Подростки с СДВГ и диалектико-поведенческая терапия. Эмоциональная регуляция и навыки общения.

YOUTUBE · 26.11.2025 03:46

Ключевые темы и таймкоды

Введение и организационные моменты

0:00
  • Начало мероприятия, проверка звука и видимости.
  • Представление ведущих: Екатерина и Света.
  • Обсуждение формата мероприятия: 45 минут на презентацию и 15 минут на вопросы.

Представление Екатерины и Светы

2:27
  • Екатерина: психолог-терапевт, член ассоциации когнитивно-поведенческой терапии.
  • Света: психолог, терапевт, член ассоциации когнитивно-поведенческой терапии.
  • Дебют-терапия: модель помощи, доказавшая свою эффективность.

Дебют-терапия для подростков

3:12
  • Дебют-терапия адаптирована для подростков с сильными эмоциями и проблематичными способами справляться с дистрессом.
  • Примеры проблематичного поведения: самоповреждение, переедание, курение, алкоголь.
  • Цель дебют-терапии: помочь подросткам жить значимой и осмысленной жизнью, а не просто избавиться от проблемного поведения.

Применение дебют-терапии для подростков и их семей

8:12
  • Дебют-терапия помогает подросткам с эмоциональной дисрегуляцией и СДВГ.
  • Программа также включает подростков без эмоциональной дисрегуляции, но с трудным подростковым кризисом.
  • Цель: помочь подросткам и их семьям преодолеть трудный подростковый период, избегая крайних форм поведения.

Навыки и стратегии дебют-терапии

10:38
  • Навыки дебют-терапии выступают "подушкой безопасности" для подростков в нестабильный подростковый период.
  • Примеры: снижение конфликтности, управление эмоциональными всплесками.
  • Цель: предотвратить дальнейшие кризисы и улучшить качество жизни подростков.

Подростки с СДВГ

12:27
  • Подростки с СДВГ сталкиваются с трудностями в управлении поведением и тайм-менеджментом.
  • Эмоциональные всплески и сильные чувства усложняют их жизнь.
  • Навыки, которые они могут наработать, часто разрушаются под влиянием эмоций.

Эмоциональная дисрегуляция и СДВГ

13:27
  • Эмоциональная дисрегуляция часто сочетается с СДВГ.
  • Важно не ставить диагноз, а выявить наличие дисрегуляции и неэффективных способов поведения.
  • Дебюти не требует конкретного диагноза, а фокусируется на выявлении дисрегуляции.

Сходства ПРЛ и СДВГ

14:21
  • ПРЛ и СДВГ имеют схожие поведенческие проявления, такие как импульсивность и перепады эмоций.
  • Причины этих проявлений могут быть разными, но навыки помогают справляться с ними.
  • Низкая самооценка часто возникает из-за сильных эмоций и импульсивных поступков.

Поведенческая терапия и Дебюти

16:46
  • Дебюти опирается на поведенческую психологию и включает работу с семьей.
  • Родители и подростки обсуждают принципы изменения поведения.
  • Важна валидация эмоций и правильное реагирование на импульсивные действия.

Биосоциальная теория

20:03
  • Теория объясняет поведенческую и эмоциональную дисрегуляцию через биологическую уязвимость и инвалидирующую среду.
  • Биологическая уязвимость включает чувствительность к эмоциям и их силу.
  • Инвалидирующая среда усиливает биологическую уязвимость, создавая поведенческие проблемы.

Инвалидирующая среда

23:40
  • Инвалидирующая среда включает стресс дома, конфликты, которые ребенок не может выразить.
  • Отвержение личного опыта ребенка, например, когда никто не расстраивается, а он один.
  • Это может быть мягким, когда родители и дети отличаются по темпераменту, что приводит к непониманию.

Уязвимость и инвалидация

24:28
  • Уязвимость ребенка может провоцировать инвалидацию, если родители не понимают его эмоции.
  • Родители могут инвалидировать ребенка из лучших побуждений, не осознавая этого.
  • Примеры инвалидирующей среды обсуждаются на блоке с родителями.

