Шар на вращающемся столике.

DZEN · 25.11.2025 04:25

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:08
  • Андрей Щетников рассказывает о любопытном эксперименте, который обсуждался в научных журналах и на международных турнирах юных физиков.
  • Стив Молд недавно выложил ролик с объяснением этого явления, что побудило Андрея снять свой ролик.

Эксперимент

1:11
  • Андрей показывает вращающийся столик и шарик от настольного тенниса, который начинает двигаться по спирали.
  • Шарик сначала движется по кругу, затем по спирали, пока не вылетает со столика.
  • Задача - объяснить это поведение шарика.

Теоретическая модель

2:54
  • Андрей предполагает, что столик абсолютно горизонтальный, а шарик абсолютно правильный.
  • В модели нет трения качения и полного сцепления шарика со столиком.
  • Шарик должен оставаться на месте, если его раскрутить и отпустить.

Движение шарика

3:48
  • Шарик начинает описывать окружность в том же направлении, что и столик, но с другой угловой скоростью.
  • Андрей записывает условия отсутствия проскальзывания между диском и шаром.
  • Скорость движения точки диска и шарика складывается из двух скоростей: движения центра шара и вращения шара.

Математическое описание

6:35
  • Андрей дифференцирует уравнение, чтобы получить скорость и ускорение шарика.
  • Он использует законы динамики и силу сцепления между шаром и столиком.
  • Получает уравнение, связывающее угловую скорость столика и линейную скорость шарика.

Проверка теории

10:19
  • Андрей проверяет предсказания теории, используя полые и сплошные шарики.
  • Теория подтверждается: полый шарик движется медленнее, чем сплошной.
  • Это подтверждает, что теория работает для идеальных условий.

Влияние трения

12:16
  • Наличие силы трения приводит к дрейфовому движению шарика.
  • Металлический шарик демонстрирует это движение, показывая, что сила трения качения играет ключевую роль.
  • Нарушение условия полного сцепления между шариком и столиком приводит к сложным эффектам.

Наклонный диск

13:54
  • Андрей показывает, что шарик движется поперек наклона диска.
  • Он задает вопрос зрителям: почему это происходит?
  • Призывает зрителей писать свои соображения в комментариях.