Классы ЗЕМНОВОДНЫЕ и РЕПТИЛИИ для ЕГЭ 2024 |ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom|

YOUTUBE · 25.11.2025 04:45

Ключевые темы и таймкоды

Введение и расписание

0:09
  • Зоология подходит к концу, остались самые сложные и интересные темы.
  • Трансляция доступна на YouTube и ВКонтакте.
  • Расписание уроков можно найти в группе ВКонтакте и Telegram.
  • Последний день для записи на курс.

Земноводные и их происхождение

1:01
  • Земноводные произошли от рыб и впервые вышли на сушу.
  • Они живут возле воды и сильно связаны с водой.
  • Амфибии могут жить как в наземной, так и в водной среде.

Внешнее строение земноводных

2:42
  • Земноводные имеют голову, туловище и конечности.
  • Конечности рычажные пятипалые, приспособленные для передвижения по суше.
  • Кожа голая и покрыта слизью, которая помогает в газообмене и снижает трение.

Скелет земноводных

5:56
  • Скелет включает череп, зубы и позвоночник с четырьмя отделами: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой.
  • Шейный позвонок один, что ограничивает движение головы.
  • Грудной и поясничный отделы объединены в туловищный.
  • Хвостовой отдел у лягушек редуцирован, у тритонов развит.
  • Нет ребер, их заменяют отростки позвонков.

Пояс верхней конечности

10:12
  • Пояс верхней конечности у человека состоит из лопатки, ключицы и грудины.
  • У лягушки пояс верхней конечности включает лопатку, ключицу и каракоид воронья кость.
  • Каракоид соединяет лопатку с грудиной, что отличает его от человеческого пояса.

Свободная конечность

12:32
  • Свободная конечность включает плечевую, локтевую и лучевую кости, срастающиеся в предплечье и голени.
  • Конечности у земноводных и рептилий пятипалые, рычажные и наземного типа.
  • Важно понимать, что у земноводных и рептилий есть каракоид и грудина.

Пищеварительная система

15:03
  • Пищеварительная система земноводных и рептилий включает рот, пищевод, желудок, кишечник и клоаку.
  • Слюнные железы развиты, но без ферментов.
  • Клоака объединяет пищеварительную, выделительную и половую системы.

Выделительная система

17:16
  • Выделительная система включает туловищные почки, мочеточники и мочевой пузырь.
  • Продукт выделения азотистого обмена — мочевина, менее токсичная, чем аммиак.
  • Мочевина образуется из аммиака, который менее токсичен.

Кровеносная и дыхательная системы

19:46
  • Кровеносная система земноводных и рептилий имеет трехкамерное сердце: один желудочек и два предсердия.
  • Это новшество связано с дыхательной системой.

Кровообращение у земноводных

20:19
  • Кровь течет через желудочек, который сокращается и выбрасывает кровь через две дуги аорты.
  • Половина крови идет в ткани, где становится венозной и возвращается в правое предсердие.
  • Вторая половина крови идет в легкие, где становится артериальной и возвращается в предсердие.

Два круга кровообращения

21:26
  • Кровь в желудочке смешанная, что отличает земноводных от других животных.
  • Два круга кровообращения: большой круг к тканям и малый круг к легким.
  • Появление легких привело к появлению двух кругов кровообращения.

Влияние смешанной крови

22:25
  • Смешанная кровь содержит меньше кислорода, что снижает метаболизм.
  • Снижение метаболизма приводит к тому, что животные не могут поддерживать постоянную температуру тела.
  • Земноводные являются холоднокровными пойкилотермными животными.

Дыхательная система земноводных

26:04
  • Дыхание земноводных кожно-легочное, с преобладанием кожного дыхания у водных видов.
  • Легкие земноводных мешковидные, состоящие из двух мешочков, пронизанных капиллярами.
  • Наземные земноводные, такие как жабы, имеют большие легкие и практически не дышат кожей.

Механизм дыхания земноводных

28:55
  • Земноводные дышат через ноздри, набирая воздух в ротовую полость.
  • Воздух проталкивается в легкие через мышцы дна ротовой полости.
  • Это называется нагнетательный тип дыхания.

Нервная система и органы чувств

31:50
  • Нервная система земноводных включает головной и спинной мозг, а также нервы и нервные окончания.
  • Нагнетательный тип дыхания и смешанная кровь влияют на метаболизм и температуру тела земноводных.

