Введение 0:00 Мы постоянно думаем о себе и упускаем настоящий момент. Негативные эмоции, такие как гнев, могут негативно влиять на жизнь и отношения. Медитация помогает справиться с негативными состояниями ума.
Представление гостя 1:03 Гость подкаста — доктор Сэм Харрис, создатель приложения «Пробуждение», автор бестселлеров, философ и нейробиолог. Его работа и идеи оказали глубокое влияние на ведущего. Обсуждение тем: сознание, свобода воли, природа «я».
Иллюзия самоощущения 2:55 Общепринятое самоощущение часто является иллюзией. Люди чувствуют себя субъектами, а не идентичными своему телу. Понимание субъективности самоощущения может помочь избежать страданий.
Дуализм сознания и тела 4:41 Большинство людей не чувствуют себя идентичными своему телу. Сознательные действия зависят от работы мозга, но это не всегда соответствует субъективному ощущению. Ощущение дуализма сохраняется даже при практике медитации.
Осознанность и дуализм 8:09 Даже при усердной практике медитации сохраняется ощущение наблюдателя. Сознание ощущается как прожектор внимания, направленный на переживание. Дуализм остаётся иллюзией при внимательном наблюдении.
Отождествление с мыслями 9:51 Мы постоянно думаем и не устанавливаем контакт с настоящим моментом. Отождествление с потоком мыслей приводит к страданию. Пробуждение от отождествления с мыслями может освободить от страданий.
Аналогия со сном 11:47 Мышление и отождествление с мыслью сравниваются со сном. Во сне мышление не ограничено сенсорным опытом и полностью захватывает человека. Пробуждение от этого состояния может открыть новый контекст восприятия.
Галлюцинации и сны 12:57 Галлюцинации сравниваются со снами, где разум плавно переходит в новое состояние. В снах мы не осознаём, что спим, и не удивляемся новым обстоятельствам. Пример: спор с другом в ресторане, которого никогда не было.
Неосознанные мысли 13:56 Мы не удивляемся снам, потому что это провал проверки реальности. Аналогично, мы не осознаём свои мысли, которые подкрадываются незаметно. Пример: беспокойство о встрече через пять дней во время приготовления чая.
Отождествление с мыслями 14:54 Мы не чувствуем своего тела и разговариваем сами с собой. Негативные эмоции возникают из-за неосознанных мыслей. Пример: беспокойство о публичных выступлениях.
Психоз и нормальное сознание 15:53 Обычное мышление и психоз имеют общие черты. Психотики более непринуждённо выражают свои мысли. Базовый психоз присутствует в нормальном сознании.
Медитация и осознанность 17:47 Медитация помогает осознать преходящую природу мыслей. Пробуждение — метафора разрушения чар отождествления с мыслями. Осознанность облегчает страдания.
Разрывы в самоощущении 18:50 У всех бывают перерывы в самоощущении, но мы их не осознаём. Медитация учит распознавать разрывы между мыслями. В сознании возникает более обширное пространство.
Просмотр фильмов и телепередач 19:48 Просмотр фильмов помогает потерять чувство собственного достоинства. Эволюционно это новый социальный опыт. Наблюдение за другими людьми без участия в сцене.
Вуайеризм и самость 22:48 Просмотр фильмов позволяет расслабиться и осмыслить происходящее. В реальном мире сложно расслабиться в присутствии других людей. Осознание себя объектом для других вызывает стеснение.
Чувство «я» 23:30 Чувство «я» связано с осознанием себя субъектом или объектом в мире. Внезапное осознание себя объектом вызывает стеснение. Это чувство постоянно испытывается в социальных контактах.
Отсутствие чувства «я» в присутствии других 24:23 Отбрасывание чувства «я» делает его отсутствие более заметным. Ощущение, что тебя видят, исчезает, и ты перестаёшь быть центром внимания. Мир воспринимается как совокупность опыта других людей.
Свобода от отождествления 25:20 Ты больше не являешься центром всех событий, а просто наблюдаешь за ними. Мысли не контролируют тебя, ты находишься в состоянии покоя. Переживания потока включают полное погружение в процесс без мыслей о себе.
