, не удалось. Испытания официально признаны неуспешными, поставленные цели не достигнуты.
Реакция современников 19:21 Ярослав Голованов, советский писатель и энтузиаст программы «Аполлон», описывает проблемы с ракетой. Ракета «Аполлон-6» не выполнила главную задачу испытаний, работала плохо. Критик программы Ральф Рене также отмечает проблемы.
Последствия неудач 23:46 После неудач с «Аполлоном-6» руководители программы рекомендовали провести третий полёт с участием людей. Генерал Каманин считает это авантюрой. Несмотря на критику, «Аполлон-8» успешно облетел Луну в декабре 1968 года.
Сравнение испытаний 28:33 Ракеты «Аполлон-4» и «Аполлон-6» имели низкую скорость взлёта. Специалисты NASA отмечали медленное движение ракет, но точных измерений скорости не было. Наблюдатели сравнивали скорость взлёта с движением автомобиля, отмечая, что «очень низко».
Анализ результатов 30:42 Несмотря на жалобы на вибрации и другие проблемы, скорость ракет при взлёте была нормальной. Это подчёркивает, что жалобы часто связаны с другими аспектами, а не с самой скоростью.
Вибрации и проблемы с двигателями 31:00 Двигатели первой ступени вызывали сильные вибрации, которые распространялись на весь корпус ракеты. У «Аполлона-4» вибраций не было, у «Аполлона-6» они превышали допустимый предел. Осцилляции и скачки показаний телеметрии были характерны для «Аполлона-6».
Технические проблемы «Аполлона-6» 31:59 Неплановое включение и отключение двигателя второй ступени у «Аполлона-6». Отказ при повторном включении двигателя третьей ступени. Механические повреждения корпуса ракеты, куски, которые отваливались.
Оценка испытаний 32:54 Специалисты, комментировавшие «Аполлон-4» и «Аполлон-6», дали разные оценки. «Аполлон-4» прошёл идеально, «Аполлон-6» — с проблемами. «Аполлон-4» был ракетой-макетом с относительно слабыми двигателями.
Провал «Аполлона-6» и критика фон Брауна 33:54 «Аполлон-6» — лунная ракета с сверхмощными двигателями, испытания которой провалились. Королёв предсказывал проблемы с вибрациями у сверхмощных двигателей. Фон Браун пошёл по тупиковому пути, что привело к провалу.
Эксперименты с ракетами «Сатурн-1» и «Сатурн-1Б» 36:31 Американцы проводили эксперименты с ракетами «Сатурн-1» и «Сатурн-1Б», которые были слабее «Сатурна-5». Десять из пятнадцати испытаний «Сатурна-1Б» прошли успешно.
Мистификация и проект «Аспид» 41:19 Программа «Аполлон» готовилась с 1961 года как мистификация. Проект «Аспид» включал создание ракеты-макета и её испытание в воде. Ракета-макет была помещена в корпус, напоминающий «Сатурн-5».
Сравнение с советскими проектами 46:00 СССР готовил реальный пилотируемый облёт Луны, запланированный на конец 1968 — начало 1969 года. Автоматические корабли «Зонд» и «Союз» обкатывались перед пилотируемым полётом. Два корабля, готовых для пилотируемого облёта, остались на земле
Мистификация и триумфальная методика 46:57 23 апреля было решено использовать мистификацию для подготовки к полёту с людьми. Объявлено, что уникальные наземные испытания позволят обойтись без новых беспилотных полётов. Настоящая лунная ракета была отвергнута из-за неудачных испытаний «Аполлона-6».
Вера в исключительность американцев 47:56 Обсуждается вера в исключительные способности американцев в области космонавтики. Упоминается миф о триумфальной методике как пример этой веры.
Успехи и неудачи «Сатурна-5» 48:55 9 ноября 1967 года успешно стартовал «Сатурн-5» с «Аполлоном-4». Из 13 запусков «Сатурна-5» только 10 были успешными. Подчёркивается важность наземных испытаний перед лётными.
Военные ракеты и их надёжность 50:47 Военные ракеты на твёрдом топливе были менее надёжными по сравнению с ракетами на жидком топливе. Ракеты «Атлас» имели 80% успешных пусков, в то время как «Сатурны» — 100%.
Проблемы с вибрацией 53:52 Вибрация двигателей «Аполлона-6» передавалась на корпус ракеты, что могло быть опасно для астронавтов. Стендовые испытания не всегда отражают поведение ракеты в полёте.
Катастрофы «Челленджера» и «Колумбии» 57:42 Катастрофы «Челленджера» и «Колумбии» показали, что триумфальная методика не всегда предсказывает аварии. Причины аварий не были смоделированы на стендах.