Изменения в мозге земноводных

32:17
  • Передний мозг земноводных увеличен по сравнению с мозгом рыб.
  • Передний мозг отвечает за обучение новому и формирование условных рефлексов.
  • Усложнение среды обитания требует быстрого образования новых рефлексов.

Изменения в мозжечке

35:08
  • Мозжечок земноводных уменьшился по сравнению с рыбами.
  • Мозжечок отвечает за координацию движений, но у земноводных движения стали примитивнее.
  • Рыбы двигаются в трехмерном пространстве, а земноводные однообразно прыгают.

Продолговатый мозг

36:02
  • Продолговатый мозг не изменился и отвечает за жизненно важные функции.
  • Включает центры вдоха и выдоха, выделение пищеварительных соков.
  • Поддержание жизненно важных процессов осталось неизменным.

Изменения в органах чувств

37:24
  • Появилось верхнее кожистое веко и мигательная перепонка для защиты глаз.
  • Появились слезные железы для увлажнения глаз.
  • Аккомодация глаз стала примитивной, но все же присутствует.

Среднее ухо

39:51
  • У земноводных появилось среднее ухо, которое передает сигналы на слуховую косточку.
  • У рыб было только внутреннее ухо, воспринимающее колебания.
  • Среднее ухо земноводных прикрыто барабанной перепонкой, но наружного уха нет.

Барабанная перепонка и слуховая косточка

40:41
  • Барабанная перепонка защищает и передает колебания.
  • У земноводных одна слуховая косточка стремечко, в отличие от трех у человека.
  • Стремечко передает колебания к мембране овального окна.

Евстахиева труба

42:25
  • Евстахиева труба соединяет среднее ухо с глоткой.
  • Помогает выравнивать давление в среднем ухе при изменении высоты.
  • При глотании давление в ухе и носоглотке выравнивается.

Размножение земноводных

44:44
  • Размножение происходит в воде и напоминает рыбное.
  • Внешнее оплодотворение: самка выметывает икру, самец оплодотворяет ее во внешней среде.
  • Личинка головастик проходит через превращение.

Особенности головастика

47:20
  • Головастик похож на рыбу: жабры, один круг кровообращения, двухкамерное сердце.
  • Выделение аммиака вместо мочевины из-за токсичности аммиака.
  • Головастик может разбавлять аммиак в воде, что не нужно наземным животным.

Классификация земноводных

50:56
  • Класс земноводных делится на три отряда: хвостатые, бесхвостые и безногие.
  • Хвостатые: саламандры, амбистомы и их личинки аксолотли.
  • Бесхвостые: жабы, лягушки и квакши.
  • Безногие: тропические червяги, которые откладывают яйца в слизистый комок и имеют внутреннее оплодотворение.

Заключение

55:09
  • Завершение темы земноводных.
  • Объявление перерыва до следующего занятия.
  • Призыв задавать вопросы по земноводным.

Итоговое сочинение

57:12
  • Итоговое сочинение не является сложным, но помогает отсеять неподготовленных к ЕГЭ.
  • Если не можете написать сочинение, возможно, не стоит готовиться к ЕГЭ.
  • Пробник ЕГЭ выйдет 6 декабря, но обычно выходит 7-8 декабря.

Отношение к мату

59:39
  • Преподаватель негативно относится к мату в чатах и на трансляциях.
  • Мат не является культурной частью образовательного процесса.

Происхождение земноводных

1:01:41
  • Земноводные произошли от древних кистеперых рыб, которые жили в прибрежной зоне.
  • Первая земноводная называется стегоцефал или ихтиостега.

Класс пресмыкающихся

1:02:50
  • Пресмыкающиеся включают крокодилов, ящериц, варанов, змей и черепах.
  • Их конечности располагаются по бокам тела, что позволяет им "пресмыкаться" к земле.

Покровы и скелет пресмыкающихся

1:04:27
  • Кожа пресмыкающихся сухая, покрыта роговыми чешуями, которые защищают от высыхания.
  • Скелет имеет пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Пищеварительная система

1:10:00
  • У пресмыкающихся сохраняется клоака и желудок.
  • Зубы не дифференцированы, в отличие от млекопитающих.

Кровеносная система

1:11:11
  • Сердце пресмыкающихся имеет три камеры: один желудочек и два предсердия.
  • Кровь в желудочке смешивается меньше, что снижает метаболизм и делает их холоднокровными.

