Введение и обзор выставки 4:04 Выставка Василия Верещагина проходит в Третьяковской галерее. Светлана Копырина, куратор выставки, проведет онлайн-экскурсию. Основная тема экскурсии - туркестанская серия и цикл "Варвары".
Картина "Апофеоз войны" 5:01 Картина "Апофеоз войны" является кульминацией туркестанской серии. Первоначально называлась "Торжество Тамерлана", но позже стала символом апокалипсиса. Картина изображает безлюдную степь и безумный город, символизируя конец времен.
Центральная ось выставки 6:58 В центре выставки установлена колонна "Ура" и оружие того времени. Вокруг колонны расположены картины из туркестанской серии и цикла "Варвары". Колонна символизирует центральную ось выставки.
Биография Верещагина 7:57 Верещагин родился в дворянской семье и получил военное образование. После учебы в академии художеств он отправился на Кавказ, где начал писать войну. В Париже он учился у Жан-Леона Жерома и вернулся в Петербург.
Туркестанская серия 8:57 Верещагин был приглашен в Туркестан для работы военным художником. Он увидел истинную войну и изменил свое представление о ней. Его картины показывают изнанку войны, а не победоносные сцены.
Цикл "Варвары" 11:55 Верещагин разработал серию картин, где один сюжет развивается от одной картины к другой. В цикле "Варвары" он изображает сцены из жизни русских солдат в Туркестане. Его картины передают детали и атмосферу войны, что делает их новаторскими.
Уничтожение картин 15:52 Верещагин уничтожал некоторые свои картины, чтобы показать правду о войне. Он уничтожил картины, посвященные обороне Самаркандской крепости. Эти картины изображают тяжелые условия и потери, которые он видел на войне.
Картина "Парадная колонна" 17:49 Картина изображает солдат, готовых к атаке, с барабанщиком во главе. Николай Николаевич Назаров, единственный изображенный с шашкой, символизирует начало сражения. Назаров был посажен на гауптвахту за непослушание, но возглавил оборону крепости.
Верещагин в бою 18:49 Верещагин, художник, участвовал в боях, стреляя по врагам. Он собирал трупы убитых солдат и хранил их. Солдаты и офицеры уважали его и называли "выручка ген".
Награды и критика 19:47 Верещагин получил орден Георгия 4-й степени, но отказался от других наград. Генерал фон Кауфман снял свой орден и повесил его на Верещагина. Верещагин уничтожил три картины из-за критики, включая "Забытый".
Выставка в Лондоне и Петербурге 20:46 В 1873 году Верещагин провел выставку в Лондоне, где его картины получили похвалу. В 1874 году выставка в Петербурге подверглась жесткой критике, что привело к уничтожению картин. Верещагин успел сфотографировать уничтоженные картины.
Двери в картинах Верещагина 23:40 Двери являются центральным элементом в картинах Верещагина. Двери символизируют пограничное существование между мирами. Суфии охраняют двери, символизируя духовную защиту.
Суфии и их символика 26:34 Суфии занимаются латанием одежды и чтением молитв. Их одежда украшена множеством заплаток, символизирующих молитвы. Посохи и четки также являются важными символами для суфиев.
Стражники и двери 29:30 Стражники охраняют двери, отвернувшись от зрителя. Они ждут выхода своего повелителя и падут ниц перед ним. Двери символизируют защиту от чужих цивилизаций.
"Смертельно раненый" 30:29 Картина изображает русского солдата, получившего смертельную рану. Солдат бегает по кругу, не в силах остановиться, и кричит о своей смерти. Верещагин был свидетелем этого события.
Предсмертная агония 31:29 Верещагин изобразил русского солдата в центре картины, создавая ощущение, что он вот-вот упадет. Это новаторство в батальной живописи, так как ранее изображались только офицеры и генералы. Верещагин всегда изображал русского солдата, что отличало его от других художников.
Торжествует 32:26 Картина изображает базарную площадь Регистан в Самарканде. В центре картины мулла в белом одеянии, символизирующем чистоту, показывает головы русских солдат. Зрители сначала восхищаются архитектурой и декорациями, а затем замечают головы.
Влияние на современников 34:21 Верещагин изменил восприятие Востока, показав его более брутальным и реалистичным. Его картины вызвали шок у англичан, которые привыкли к гламурному ориентализму. Верещагин писал с сердечной отдачей, что делало его работы уникальными.
Туркестанская серия 35:19 Третьяков купил туркестанскую серию Верещагина за 92 тысячи рублей. Он выполнил два условия Верещагина: построил специальное помещение и не дробил коллекцию. В советское время многие картины были переданы в региональные музеи, но большинство сохранилось.
Новаторство Верещагина 37:16 Верещагин показывал реальные сцены войны, что отличало его от других баталистов. Его картины пронизаны солнечным светом и яркими красками. Он добивался художественной правды, чего не было у его современников.
Рамы и надписи 38:13 Верещагин заказывал рамы в лучших мастерских Парижа и Мюнхена. На многих рамах были надписи, дополняющие смысл изображенного сюжета. Эти надписи заряжали энергией не только зрителя, но и само полотно.
Графика Верещагина 39:10 На выставке представлена уникальная возможность увидеть графику Верещагина. Графика требует особых условий экспонирования, так как она хрупкая. Выставка разделена на раннюю графику и графику туркестанского периода.
Война 1812 года 41:10 Серия картин "Война 1812 года" находится в музее на Красной площади. Триптих "Старый партизан" был написан в Париже в 1888 году. Манера исполнения этих картин отличается от туркестанской серии.