Переживания потока 26:08 Примеры переживаний потока: спортивные действия, просмотр фильма. В таких моментах ты полностью погружён в процесс, чувствуя лёгкость и загадочность происходящего. Переживания потока уменьшают ощущение «я» и увеличивают чистое переживание.
Медитация и осознание 27:07 Медитация помогает осознать, что сознание уже находится в состоянии потока. Эго исчезает, и любое переживание становится осознанным. Язык усиливает представление о «я», создавая страдание.
Реакция на чрезвычайные ситуации 29:21 В чрезвычайных ситуациях уместно чувствовать страх и гнев. Важно быстро переходить от эмоций к рациональному состоянию. Негативные эмоции содержат информацию, но их длительное воздействие вредно.
Психологическое здоровье и осознанность 32:29 Психологическое здоровье зависит от способности быстро справляться с негативными эмоциями. Осознанность помогает разрушать негативные состояния ума. Негативные эмоции действуют как сигналы тревоги для осознания природы сознания.
Осознание отсутствия центра 34:12 Осознание отсутствия центра в сознании позволяет снять «чары» негативных эмоций. Гнев и страх — это лишь изменение энергии и содержания сознания, а не реальность. Осознание отсутствия субъекта позволяет быстро освободиться от негативных эмоций.
Изменение восприятия жизни 35:57 Переход от восприятия жизни как жертвы к использованию её возможностей для глубокого понимания себя и реальности. Осознание непостоянства жизни и сопротивления этому потоку перемен как причины страданий. Потеря отождествления с личностью и становление свидетелем событий.
Непостоянство и его последствия 37:07 Непостоянство — главный факт, мотивирующий изучение эзотерических идей. Идея о возможности создания «рая» на земле и проблема смерти как неизбежности. Преходящность любых положительных переживаний: радость, самореализация, любовь.
Устойчивость благополучия 38:58 Устойчивое благополучие не может быть основано на изменениях в содержании сознания. Воспоминания о переживаниях не так хороши, как сами переживания. Духовные озарения также являются воспоминаниями.
Сознание как основа опыта 41:36 Сознание всегда присутствует и является основой любого опыта. Осознанность — основополагающая истина жизни. Мораль и этика основаны на заботе о сознании других людей.
Характер сознания в буддизме 43:20 Сознание обладает характером бескорыстия и пустоты шуньята. Пустота не является депрессивным термином, а символизирует свободу и отсутствие надуманности. Осознание реальности сознания даёт свободу даже в негативных ситуациях.
Сознание как зеркало 45:08 Сознание можно распознать как зеркало, которое не реагирует на негативные мысли. Буддизм подчёркивает, что сознание не является самостью или условностью. В сознании может появиться всё что угодно без усилий.
Негативная попытка и адвайта-веданта 45:52 Буддизм стремится отречься от любых предположений о духовной реальности. Адвайта-веданта содержит позитивные утверждения о духовной реальности и метафизике. Буддизм традиционно реагирует на некоторые формулировки адвайты, особенно на использование заглавной буквы «Я».
Ограничения языка и восприятие буддизма 46:49 Оба подхода описывают одно и то же переживание, но по-разному. Опасность буддийского подхода — в его сухости и аналитичности, которые могут создать впечатление отмены жизни. Нирвана часто воспринимается как избавление от страданий, но также и от индивидуальности.
Значение «дуккха» 47:43 «Дukkha» означает неудовлетворённость, а не только страдание. Непостоянство приводит к отсутствию постоянного удовлетворения. Счастье не зависит от удовлетворения желаний, так как всё меняется.
Медитация и осознание 48:42 Медитация позволяет осознать, что можно быть счастливым до решения проблем. Важно не погружаться в тревожные мысли и не зависеть от разрешения ситуаций. Сознание уже свободно и открыто, даже при наличии психического состояния.
Медитация и реальность 51:26 Медитация не означает отсутствие необходимости решать проблемы. Жизнь сравнивается с видеоигрой, где всегда появляются новые испытания. Скука — это неудача в обращении внимания на настоящее.
