Сергей Гуриев: Что делать с образованием? Экономический факультет

YOUTUBE · 25.11.2025 05:18

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Обсуждение образования с профессором экономики Сергеем Гуриевым.
  • Опыт Сергея в образовании и экономике: ректор Российской экономической школы, главный специалист Европейского банка реконструкции и развития.
  • Темы обсуждения: университеты США и Франции, проблемы образования в России и на Западе, Российская экономическая школа, лучшее образование для экономиста.

Сравнение университетов

0:54
  • Сергей считает, что лучшие университеты — частные университеты США.
  • Британские университеты Оксфорд и Кембридж — сильные конкуренты, но в рейтингах их меньше, чем американских.
  • В США больше университетов высокого уровня: Гарвард, Йель, Принстон, Чикаго, Стэнфорд, Беркли.

Преимущества американских университетов

2:13
  • Американские университеты имеют больше ресурсов: больше денег на студента, выше зарплаты преподавателей.
  • «Голосование ногами» показывает, что американские университеты более привлекательны для студентов и преподавателей.

Выбор университета

3:12
  • Профессора предпочитают американские вузы, особенно в естественных науках.
  • Рейтинг университета не всегда отражает его реальное качество.
  • Важно учитывать индивидуальные потребности и возможности студента при выборе университета.

Образование в Шотландии

5:00
  • Шотландия предлагает более дешёвое образование для граждан ЕС по сравнению с Англией.
  • Традиционно члены королевской семьи учатся в шотландских вузах.

Разнообразие американских университетов

6:35
  • Американская образовательная система включает как ведущие университеты, так и менее известные колледжи.
  • Среди ведущих мировых университетов больше американских, но есть и европейские, и азиатские.

Проблемы обучения в США

7:13
  • В Гарварде студенты могут выбирать любые курсы, что приводит к разношёрстности групп.
  • Некоторые студенты не знают базовых понятий, например, единиц измерения энергии или формулы площади поверхности шара.
  • Преподаватели вынуждены адаптировать материал под уровень студентов, что может снижать качество обучения.

Мотивация студентов

9:53
  • Студенты в ведущих университетах мотивированы и обладают выдающимися качествами.
  • Они выбирают курсы для расширения кругозора и будущей специализации.
  • Проблема заключается в том, что студенты с базовыми знаниями учатся с теми, у кого таких знаний нет, что требует от преподавателей выбора простых задач.

Курсы с разными требованиями

11:10
  • Курсы могут требовать или не требовать базовых знаний.
  • Пример: курс по микроэкономике для студентов с математическими знаниями и без них.
  • Специализация начинается уже на бакалаврском уровне.

Специализация и бакалавриат

12:09
  • Идея обучения студентов из разных дисциплин вместе.
  • Специализация предпочтительнее на последних годах бакалавриата или в магистратуре.
  • Различия в подходах между американскими и европейскими университетами.

Увлечение студентов

13:02
  • Преподаватели должны увлекать студентов своим предметом.
  • Студенты имеют другие приоритеты, кроме учёбы.
  • Важно объяснить важность предмета для студентов.

Развлечения на лекциях

14:18
  • Некоторые лекции начинаются с музыки, что может отвлекать.
  • В докторантуре лекции более серьёзные.
  • Цель образования — помочь студентам, а не заставить их страдать.

Проблема списывания

16:39
  • На Западе системы автоматической проверки плагиата.
  • Университеты заинтересованы в сохранении студентов как клиентов.
  • В Великобритании 70% оценок выставляются за письменные работы, которые часто заказываются.

Оценка знаний

19:20
  • Проблема несправедливых оценок из-за списывания.
  • В некоторых университетах студентов выгоняют, если они не сдают экзамены.
  • Массовое списывание может стать катастрофой для образования.

Институциональная коррупция

21:15
  • Существование сайтов, где студенты могут заказать работы.
  • Необходимость борьбы с институциональной коррупцией.
  • Сравнение с торговлей запрещёнными товарами.

Образование для экономистов

22:07
  • Рекомендация получать техническое образование для развития навыков.
  • Вопрос о лучшем образовании для экономиста остаётся открытым.