Дыхательная система

1:13:56
  • Легкие у рептилий ячеистые, что увеличивает площадь газообмена.
  • Появилось реберное дыхание благодаря межреберным мышцам.
  • Кровь смешанная, до теплокровности еще далеко.

Выделительная система

1:16:07
  • Почки тазовые, как у человека, а не туловищные, как у земноводных.
  • Продукт выделения — мочевая кислота, густая субстанция, что экономит воду.
  • Пример: птичий помет содержит мочевую кислоту.

Нервная система и органы чувств

1:18:55
  • Увеличился передний мозг и появилась кора больших полушарий.
  • Кора мозга гладкая, что делает рептилий умнее земноводных.
  • Увеличился мозжечок, что также улучшает умственные способности.

Размножение

1:21:22
  • Размножение полностью на суше, без связи с водой.
  • Внутреннее оплодотворение и плотные яйцаовые оболочки.
  • Зародыш покрыт амнионом, что защищает от высыхания.

Происхождение и классификация

1:26:00
  • Первые рептилии — сеймурии, переходная форма от земноводных.
  • Динозавры достигли расцвета в юрский период, но вымерли.
  • Класс пресмыкающихся включает отряды чешуйчатых, змей и других.

Особенности змей

1:29:25
  • Змеи не имеют ног и грудной клетки.
  • Растяжимая связка на нижней челюсти позволяет им проглатывать большие предметы.
  • Наука, изучающая рептилий, называется герпетология.

Особенности глаз змей

1:31:02
  • Веки змей срослись и стали прозрачными, что позволяет им видеть инфракрасное излучение.
  • Змеи видят тепловое излучение объектов, что помогает им охотиться.
  • Это приспособление к хищничеству.

Сейсмический слух змей

1:32:22
  • У змей закрыта барабанная перепонка, так как они улавливают звук через сейсмический слух.
  • Сейсмический слух позволяет им слышать колебания земли, по которой кто-то идет.
  • Это позволяет им слышать звуки на значительном расстоянии.

Ядовитые зубы змей

1:34:16
  • У змей есть ядовитые зубы, в которые впадают ядовитые железы.
  • Яды бывают двух типов: нейропаралитические и гемолитические.
  • Нейропаралитические яды парализуют нервную систему, а гемолитические вызывают гангрену.

Поведение змей при встрече с человеком

1:35:39
  • Змеи не реагируют на людей, если не чувствуют угрозы.
  • Если змея чувствует угрозу, она начинает защищаться.
  • Рекомендуется спокойно отойти от змеи, чтобы не спровоцировать её.

Отряд крокодилы

1:36:39
  • Крокодилы имеют глаза на голове, плавательные перепонки и четырехкамерное сердце.
  • Несмотря на четырехкамерное сердце, крокодилы не теплокровные.
  • Крокодилы очень умные и развитые пресмыкающиеся.

Отряд черепахи

1:38:22
  • Черепахи имеют костный панцирь и ребра, которые прирастают к панцирю.
  • Черепахи дышат с одной стороны грудной клетки и через клоаку.
  • Морские черепахи плачут горькими слезами, чтобы избавиться от лишней соли.

Отряд гатерии

1:41:03
  • Гатерия живет только в Новой Зеландии и является эндемиком и реликтом.
  • У гатерии есть светочувствительный теменной орган.
  • Гатерия находится под охраной, но её численность снизилась.

Реклама курса и подготовка к тесту

1:44:46
  • Автор напоминает о важности подписки на курс до закрытия записи в новогоднюю ночь.
  • Необходимо пройти чек-лист по земноводным и сделать тест из 29 вопросов.
  • Письменно нужно выполнить вопросы 1, 6-11, остальные вопросы для информации.

Принципы изучения биологии и практика

1:46:31
  • Принцип изучения биологии одинаков на каждом занятии, но темы отличаются.
  • Рекомендуется использовать открытые источники, такие как сайт "Степенино", для практики.
  • Важно найти и прорешать задания второй части, желательно три раза.

Важность эмпатии и завершение курса

1:48:31
  • Автор подчеркивает важность эмпатии и уважения в отношениях.
  • Эмпатия помогает понять другого человека и избежать конфликтов.
  • В преподавании важно понимать позицию ученика для эффективного обучения.
  • Курс завершается 26-28 декабря, после чего будет разбор домашних заданий.