Родина важнее, чем ты 0:00 Идея возрождения русского мира удалась. В 1941 году войска НАТО напали на Беларусь, убив ветеранов. В советские времена считали, что есть старший брат, а остальные недоумки.
Безопасный период 0:53 Безопасного периода для семьи и ребенка в идеологической обработке нет. Нужно уходить и придумывать выход.
Разговор с Димой Зицером 1:17 Разговор записывался в Таллине с педагогом, писателем и блогером Димой Зицером. Тема: как спасать детей от идеологической машины.
Отличия от прошлого 1:47 Нынешнее поколение переживает драматические события. Пропасть между нынешним и советским временем. В СССР не было умышленного расшатывания морали.
Умышленное расшатывание морали 2:45 В России происходит умышленное расшатывание морали. Ситуация не закончится через 20-30 лет. Молодежь сталкивается с трудностями в противостоянии пропаганде.
Двоемыслие и депрессия 4:23 Молодежь растет в двоемыслии, что усложняет их жизнь. Многие находятся в клинической депрессии. Украинцы противостоят пропаганде, в отличие от других.
Пропаганда и личностная самоидентификация 6:46 Российская пропаганда последовательна и продумана. Белорусская пропаганда не имеет четкой базы. Пропаганда стремится уничтожить личностную самоидентификацию.
Упрощение и примитивизация 9:30 Пропаганда стремится упростить мир до черно-белого. Государства стремятся сделать людей примитивными. Процесс самоусложнения должен быть сознательным.
Возвращение к советскому союзу 10:43 Пропаганда утверждает, что в СССР было хорошо. Люди сопротивлялись, несмотря на внушения. Вопрос о том, как стать антисоветским.
Влияние литературы и педагогов 11:48 Подростковые годы пришлись на перестройку. Литература Булгакова и Рыбакова повлияла на восприятие. Вопрос о том, почему одни читали, а другие нет.
Встреча с Георгием Штилем 13:32 Родители автора были друзьями, и на одной из вечеринок они встретили Георгия Штиля. Штиль, известный по роли чертика в детской сказке, пришел к автору домой. Штиль показал автору фотографию Сталина и назвал его "главным мудаком".
Влияние значимых взрослых 14:28 Автор не имел личных отношений с Штилем, но его слова оставили след. В будущем автор встретил значимых людей, которые научили его сомневаться и критически мыслить. Эти люди помогли автору выработать гибкую и меняющуюся точку зрения.
Национальное возрождение и история 15:51 Автор узнал о своей истории и Великом княжестве Литовском после школы. В школе преподавали историю в упрощенном виде, что вызвало интерес к изучению. Автор считает, что значимые взрослые научили его думать самостоятельно.
Договор между властью и обществом 16:51 В России существует договор между властью и обществом, где власть занимается политикой, а общество зарабатывает деньги. Автор считает, что такой договор не работает и приводит к войнам. Люди, поддерживающие этот договор, неизбежно будут конфликтовать.
Школа и воспитание 17:45 Школа должна быть местом образования, а не воспитания. Семья является заказчиком образования, а школа выполняет этот заказ. Воспитание в школе должно быть образовательным, а не идеологическим.
Коррупция в образовании 21:28 Школа становится идеологическим институтом, что разрушает профессиональные отношения. Заказчик образования – семья, а школа – исполнитель. Коррупция возникает, когда заказчик и исполнитель в одном лице.
Идеологическое воспитание в школе 23:03 90% белорусских учителей считают, что идеологического воспитания в школе недостаточно. Идеологическое воспитание калечит детей, как это видно на примере сына подруги автора. Автор признает, что есть честные и яркие учителя, но система в целом вызывает вопросы.
Проблемы с образованием в Беларуси 25:10 В Беларуси закрыты частные школы, что усложняет выбор для родителей. Переход на семейную форму обучения требует сознательных шагов и может быть сложным. В России ситуация с образованием также ухудшается, но есть больше возможностей для выбора.
Протесты и изменения в Беларуси 27:19 В 2015-2019 годах в Беларуси была "оттепель", но протесты 2020 года показали, что молодежь была готова к изменениям. В 2017 году обсуждалось, что ситуация в Беларуси может измениться, но это не произошло так, как ожидалось. Беларусь находится в тяжелом положении, с угрозой потери суверенитета и запретом независимой литературы.
Русская литература в Беларуси 30:23 В Беларуси изучается как белорусская, так и русская литература, что вызывает споры. Русская литература не включена в школьную программу, что приводит к незнанию произведений. Это несправедливо и вредно для обеих стран, так как не все произведения включены в программы.
Великая Отечественная война в Беларуси 36:31 В Беларуси насаждается культ Великой Отечественной войны, что вызывает вопросы о том, как говорить об этом с детьми. Ветераны и их рассказы о войне часто искажены, что создает проблемы в восприятии истории. В школах рассказывают, что на Беларусь напали войска НАТО, что вызывает недоумение и критику.
Брест и идеология 37:23 Обсуждение города Брест и его истории. Упоминание о том, что война убивает память о ветеранах. Идеология и её влияние на восприятие войны.
Великая Отечественная война 38:15 Различие между Великой Отечественной войной и Второй мировой войной. Влияние идеологии на восприятие войны в Беларуси. Сознательная подмена понятий для манипуляции общественным сознанием.
Влияние на молодежь 40:11 Влияние на молодежь через СМИ и образование. Умышленное разрушение морали и памяти. Превращение человека в механизм и машину.
Государство и идеология 43:02 Государство как безличный механизм. Влияние идеологии на формирование личности. Проблемы с критическим мышлением у детей.
Влияние пропаганды на детей 45:03 Исследование влияния пропаганды на детей. Учителя как проводники идеологии. Влияние индоктринации на восприятие мира у детей.
Влияние значимых взрослых на детей 49:08 Дети шести лет воспринимают слова значимых взрослых как истину. Если мама говорит, что нужно есть кашу, ребенок будет есть, несмотря на дискомфорт. Важно, чтобы значимые взрослые не противоречили друг другу.
Проблемы с образованием и воспитанием 50:07 Дети не могут понять, почему мама и учительница говорят разные вещи. Не рекомендуется отдавать детей в такие ситуации. В России и Беларуси сложно найти альтернативу, но нужно искать выход.
Примеры из литературы и жизни 51:00 Чуковский описывает, как звери плачут и рыдают, когда их отдают злодею. В Беларуси сложнее, чем в России, но нужно искать способы защитить детей. Важно не врать и искать законные способы, чтобы защитить детей.
Влияние репрессий и войны на детей 53:31 Дети могут пострадать от репрессий и войны, как и взрослые. Важно говорить с детьми о происходящем, чтобы они не чувствовали себя выброшенными из семьи. Родители должны делиться своими убеждениями и переживаниями с детьми.
Протесты и участие детей 58:45 Участие детей в протестах важно для их развития и самовыражения. Пример из Израиля показывает, что дети могут быть частью протестного движения. Важно быть честными и открытыми с детьми, чтобы они не чувствовали себя изолированными.
Ответственность и спасение детей 1:01:51 Автор признает, что его слова не отменяют необходимость спасения детей. В первые месяцы войны он активно отвечал на комментарии и пытался переубедить людей. Позже он понял, что его силы нужны для других задач, и решил сосредоточиться на спасении детей и помощи конкретным людям.
Героизм и влияние на мир 1:02:42 Автор считает, что сегодня нужно хорошо подумать, что он хочет сказать и как повлиять на мир. Он благодарит собеседника за внимание и поддержку.