Проблемы с «Фалькон Хэви» 1:00:58 «Фалькон Хэви» требует одновременного запуска 27 двигателей, что сложно протестировать на земле. Маск признаёт сложность тестирования таких систем.
Заключение 1:02:49 Триумфальная методика — это миф, скрывающий провал США в создании ракеты. Подчёркивается необходимость дальнейших исследований и испытаний.
Испытание ракеты-макета «Аполлон-4» 1:03:13 9 ноября 1967 года проведено заключительное испытание ракеты-макета с идентичным внешним видом. Мощность ракеты-макета была в восемь раз ниже необходимой для полёта на Луну. Ракета взлетала с относительно малой скоростью, что подтвердили специалисты NASA.
Проблемы с лунной ракетой 1:04:13 Первое и последнее испытание лунной ракеты состоялось 4 апреля 1968 года. Работы над ракетой были прекращены, фон Браун отстранён от руководства. Следующие старты «Аполлонов» были беспилотными и имитировались с помощью ракет-макетов.
Наблюдения отечественных специалистов 1:05:13 Отечественные специалисты получали сигналы из космоса, но гражданских возможностей было недостаточно. Военные, вероятно, имели больше возможностей для наблюдения. Телеметрия была необходима для отслеживания параметров ракеты.
Статья в журнале «Наука и инновации» 1:06:58 В 2022 году в журнале «Наука и инновации» опубликована статья «Баллистическая оценка полётов серии «Аполлон» к Луне». Авторы статьи — Казаков, Пономарев и Селезнёв из ВГУ четвёртого ЦНИ Минобороны России.
Выводы статьи 1:08:26 Часть манёвров, продемонстрированных в документах США, практически невозможна реализовать на практике. В 1969 году на НИП-10 не было аппаратуры для реализации некоторых манёвров. Антенная система Т-ОНА-400 не могла принимать сигналы в диапазонах частот выше одного гигагерца.
Различия в весовых показателях 1:10:26 Весовые показатели ракетного комплекса «Сатурн-5» и корабля «Аполлон-11» различаются в разных документах. Эти показатели отличаются от миссии к миссии и не повторяются.
Различия в показателях скорости 1:11:20 Показатели скорости для первой, второй и третьей ступеней ракеты различаются в разных документах. Недостаток скорости может не обеспечить вывод на окололунную орбиту.
Анализ скорости выхода на орбиту 1:12:15 Скорость при выходе на орбиту составляла 10 433,2 м/с, что недостаточно для выхода на окололунную орбиту. Для выхода на орбиту требуется скорость около 10 841 м/с или 10 9
Несовпадения в отчётах 1:13:23 Отчёты содержат несовпадения отсечек времени для одних и тех же событий. Существуют огромные пробелы во временных шкалах, например, статистика заканчивается на 22 000-й секунде, а данные появляются для 27 372-й секунды. Отмечаются несоответствия высот, скоростей и ускорений в технических отчётах.
Теоретические расчёты и реальные данные 1:14:21 Скорость третьей ступени соответствует теоретической формуле Циолковского, но без учёта технических показателей реальной двигательной установки. Расчёты по формуле Циолковского дают разные результаты в зависимости от данных из разных разделов отчёта. Разница в расчётах составляет 7 метров в секунду.
Аномалии в отчётах 1:16:01 Высота орбиты в отчёте выше апогея, что вызывает вопросы о системе координат. Ускорение 14,5 м/с недостаточно для выхода на лунную орбиту. Возникают сомнения в достижении целевой орбиты.
Анализ запасов топлива 1:17:19 Наблюдаются расхождения во времени работы двигателей и динамике расхода топлива. Отмечаются отрицательные значения запасов топлива в определённые моменты времени. Химия топлива первой и второй ступеней несовместима, что вызывает вопросы о возможности перетока топлива.
Температурные режимы 1:20:16 Американцы стабильно поддерживали работу аккумуляторных батарей в диапазоне от 17 до 35 градусов в условиях вакуума. Материалы поддерживали определённую температуру, характерную для их жидкого состояния. Возникают вопросы о достоверности данных о температурных режимах.
Сомнения в подлинности отчётов 1:21:45 Специалисты сомневаются в подлинности публичных технических отчётов. Весовые показатели в отчётах различаются, что вызывает вопросы о реальности данных. Расчётный вес Сатурна-5, полученный советскими специалистами, ниже веса, представленного в американском отчёте.
Заключение 1:24:40 В СССР не было аппаратуры для приёма телеметрии кораблей «Аполлон». Критически важные показатели веса, скорости и ускорения ракеты Сатурн-5 противоречивы. Технические показатели внутри отчёта больше похожи на расчётные, чем на отчётные. Некоторые манёвры, продемонстрированные в документах, практически невозможно реализовать на практике. Специалисты продолжают анализировать данные и публиковать новые оценки.