Эмоциональная эскалация

26:24
  • Демонстрация эмоций наказывается, а эмоциональная эскалация подкрепляется.
  • Родители часто реагируют на эмоциональные вспышки ребенка, что усиливает инвалидацию.
  • Это приводит к тому, что ребенок не знает, как выражать эмоции и справляться со стрессом.

Преувеличение легкости

28:22
  • Преувеличение легкости решения проблем и достижения целей инвалидирует ребенка.
  • Использование слова "просто" может привести к тому, что ребенок воспринимает его буквально.
  • Это влияет на самооценку и навыки планирования.

Принятие и помощь

30:01
  • Важно принять эмоциональную чувствительность и уязвимость ребенка.
  • Это помогает понять, как справляться с эмоциями и стрессом.
  • Изменение домашней среды и улучшение качества жизни важны для подростков.

Структура тренинга

32:26
  • Водная встреча включает изучение правил тренинга и допущений.
  • Навыки осознанности помогают изменить поведение.
  • Навыки стрессоустойчивости и эмоциональной регуляции помогают справляться с эмоциональными штормами.

Навыки межличностной эффективности

34:27
  • Навыки межличностной эффективности включают эффективное общение и сохранение самоуважения.
  • Важно учитывать эмоциональные и рациональные аспекты в принятии решений.
  • Мудрый ум помогает принимать оптимальные решения, учитывая все факторы.

Навыки осознанности

37:23
  • Навыки осознанности помогают замечать происходящее и действовать без оценочно.
  • Важно наблюдать и описывать события, чтобы не оценка, а само событие влияло на действия.
  • Пример: восприятие ситуации в школе как конца света вместо просто хмурого учителя.

Стрессоустойчивость

38:08
  • Навыки стрессоустойчивости включают умение отвлекаться, успокаиваться и улучшать ситуацию.
  • Важно не усугублять ситуацию, а искать способы облегчить её.
  • Принятие реальности и отказ от борьбы с болезненными обстоятельствами.

Эмоциональная регуляция

40:21
  • Изучение эффективных способов справляться с интенсивными эмоциями.
  • Понимание эмоций как сигналов нервной системы.
  • Важность заботы о себе для регуляции эмоций.

Межличностная эффективность

42:20
  • Решение проблем в отношениях и навыки отказа от неприемлемых предложений.
  • Тренинг проходит в группе из 10 человек, с отдельными встречами для родителей.
  • Чат для подростков и родителей для вопросов и поддержки.

Правила участия в тренинге

48:07
  • Подросток должен хотеть участвовать, а не идти через силу.
  • Важно, чтобы подросток понимал, зачем это полезно.
  • Родители должны поддерживать и валидировать сомнения подростка.
  • Если подросток уходит, важно выяснить причины и найти способы изменить ситуацию.

Правила посещения группы

50:35
  • Все участники должны приходить вовремя и включать камеры.
  • Пропуск более четырех занятий подряд приводит к исключению из группы.
  • Оплата за пропущенные занятия не возвращается.
  • Важно расставить приоритеты в расписании подростка для эффективного тренинга.

Эмоциональная регуляция и интерес к занятиям

51:32
  • Важность эмоциональной регуляции выше оценок.
  • Занятия включают мемы, анекдоты и упражнения для вовлечения участников.
  • Подростки постепенно привыкают к камерам, что помогает адаптироваться.

Акцент на селфхарме и СДВГ

52:38
  • Группа не обсуждает личные проблемы участников.
  • Участники не делятся своими проблемами, чтобы не создавать триггеры.
  • Задача группы – научить навыкам и помочь их использовать.

Вопросы и сомнения

54:56
  • Участники могут задавать вопросы лично Екатерине или Светлане.
  • Сомнения по поводу необходимости тренинга решаются на собеседовании.
  • Группа заинтересована в полезности тренинга для участников.

Заключение

55:50
  • Группа не принимает участников, которым тренинг не нужен.
  • Важно, чтобы участники были готовы к серьезному подростковому тренингу.
  • Благодарность за участие и интерес к вебинару.