Круглый стол "Инфраструктура для страны 2024: новые стройки, новые вызовы"

YOUTUBE · 26.11.2025 04:53

Ключевые темы и таймкоды

Круглый стол "Инфраструктура для страны"

0:20
  • Анастасия Бойко, редактор отдела экономики газеты "Ведомости", модератор круглого стола "Инфраструктура для страны".
  • В рамках мероприятия будет представлен новый цикл премии "Ведомости импульс" в области инфраструктурных проектов.
  • В круглом столе примут участие представители ДОМ.РФ, корпорации развития Нижегородской области, Минэкономразвития, Минстроя, группы компаний "Спектр" и других организаций.

Обсуждение развития городов и инфраструктурных проектов

4:00
  • Мария Синичич, директор департамента комплексного развития территории Минстроя, рассказывает о программе комплексного развития городов и использовании внебюджетных источников для развития экономики регионов.
  • Регионы-лидеры по использованию инструментов комплексного развития территории: Москва, Московская область, Тюмень, Новосибирск, а также ряд городов Дальнего Востока.
  • В планах Минстроя совершенствование механизмов комплексного развития территории, регулирование индивидуального жилищного строительства и развитие инфраструктурного меню.

Обсуждение механизма ГЧП и его влияния на рынок

11:24
  • Александр Аксаков, директор подразделений инфраструктурной облигации ДОМ.РФ, рассказывает о предварительных данных по количеству заключенных соглашений о ГЧП за 2023 год.
  • В 2023 году наблюдается рост количества соглашений на 38% по сравнению с 2021 годом, несмотря на высокую ключевую ставку.
  • Механизм ГЧП продолжает быть привлекательным для субъектов и реализации инфраструктурных проектов.

Ограничения для развития рынка ГЧП

13:12
  • Минфин установил лимиты по выплатам инвесторам по договорам ГЧП, что может сдерживать развитие рынка.
  • Регионы могут опасаться использовать этот механизм из-за ограничений.

Заинтересованность государства в развитии механизма

15:42
  • Государство всегда заинтересовано в механизмах, где объединяется государство и частный бизнес.
  • Важно быть аккуратными с ограничениями бюджета и не допустить, чтобы регионы не могли инвестировать в новые проекты.

Планы Росатома на 2024 год

19:28
  • Создание комплексных планов развития городов, включая модернизацию инфраструктуры, цифровизацию и работу с людьми.
  • Создание цехов централизованного ремонта и развитие клиентского сервиса для повышения качества услуг.
  • Участие в резонансных историях и обсуждение мер поддержки ЖКХ на государственном уровне.

Обсуждение проектов Росатома

25:35
  • Росатом занимается низкоуглеродной повесткой, но из-за санкций многие компании приостановили свою деятельность.
  • Росатом продолжает работать на будущее, разрабатывает платформу для измерения и управления выбросами парниковых газов.

Цифровая трансформация в инфраструктурных проектах

27:29
  • Цифровые технологии облегчают эксплуатацию инфраструктуры, позволяют экономить время и ресурсы.
  • Росатом разрабатывает собственные продукты для цифровизации, такие как цифровое теплоснабжение и водоснабжение.

Влияние ключевой ставки на проекты

29:39
  • Повышение ключевой ставки может быть стрессовым сценарием для инициаторов и кредитующих проектов.
  • В зависимости от стадии реализации проекта, возможны разные меры поддержки, такие как фабрика проектного финансирования и участие в синдикатах.

Участие ВЭБ в инфраструктурных проектах

36:19
  • ВЭБ может участвовать в реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как Восточный полигон и Северо-Восточный обход Петербурга.
  • В случае использования механизма ГЧП, ВЭБ может предоставлять транши на выплату процентов на инвестиционной фазе и меры гарантийной поддержки.

Приоритизация проектов и разделение рисков

39:45
  • Проекты с наибольшим социально-экономическим эффектом и наименьшим объемом поддержки со стороны бюджета получают поддержку.
  • Публичная сторона стремится разделять риски и перекладывать их на себя.

Результаты программы льготного кредитования

42:08
  • В прошлом году одобрено 14 новых проектов на сумму 42 млрд рублей.
  • Общая сумма займов по проектам составляет 150 млрд рублей.
  • В этом году ожидается ввод в эксплуатацию первых объектов.

Планы на этот год

48:47
  • Выделено 50 млрд рублей дополнительных субсидий.
  • Спрос на 700 млрд рублей проектов, из которых одобрено 50 млрд.
  • В ближайшие квартал-два проекты будут вынесены на правительственную комиссию.
  • В этом году планируется выпуск облигаций на 50 млрд рублей.

Развитие рынка ГЧП в регионах

50:51
  • В России наблюдается рост рынка ГЧП, особенно в регионах.
  • Государственные банки и институты развития играют ключевую роль в этом процессе.
  • Регионы активно используют меры поддержки, такие как ДОМ.РФ и ВЭБ.РФ, для привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты.