Концентрация и любящая доброта 55:02 Концентрация на любящей доброте может приносить удовольствие. Люди, медитирующие на любящую доброту, могут быть вдохновляющими. Высокие состояния концентрации основаны на условных усилиях, исключая всё остальное.
Высшая мудрость медитации 57:04 Высшая мудрость медитации заключается в осознании, что сознание всегда совпадает со всеми возможными переживаниями. Настоящая свобода доступна в обычных состояниях сознания, а не только в духовных состояниях.
Переживание свободы 57:27 Переживание свободы в адвайта-веданте и буддийском подходе пустоты вызывает желание поделиться этим с другими. Откладывание свободы на будущее признаёт непросветлённость в настоящем. Идея о переносе свободы в будущее лишает возможности реализовать её сейчас.
Дихотомия медитации 58:19 Медитация полезна для развития осознанности, но стремление к будущей цели отрицает текущую реальность. В начале пути осознаётся проблема несчастья и страданий.
Проблеск другого способа существования 59:03 Пиковые переживания могут дать проблеск другого способа существования. Осознание возможности другого сознания не зависит от религиозных убеждений.
Дуалистическая стадия медитации 1:00:02 Проблема в медитации — отвлечение внимания от мыслей, а не сами мысли. Дуалистическая стадия включает потерю и возвращение к медитации.
Недейственная стадия 1:01:47 Недейственная стадия позволяет обнаружить свободу и бескорыстие. Эго не реально, но требуется внимание для его осознания.
Аналогия с зеркалом 1:03:41 Аналогия с зеркалом иллюстрирует внезапное понимание реальности. Визуальное восприятие остаётся прежним, но появляется новое понимание.
Исчезновение центра 1:06:20 В медитации исчезает ощущение центра переживания. Обнаружение своего отсутствия становится объектом осознанности.
Традиции практики 1:07:15 Учение дзогчена и махамудра в тибетской традиции учат этому чётко. Дзэн может требовать больше времени для осознания правильности практики. Адвайта критикует дуалистические методы, подчёркивая непросветлённость.
Осознание непросветлённости 1:08:00 Осознание непросветлённости свидетельствует о близости к цели. Погружение в мысли и попытка обратить внимание на дыхание — признаки непросветлённости.
Адвайта и её учителя 1:08:41 Упоминание Раманы Махарши, Нисаргадатты Махараджа и Пунджаджи как учителей адвайты. Акцент на иллюзорности дуальности и отсутствии пути к цели. Путь адвайты может показаться сложным и непреодолимым для многих.
Методика адвайты 1:09:39 Адвайта предлагает либо признать иллюзорность «я», либо продолжать духовные поиски. Многие люди тратят годы на обсуждение адвайты, не осознавая её сути. Пиковые переживания могут быть временными и не повторяться.
Признание иллюзорности 1:10:29 Признание иллюзорности сознания требует точности и интеллектуальной честности. Необходимо быть предельно честным в отношении текущего момента. Осознанность требует тренировки и осознанности.
Пенджаджи и его подход 1:11:13 Пенджаджи был харизматичным учителем, утверждавшим своё просветление. Он был бескомпромиссен в своей недвойственности, в отличие от Раманы Махарши. Пенджаджи критиковал медитации, считая их неэффективными.
Последствия подхода Пенджаджи 1:12:59 Подход Пенджаджи может привести к отказу от духовных практик. Многие люди, работавшие с Пенджаджи, утверждали своё просветление, но не всегда были таковыми. Некоторые продолжали духовные поиски, несмотря на сомнения.
Опасности недвойственных учений 1:16:21 Недвойственные учения могут быть восприняты неправильно без надлежащего контекста. Важно быть честным в отношении своей правды в каждый момент. Осознание фундаментальных истин доступно в любой момент.
Роль учителей и осознанность 1:18:25 Учителя могут помочь направить внимание к природе реальности. Пробуждение за пределами иллюзии «я» не всегда означает преодоление логических дефектов характера. Логические дефекты характера могут влиять на взаимоотношения во внешнем мире.
