Развитие творческого мышления - Гатанов Юрий Борисович

YOUTUBE · 26.11.2025 03:49

Ключевые темы и таймкоды

Развитие творческого мышления

0:06
  • Обсуждение важности развития творческого мышления у детей и взрослых.
  • Упоминаются два определения: дивергентное мышление (Гилфорд) и латеральное мышление (Эдвард де Боно).

Параметры творческого мышления

3:27
  • Беглость: способность придумывать много идей.
  • Оригинальность: поиск необычных идей.
  • Гибкость: способность видеть разные стороны проблемы.
  • Разработанность: способность детализировать идеи.

Примеры развития творческого мышления

4:28
  • Поиск возможностей в компьютерных играх и программировании.
  • Использование нестандартных решений для преодоления препятствий.
  • Развитие творческого мышления у детей для поиска разных вариантов и выбора необычных идей.

Развитие творческого мышления у детей

6:42
  • Дети готовы креативить, когда им предлагают изменить конец сказки или придумать новый персонаж.
  • В дошкольном возрасте дети могут использовать креативность для защиты от обидчиков, предлагая нестандартные ответы.

Применение креативности на работе и в школе

11:03
  • Креативность повышает производительность труда и статус на работе и в школе.
  • Развитие креативности помогает решать сложные задачи и улучшать эффективность работы.

Характеристики творческого мышления

12:29
  • Беглость - способность быстро придумывать идеи.
  • Гибкость - способность подходить к проблеме с разных сторон.
  • Оригинальность - способность придумывать уникальные и необычные идеи.
  • Разработанность - способность детально прорабатывать идеи.

Разработанность и лидерство

16:35
  • Разработанность, как черта лауреатов Нобелевских премий, связана с творческим мышлением и доведением идей до готового результата.
  • Разработанность повышает статус в группе, так как идеи воспринимаются и принимаются другими участниками.

Креативность и лидерство

20:33
  • Креативность и разработанность могут быть сопутствующими параметрами лидерства, особенно в научном контексте.
  • Креативность может помочь лидеру предложить новые идеи и двигаться вперед, но это не единственный критерий лидерства.
  • В подростковых группах лидерами становятся креативные люди, которые могут придумать что-то, пошутить и разрядить обстановку.

Развитие креативности у детей

21:45
  • Важно развивать креативность у детей, независимо от того, кем они хотят стать в будущем.
  • В школе часто требуют одно решение задачи, что может ограничивать развитие креативности.

Примеры из практики

26:19
  • Родители должны понимать, что развитие креативности требует сохранения оригинального в детях.
  • Школа часто идет в противоречии с развитием творческого мышления, предлагая детям решать задачи одним способом.

Исследование Торенса

30:09
  • Исследование показало, что дети хотят видеть результаты работ других, что является сильным мотиватором для творчества.
  • В эксперименте дети работали по классической методике и видели работы других, что способствовало развитию креативности.

Развитие творческого мышления у детей

31:08
  • Важно показывать детям результаты творчества других, чтобы они могли выбирать идеи, которые им подходят.
  • Критика может быть полезной, но только в форме безоценочного обсуждения.

Поддержка и принятие

35:06
  • Дети должны чувствовать поддержку и принятие со стороны взрослых, чтобы они могли расслабиться и проявлять свои творческие способности.

Развитие творческого мышления

37:12
  • Важно не только предлагать идеи, но и давать возможность ребенку самому их улучшать.
  • Можно использовать различные упражнения для развития творческого мышления, например, придумать названия к картинкам или придумать тосты.

Креативность и воображение

40:11
  • Рассказывать истории, анекдоты и делать выводы, используя воображение и креативность.
  • Важно поощрять детей и взрослых к творческому мышлению и развитию воображения.

Мозговой штурм и необычные идеи

43:44
  • Мозговой штурм может помочь развить креативность, предлагая необычные идеи и работая с ними.
  • Важно не бояться критики и не ограничивать себя в идеях.

Креативность и развитие детей

46:11
  • Дети любят шутить и придумывать необычные идеи, но взрослые часто не дают им времени и возможности для этого.
  • Важно давать детям время и возможность закончить свои идеи и проекты, чтобы они могли выглядеть хорошо.

Счастье и творчество

49:26
  • Связь между счастьем и творчеством может быть сложной и требует дополнительных исследований.
  • Важно развивать креативность и воображение у детей, чтобы они были творческими и счастливыми личностями.

Развитие творческого мышления

50:34
  • Творческое мышление развивается, когда дети могут придумывать, не критикуют свои идеи, получают больше времени для творчества и имеют возможности для этого.
  • Примеры развития творческого мышления на уроках истории, русского языка и литературы: придумывание примеров, оканчивающихся на пять, и оригинальных решений, за которые можно получить больше баллов.

Креативность в любом предмете

52:34
  • Любой предмет может быть использован для развития креативности, включая русский язык, литературу и другие.
  • Важно находить пробелы и находить оригинальные решения для развития творческого мышления.