Сокращение частной инициативы

56:50
  • В условиях высокой ставки и рисков, частные инвесторы не готовы активно участвовать в проектах ГЧП.
  • Региональные администрации должны научиться управлять бюджетными рисками и привлекать инвестиции.

Крупные проекты ГЧП

58:56
  • В транспортной отрасли реализуются крупные концессии, такие как строительство широтной магистрали в Ленинградской области и трамвайной инфраструктуры в Ростове-на-Дону.
  • В области образования и науки реализуются проекты по строительству кампусов и научно-технологическому развитию.
  • В сфере ЖКХ также реализуются крупные проекты, такие как концессия в Краснодаре с участием частного инвестора "Росводоканал".

Обсуждение ГЧП-проектов

1:01:27
  • Игорь Ищенко, представитель Нижегородской области, рассказывает о том, как регион находит деньги на реализацию масштабных проектов, таких как концессия и строительство инфраструктуры.
  • Он отмечает, что проекты ГЧП часто включают в себя софинансирование со стороны государства и банковского сообщества.
  • Ищенко также подчеркивает, что проекты ГЧП в основном направлены на решение социальных задач и создание условий для развития бизнеса.

Повышение интереса регионов к ГЧП

1:09:43
  • Ищенко считает, что регионы должны быть более заинтересованы в поддержке и участии в проектах ГЧП, так как это способствует развитию инфраструктуры и созданию условий для бизнеса.
  • Он также отмечает, что прозрачность процессов и доступность к недорогим деньгам являются важными факторами для успешного развития ГЧП.

Опыт Татарстана в реализации инфраструктурных проектов

1:11:25
  • Элина Жиганова, представитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан, рассказывает о своем опыте реализации инфраструктурных проектов в регионе.
  • Она отмечает, что агентство осуществляет сопровождение инвестиционных проектов, проводит оценку эффективности и сравнительного преимущества проектов, а также проводит экспертизу концессионных соглашений в сфере коммунальной инфраструктуры.

Концессионные соглашения в Республике Татарстан

1:12:30
  • В Республике Татарстан действует 125 концессионных соглашений, из них 124 - концессионные соглашения и 1 - соглашение о муниципально-частном партнерстве.
  • В сфере здравоохранения заключено 8 концессионных соглашений, в сфере коммунальной инфраструктуры - 106, в сфере образования - 3, в сфере социального центра здоровья и отдыха - 2, в сфере спорта - 3, в сфере гидротехнических сооружений - 1.
  • Объем инвестиций по всем действующим концессионным соглашениям составляет более 113 млрд рублей.

Развитие государственно-частного партнерства

1:18:06
  • Республика Татарстан занимает 4 место среди регионов по развитию государственно-частного партнерства.
  • Для развития государственно-частного партнерства необходимо проводить систематические обучения для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также активно участвовать в федеральных программах.

Крупные проекты в Республике Татарстан

1:21:02
  • Строительство мостового перехода через реку Лена в Якутии - крупнейший инфраструктурный проект в Республике Татарстан.
  • Проект имеет значительный мультипликативный эффект для региона, создает новые рабочие места, снижает уровень бедности населения, рост поступлений в бюджет и развитие прилегающих территорий.
  • Для привлечения внебюджетных инвестиций в проекты и регионы необходимо создание площадки на уровне федерального правительства для решения спорных вопросов и защиты интересов инвесторов.

Проблемы и перспективы инфраструктурных проектов

1:27:14
  • Обсуждение проблем, связанных с утверждением суммы кап-гранта федерального бюджета, и предложения по их решению.
  • Упоминание о росте спроса на строительные материалы и необходимости адаптации к новым условиям.

Перспективы инфраструктурных проектов

1:34:04
  • Обсуждение необходимости государственной поддержки и стимулирования частного бизнеса для роста проектов.
  • Упоминание о механизмах поддержки, таких как ВЭБ РФ, инфраструктурные облигации и специальные общества проектного финансирования.
  • Обсуждение важности образования и обучения для развития рынка инфраструктурных проектов.

Оценка рынка ГЧП

1:42:13
  • Обсуждение влияния прогресса в инфраструктурных проектах на объем рынка ГЧП.
  • Упоминается, что объем рынка может достичь триллиона рублей, но это будет зависеть от конкретных сделок.

Личное мнение о рынке ГЧП

1:43:11
  • Упоминается важность проектов ГЧП для развития страны, включая дорожную сеть, систему ЖКХ, транспорт и человеческий капитал.
  • Упоминаются естественные ограничения, такие как предельные размеры бюджетов и доступность кредита на рынке долга.

Обсуждение перспектив рынка ГЧП

1:45:01
  • Оптимистичный взгляд на потенциал развития рынка ГЧП в текущем году.
  • Упоминается ключевая ставка как сдерживающий фактор, но ожидается ее снижение в перспективе.
  • Ожидается рост рынка ГЧП, зависящий от доступности программ поддержки и наличия мегапроектов.