Трактор ДТ-20 с катализатором. Фильм из серии «История сельхозтехники».

YOUTUBE · 25.11.2025 07:52

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:05
  • Продукты неполного сгорания углеводородных топлив в отработавших газах тракторов вредны для здоровья и ограничивают их использование в плохо вентилируемых помещениях.
  • Использование тракторного транспорта на таких объектах экономически выгодно.

Исследования и разработки

0:37
  • В начале 1960-х годов инженеры Харьковского тракторного завода и специалисты ЦНИТА создали и испытали два варианта каталитических нейтрализаторов для дизельных тракторов.
  • В фильме будут рассказаны результаты этих опытов.

История каталитических нейтрализаторов

1:43
  • Каталитический нейтрализатор был изобретен Юджином Мудри в 1952 году.
  • Мудри создал нейтрализаторы для промышленных предприятий и складских погрузчиков.
  • Нейтрализаторы перерабатывают вредные вещества на молекулярном уровне, но не получили широкого распространения из-за тетраэтилсвинца.

Развитие каталитических нейтрализаторов

3:20
  • В 1973 году компания Engelhard Corporation создала первый серийный каталитический нейтрализатор.
  • Закон США о чистом воздухе 1970 года потребовал установки таких устройств на все автомобили с 1975 года.

Методы обезвреживания выхлопных газов

3:54
  • В лаборатории ЦНИТА исследовали три метода обезвреживания выхлопных газов: улучшение рабочего процесса дизеля, применение присадок и установка аппаратов нейтрализации.
  • Были разработаны различные типы нейтрализаторов: жидкостные, пламенные и каталитические.

Преимущества и недостатки различных типов нейтрализаторов

5:39
  • Жидкостные нейтрализаторы были непригодны для внутризаводского транспорта из-за больших габаритов и сложности обслуживания.
  • Пламенные нейтрализаторы были неустойчивы и опасны в пожарном отношении.
  • Каталитические нейтрализаторы были наиболее пригодны для внутризаводского транспорта благодаря малым габаритам и простоте обслуживания.

Применение платины в нейтрализаторах

6:35
  • Платина использовалась в качестве катализатора, но была дорогой и неэффективной при низких температурах.
  • Для трактора ДТ-20 были изготовлены два варианта нейтрализаторов: со стержневыми и шариковыми элементами.

Конструкция и испытания нейтрализаторов

7:22
  • Нейтрализатор со стержневыми элементами состоял из сварного корпуса и кассеты с элементами.
  • Нейтрализатор с шариковыми элементами имел кассету с элементами, помещенными в псевдо сжиженное состояние.
  • Оба нейтрализатора были испытаны в стендовых условиях и