Просветление и культура 1:19:35 Просветление не ведёт к новой культуре. Между обретением прозрения и его стабилизацией может быть значительное время. Автор не претендует на полное просветление.
Честность в практике 1:20:26 Автор старается быть честным в своём опыте. Дуалистическая практика осознанности позволяет замечать мысли и возвращаться к дыханию.
Тренировка осознанности 1:21:18 Необходимо тренировать способность отвлекаться, осознавать это и возвращаться к дыханию. Осознание мыслей даёт свободу от эмоциональных и поведенческих последствий.
Недвойственная практика 1:22:18 При недвойственной практике мысли раскрываются как тонкие образы. Сознание не имеет центра, что даёт свободу.
Путь к цели 1:23:18 Повторение мыслей ощущается как проблема, но цель уже здесь. Наслаждение свободой недвойственности — следующий момент пути.
Влияние мыслей на поведение 1:24:24 Мысли определяют действия и поведение. Эгоистичное поведение может быть результатом отсутствия осознанности.
Этические аспекты духовных практик 1:25:09 Духовные учителя могут вести себя эгоистично из-за отсутствия осознанности. Важно учитывать этические принципы в духовных практиках.
Ограничения духовного прозрения 1:27:06 Духовное прозрение недостаточно для решения всех проблем. Необходимы знания для улучшения общества и цивилизации.
Этика и социальные проблемы 1:28:47 Этика связана с авиастроением и требует комплексного подхода. Пример с поиском мужа для племянницы иллюстрирует важность этических принципов.
Личная свобода и общественное благо 1:31:05 Личная свобода важна, но недостаточно для решения социальных проблем. Осознание сознания как зеркала освобождает, но требует дальнейшего развития.
Первый опыт с MDMA 1:32:05 В 1980-х годах MDMA активно использовался в терапевтическом сообществе для духовного и психологического прозрения. Автор принял MDMA в 18–19 лет, ожидая два года, чтобы попробовать его. Цель приёма — понять природу своего сознания.
Изменение восприятия 1:33:38 Во время ожидания лекарства автор и его друг внезапно стали другими людьми. Автор почувствовал свободу от забот о себе и перестал сравнивать себя с другими. Осознание своей «ноши» и её тяжести стало очевидным.
Осознание психологического состояния 1:35:55 До опыта с MDMA автор не осознавал своего психологического состояния. После опыта он понял, что был закрытым и недоступным. Его интерес был сосредоточен на внешних вещах, а не на внутреннем мире.
Путешествие в горы 1:37:48 В 16 лет автор участвовал в 23-дневном путешествии в горы Колорадо. Кульминация — трёхдневное одиночное путешествие с голоданием и ведением дневника. Несмотря на красоту природы, автор чувствовал себя одиноким и несчастливым.
Различия в опыте участников 1:39:45 Другие участники путешествия пережили озарение, изменившее их жизнь. Автор осознал, что ему чего-то не хватает.
Начало духовного пути 1:41:22 После опыта с MDMA автор начал читать книги о медитации и духовности. Проводил ретриты, практикуя осознанность в буддийском контексте. Продолжал дуалистический подход к медитации, но столкнулся с критикой своих методов.
Новые подходы к практике 1:42:57 Встреча с учителями в Непале и Пенджаджи изменила его подход к медитации. Начал практиковать в более недвойственном ключе. Продолжил ретриты, путешествуя по Индии и Непалу.
Влияние Алана Уоттса 1:44:05 Алан Уоттс оказал значительное влияние на автора. Уоттс был одним из величайших коммуникаторов в области медитации. Его работы помогли автору понять общую картину восточной мудрости.
Введение в проблему сознания 1:45:00 Обсуждение трудной проблемы сознания и её решения. Упоминание философа Дэвида Чалмерса и его концепции.
Понимание работы мозга 1:45:40 Пример зрения: преобразование электромагнитной энергии в электрохимическую в нервной системе. Ретинотопическое отображение визуальной сцены в зрительной коре.
