Выставка "Василий Верещагин" \ Цикл "Варвары". Туркестанская серия \ Экскурсия №1

YOUTUBE · 26.11.2025 04:58

Ключевые темы и таймкоды

Введение и обзор выставки

4:04
  • Выставка Василия Верещагина проходит в Третьяковской галерее.
  • Светлана Копырина, куратор выставки, проведет онлайн-экскурсию.
  • Основная тема экскурсии - туркестанская серия и цикл "Варвары".

Картина "Апофеоз войны"

5:01
  • Картина "Апофеоз войны" является кульминацией туркестанской серии.
  • Первоначально называлась "Торжество Тамерлана", но позже стала символом апокалипсиса.
  • Картина изображает безлюдную степь и безумный город, символизируя конец времен.

Центральная ось выставки

6:58
  • В центре выставки установлена колонна "Ура" и оружие того времени.
  • Вокруг колонны расположены картины из туркестанской серии и цикла "Варвары".
  • Колонна символизирует центральную ось выставки.

Биография Верещагина

7:57
  • Верещагин родился в дворянской семье и получил военное образование.
  • После учебы в академии художеств он отправился на Кавказ, где начал писать войну.
  • В Париже он учился у Жан-Леона Жерома и вернулся в Петербург.

Туркестанская серия

8:57
  • Верещагин был приглашен в Туркестан для работы военным художником.
  • Он увидел истинную войну и изменил свое представление о ней.
  • Его картины показывают изнанку войны, а не победоносные сцены.

Цикл "Варвары"

11:55
  • Верещагин разработал серию картин, где один сюжет развивается от одной картины к другой.
  • В цикле "Варвары" он изображает сцены из жизни русских солдат в Туркестане.
  • Его картины передают детали и атмосферу войны, что делает их новаторскими.

Уничтожение картин

15:52
  • Верещагин уничтожал некоторые свои картины, чтобы показать правду о войне.
  • Он уничтожил картины, посвященные обороне Самаркандской крепости.
  • Эти картины изображают тяжелые условия и потери, которые он видел на войне.

Картина "Парадная колонна"

17:49
  • Картина изображает солдат, готовых к атаке, с барабанщиком во главе.
  • Николай Николаевич Назаров, единственный изображенный с шашкой, символизирует начало сражения.
  • Назаров был посажен на гауптвахту за непослушание, но возглавил оборону крепости.

Верещагин в бою

18:49
  • Верещагин, художник, участвовал в боях, стреляя по врагам.
  • Он собирал трупы убитых солдат и хранил их.
  • Солдаты и офицеры уважали его и называли "выручка ген".

Награды и критика

19:47
  • Верещагин получил орден Георгия 4-й степени, но отказался от других наград.
  • Генерал фон Кауфман снял свой орден и повесил его на Верещагина.
  • Верещагин уничтожил три картины из-за критики, включая "Забытый".

Выставка в Лондоне и Петербурге

20:46
  • В 1873 году Верещагин провел выставку в Лондоне, где его картины получили похвалу.
  • В 1874 году выставка в Петербурге подверглась жесткой критике, что привело к уничтожению картин.
  • Верещагин успел сфотографировать уничтоженные картины.

Двери в картинах Верещагина

23:40
  • Двери являются центральным элементом в картинах Верещагина.
  • Двери символизируют пограничное существование между мирами.
  • Суфии охраняют двери, символизируя духовную защиту.

Суфии и их символика

26:34
  • Суфии занимаются латанием одежды и чтением молитв.
  • Их одежда украшена множеством заплаток, символизирующих молитвы.
  • Посохи и четки также являются важными символами для суфиев.

Стражники и двери

29:30
  • Стражники охраняют двери, отвернувшись от зрителя.
  • Они ждут выхода своего повелителя и падут ниц перед ним.
  • Двери символизируют защиту от чужих цивилизаций.

"Смертельно раненый"

30:29
  • Картина изображает русского солдата, получившего смертельную рану.
  • Солдат бегает по кругу, не в силах остановиться, и кричит о своей смерти.
  • Верещагин был свидетелем этого события.

Предсмертная агония

31:29
  • Верещагин изобразил русского солдата в центре картины, создавая ощущение, что он вот-вот упадет.
  • Это новаторство в батальной живописи, так как ранее изображались только офицеры и генералы.
  • Верещагин всегда изображал русского солдата, что отличало его от других художников.

Торжествует

32:26
  • Картина изображает базарную площадь Регистан в Самарканде.
  • В центре картины мулла в белом одеянии, символизирующем чистоту, показывает головы русских солдат.
  • Зрители сначала восхищаются архитектурой и декорациями, а затем замечают головы.

Влияние на современников

34:21
  • Верещагин изменил восприятие Востока, показав его более брутальным и реалистичным.
  • Его картины вызвали шок у англичан, которые привыкли к гламурному ориентализму.
  • Верещагин писал с сердечной отдачей, что делало его работы уникальными.

Туркестанская серия

35:19
  • Третьяков купил туркестанскую серию Верещагина за 92 тысячи рублей.
  • Он выполнил два условия Верещагина: построил специальное помещение и не дробил коллекцию.
  • В советское время многие картины были переданы в региональные музеи, но большинство сохранилось.

Новаторство Верещагина

37:16
  • Верещагин показывал реальные сцены войны, что отличало его от других баталистов.
  • Его картины пронизаны солнечным светом и яркими красками.
  • Он добивался художественной правды, чего не было у его современников.

Рамы и надписи

38:13
  • Верещагин заказывал рамы в лучших мастерских Парижа и Мюнхена.
  • На многих рамах были надписи, дополняющие смысл изображенного сюжета.
  • Эти надписи заряжали энергией не только зрителя, но и само полотно.

Графика Верещагина

39:10
  • На выставке представлена уникальная возможность увидеть графику Верещагина.
  • Графика требует особых условий экспонирования, так как она хрупкая.
  • Выставка разделена на раннюю графику и графику туркестанского периода.

Война 1812 года

41:10
  • Серия картин "Война 1812 года" находится в музее на Красной площади.
  • Триптих "Старый партизан" был написан в Париже в 1888 году.
  • Манера исполнения этих картин отличается от туркестанской серии.