Создание экономического бакалавриата

22:45
  • В России не было сильных экономических бакалавриатов, поэтому РЭШ и ВШЭ создали совместный бакалавриат.
  • Бакалавриат сочетает математику и курсы по экономике и общественным наукам.
  • Некоторые математические курсы, например, теория функций комплексного переменного, не всегда полезны для экономистов.

Важность общественных наук

23:40
  • Экономистам важно знать психологию, политологию, социологию, историю и антропологию.
  • Поступление на экономический факультет сложно, большинство поступающих — победители всероссийской олимпиады по экономике.

Конкурентоспособность выпускников

24:39
  • Выпускники математических факультетов, таких как Физтех, часто более конкурентоспособны на международном рынке труда.
  • Российских экономистов международного уровня мало, но есть исключения, например, Екатерина Журавская и Олег Ицхоки.

Конкуренты и особенности бакалавриата

27:22
  • Совместный бакалавриат РЭШ и ВШЭ — уникальная программа, сочетающая экономику и математику.
  • Другие экономические факультеты в России включают ВШЭ, МГУ и МИЭФ.
  • Смольный колледж предлагает классический либерально-арт-сколоч, в отличие от экономической программы РЭШ.

Навыки современного экономиста

29:08
  • Экономистам нужны количественные навыки, включая программирование на Python и Julia.
  • Важно понимать экономику как науку об обществе и уметь искать исследовательские вопросы.

Путь к профессорству

30:38
  • Можно стать профессором экономики, не имея экономического образования, например, получив степень по прикладной математике.
  • Для профессиональной карьеры экономиста достаточно двух лет обучения, для учёного — два года учёбы и написание диссертации.

Роль математических теорий

32:00
  • Комплексный анализ помогает создать аналитическую нейросеть, необходимую для изучения экономических моделей.
  • Вопрос приоритетов: сколько времени уделять красивым математическим предметам, таким как теория групп и колец.

Приоритеты в образовании экономистов

33:30
  • Обсуждение важности изучения интегралов и сходимости рядов для экономистов.
  • Переход от программы мехмата к общественно-научным и гуманитарным бакалавриатам.
  • Пример французской школы, где изучение латинского и древнегреческого языков тренирует нейронную сеть.

Роль шахмат в образовании

34:24
  • Шахматы как инструмент тренировки нейронной сети.
  • Влияние сериала «Квинс Гамбит» на популярность шахмат.
  • Ограничения шахмат: развитие ощущения предсказуемости мира, что не всегда полезно для экономистов.

Прикладная математика и теория игр

35:22
  • Прикладная математика полезнее чистой математики для экономистов.
  • Теория игр с ненулевой суммой важнее для экономистов, чем игра с нулевой суммой.
  • Шахматы могут формировать неправильный менталитет для экономистов.

Критика образования в России

36:34
  • Обсуждение критики образования в России в интервью Дудю.
  • Успехи и неудачи Российской экономической школы РЭШ.
  • Проблемы с наймом профессоров и строительством зданий.

Финансовые и системные ограничения РЭШ

38:20
  • Необходимость финансирования для развития вуза.
  • Создание индаумента и системы образовательных кредитов.
  • Влияние РЭШ на другие вузы в России.

Политические риски и привлечение профессоров

40:08
  • Сложности привлечения профессоров с западными тренерами из-за политических рисков в России.
  • Пример Сколково, где профессора сохраняют связи с западными вузами.
  • Необходимость набора профессоров, полностью связывающих свою судьбу с РЭШ.

Аспирантура и HD-программы

42:09
  • Проблемы с созданием аспирантуры европейского уровня в РЭШ.
  • Сравнение с аспирантурой в Сколтехе и Высшей школе экономики.
  • Необходимость критической массы профессоров для создания HD-программ.

Образование во Франции

44:05
  • Роль Сенс По во Франции как школы для подготовки элиты в области общественных наук.
  • Строительство факультета экономики в Сенс По за последние десять лет.
  • Ограниченность программ в Сенс По: не более десяти студентов в год.