Сложность понимания сознания 1:46:38 Понимание процессов на каждом этапе работы мозга. Противоречие между пониманием работы мозга и появлением осознанного видения.
Таинственность сознания 1:47:33 Пример робота, функционирующего на основе визуальных данных без сознания. Отсутствие описания микрособытий, ведущих к осознанному видению.
Парадокс сознания 1:48:30 Невозможность интуитивного объяснения появления сознания. Аналогия с трейлерным парком и арбузами для иллюстрации парадокса.
Сознание как эмерджентное свойство 1:50:09 Сознание как результат бессознательной сложности. Сравнение с теорией Большого взрыва.
Определение жизни 1:53:18 Различие между живыми и неживыми системами. Молекулярные основы наследственности и размножения.
Непосредственный опыт сознания 1:55:05 Сознание как единственное, в чём мы можем быть уверены. Иллюзия сознания и его фундаментальность.
Сознание как основа уверенности 1:56:21 Сознательная жизнь как основа для науки и математики. Когнитивные процессы и их бессознательные предшественники.
Заключение 1:57:15 Подчёркивание важности сознания для научного познания. Завершение обсуждения с упоминанием о продолжении шоу.
Сознание и подсознательная сложность 1:57:39 Сознание может быть результатом подсознательной сложности на определённом уровне. Мы не сможем полностью понять сознание, как понимаем другие явления, например, работу ДНК или кристаллическую структуру молекул. Пример с разбитым окном иллюстрирует, как физические свойства могут влиять на восприятие.
Сознание и физические системы 1:58:35 Сознание не является свойством погружения в себя, как хрупкость или влажность воды. Возможно, через сто лет мы узнаем, как возникает сознание, но сейчас это остаётся загадкой. Создание сознательных компьютеров возможно, но важно различать сознательные и бессознательные системы.
Будущее сознательных компьютеров 1:59:32 В будущем могут появиться компьютеры, которые будут казаться сознательными. Гуманоидные роботы, проходящие тест Тьюринга, могут вызывать ощущение общения с сознательным существом. Граница между сознанием и бессознательностью может стать менее заметной.
Нейтральный монизм и сознание 2:01:18 Нейтральный монизм предполагает, что сознание может быть частью материи на самом низком уровне. Физика и сознание существуют отдельно, и их соединение остаётся загадкой. Пример с электроном иллюстрирует, что сознание может иметь внутреннее измерение, но это не означает, что электрон мыслит.
Алгоритмы памяти и сознание 2:03:30 Алгоритмы поиска в памяти могут контролировать восприятие, но не связаны с сознанием. Возможно существование множества сознательных точек зрения в одном мозге. Объяснение опыта через алгоритмы памяти кажется не самым экономным способом.
Сознание и аксиомы науки 2:05:25 На определённом этапе науки некоторые вещи принимаются как данность, например, пространство и время. Сознание может быть одной из таких вещей, которую не обязательно полностью понимать. Наука отказывается от разработки законов, которые становятся совершенно понятными само собой.
Свобода воли и сознание 2:07:37 Обсуждение свободы воли и её связи с сознанием. Сознание может быть интегрировано с материей способом, который мы принципиально не понимаем. Исследования мозга и анестезия могут вводить в заблуждение относительно природы сознания.
Вероятность преобразования сознания 2:08:55 Вопрос о вероятности преобразования сознания в сверхразумный искусственный интеллект остаётся открытым. Сознание всегда будет казаться чудом, независимо от того, как оно возникает.
Интеллект и субстрат 2:09:39 Интеллект не зависит от биологического субстрата. Современные технологии уже эффективно имитируют многие аспекты человеческого интеллекта. Пример сверхчеловеческого калькулятора — смартфон, который справляется с арифметикой лучше человека.
Тест Тьюринга и ИИ 2:11:08 Ожидается появление систем, которые пройдут тест Тьюринга по всем значимым параметрам. ИИ будет предоставлять факты быстрее и полнее, чем любой человек. Пример: ChatGPT может дать мини-эссе о причинах Второй мировой войны за пять секунд.