Образование дочери

45:02
  • Дочь автора учится во Франции на подготовительных курсах математики.
  • Подготовительные курсы во Франции напоминают мехмат или физтех.

Система образования во Франции

45:06
  • Технические школы во Франции считаются сильнее университетов.
  • Подготовительные курсы в технических школах сравнимы с первыми двумя годами лучших университетов России.
  • После двух лет обучения сдаётся национальный экзамен для поступления в политехнические или инженерные школы.

Интенсивность обучения

46:00
  • Студенты изучают серьёзную математику, физику и компьютерные науки.
  • Нагрузка кажется избыточной, но уровень знаний высокий.
  • Сравнение с советскими вузами показывает различия в подходе к учёбе.

Сравнение с американскими вузами

47:32
  • Французские вузы уступают американским в уровне материального обеспечения и зарплатах профессоров.
  • Для изучения общественных наук рекомендуется учиться в Гарварде или Принстоне.
  • Британские дипломы котируются выше на рынке труда.

Преимущества французского образования

48:37
  • Французское образование конкурентоспособно для исследователей.
  • Диплом французского вуза ценится в любой программе мира.
  • Англосаксонские вузы лучше развивают навыки работы в команде, коммуникации и критического мышления.

Премия Филдса и российское образование

50:09
  • Россия лидирует по количеству лауреатов премии Филдса.
  • Многие российские учёные работают в западных университетах.
  • Образование во Франции полезно для исследователей, но не все станут учёными.

Особенности французской университетской системы

52:04
  • Во Франции система образования двухступенчатая: элитные вузы и остальные.
  • Отсутствие коррупции в системе образования.
  • Важность ЕГЭ и конкурса после Припа для поступления в элитные вузы.

Отношение студентов к учёбе

55:45
  • В России студенты могут «халявить» весь семестр, а в конце «впахивать» для получения пятёрки.
  • Во Франции студенты должны работать регулярно и выдавать результаты маленькими частями.
  • Французские студенты умеют работать систематически.

Система образования и дедлайны

56:23
  • Обсуждение различий в системах образования на примере Сенс По и Перескол в экономике.
  • В Сенс По студенты сдают домашние задания каждую неделю, что учит их уважать дедлайны.
  • Уважение к дедлайнам важно для современного работодателя.

Важность дедлайнов в больших организациях

57:22
  • Пример работы в Европейском банке реконструкции и развития показывает важность уважения дедлайнов.
  • В больших организациях все зависят друг от друга, поэтому важно работать каждый день.

Необходимость изменений в российском образовании

58:22
  • В России нужно менять всю систему образования, а не отдельные её элементы.
  • Современное образование не должно быть коррумпированным и изолированным.
  • Министерство не должно решать, что делать университетам.

Роль преподавателя и его нагрузка

59:18
  • Преподавателю нужно проверять домашние задания студентов и давать обратную связь.
  • Большая преподавательская нагрузка мешает ответственному отношению к студентам.
  • Преподаватели должны получать работу за свой труд и иметь время на работу со студентами.

Наём и оценка преподавателей

1:00:52
  • Для построения вуза международного уровня нужно серьёзно относиться к найму профессоров.
  • Важно правильно организовывать отчёты, оценивание работы преподавателей и другие технические аспекты.
  • Опыт РЭШ и Высшей школы экономики показывает, что такие изменения возможны в России.

Управление университетом и долгосрочные цели

1:01:58
  • Ректор должен быть подотчётен совету директоров.
  • Создание совета директоров помогает привлекать финансирование и ставить долгосрочные цели.
  • Многие российские вузы не ставят долгосрочных целей, что является проблемой.

Инновации и реформы в образовании

1:02:56
  • Автор участвовал в реформировании бакалавриата и магистерских программ в Сенс По.
  • Созданы новые школы, включая школу публичной политики.
  • Сенс По постоянно реформирует принципы набора бакалавров, изучая опыт других университетов.

Заключение

1:04:54
  • Благодарность за беседу и призыв к зрителям оставлять комментарии.
  • Обещание подарить тетрадь из Гарварда за лучший комментарий.
  • Пожелания учиться и познавать мир.