Интеграция ИИ с человеком 2:12:00 ИИ станет чувствительным к тону голоса и выражению лица. Интеграция данных о здоровье пользователя с ИИ создаст ощущение присутствия «сознания». Виртуальные ассистенты будут знать пользователя лучше, чем близкие люди.
Этические аспекты взаимодействия с ИИ 2:14:59 Человекоподобные роботы могут вызвать чувство беспомощности и иллюзию сознания. Взаимодействие с ИИ может привести к ощущению присутствия самого умного человека. Важно напоминать себе, что ИИ — это просто машина.
Свобода воли и иллюзии 2:17:07 Свобода воли — иллюзия, которая может ослабить внутренний контроль и высокомерие. Осознание иллюзорности свободы воли усиливает сострадание. Различие между добровольными и непроизвольными действиями остаётся, но иллюзия свободы воли исчезает.
Синдром чужой руки 2:19:26 Синдром чужой руки иллюстрирует, как действия могут происходить без осознанного намерения. Избавление от иллюзии свободы воли не отменяет различий между действиями. Фундаментальная иллюзия о субъекте на «водительском сиденье» исчезает.
Иллюзия свободы воли 2:20:41 Люди верят в свободу воли, но их действия определяются множеством факторов, включая генетику и окружающую среду. Сознательный выбор часто оказывается результатом сложных механизмов, действующих на уровне нервной системы. Генетическая наследственность и среда формируют личность и поведение человека.
Ответственность и сознание 2:22:18 Сознательные решения часто кажутся спонтанными, но на самом деле они являются результатом сложных процессов в мозге. Ответственность за действия человека ограничена его геномом и предшествующими влияниями. Понимание иллюзорности свободы воли меняет восприятие ответственности и этики.
Этические аспекты и сострадание 2:24:00 Осознание иллюзорности свободы воли уменьшает основания для ненависти к другим людям. Люди действуют в рамках своих возможностей, и критика направлена на будущее, а не на прошлое. Сострадание и этичность важны, несмотря на ограничения свободы воли.
Воспитание и исправление 2:25:11 Воспитание детей направлено на формирование честности и сострадания, но не на изменение прошлого. Взрослые, совершившие преступления, часто действуют в рамках своих возможностей, как дикие животные. Психопаты не выбирают своё поведение, их состояние обусловлено генетикой и окружением.
Пример Гитлера 2:27:18 Пример Гитлера иллюстрирует, что даже самые ужасные действия могут быть результатом сложных обстоятельств. Убийство Гитлера в детстве было бы несправедливым, так как он не выбирал свой путь. Решение о наказании должно приниматься с учётом всех обстоятельств, а не только свободы воли.
Пробуждённое человечество 2:30:24 Благодарность помогает исцелить психологические проблемы и избежать этических ошибок. Философия стоицизма способствует осознанию преимуществ даже в трудных ситуациях. Сострадание ко всем людям и сознательным существам становится естественным следствием осознания случайности и незаслуженности многих благ.
Единство перед лицом непостоянства 2:32:57 Все люди едины перед лицом фундаментального непостоянства и хрупкости жизни. Мы должны быть благодарны за моменты счастья и избегать страданий.
Значение сотрудничества 2:34:17 Сотрудничество — единственный инструмент для построения лучшего будущего. Любовь, доброта и благодарность важны для успешного сотрудничества.
Необходимость координации 2:35:14 В мире 8 миллиардов незнакомых людей, и мы должны сотрудничать для улучшения жизни. Отсутствие рациональности и доброй воли приведёт к неудаче.
Роль разума в сотрудничестве 2:37:38 Разум помогает людям сближаться и сотрудничать, даже если они не любят друг друга. Реальность имеет структуру, и разум помогает находить правильные ответы.
Интеграция разума и духовных аспектов 2:39:12 Разум без сочувствия и благодарности не полностью жив. Духовные аспекты жизни необходимы для соответствия взглядам 21-го века.
Благодарность и завершение 2:40:10 Благодарность за участие в разговоре. Рекомендация приложения «Пробуждение». Прощание и пожелание здоровья.