Дима Зицер про идеологию в школах: «Безопасного для детей периода нет. Надо уходить сейчас»

YOUTUBE · 24.11.2025 06:24

Ключевые темы и таймкоды

Родина важнее, чем ты

0:00
  • Идея возрождения русского мира удалась.
  • В 1941 году войска НАТО напали на Беларусь, убив ветеранов.
  • В советские времена считали, что есть старший брат, а остальные недоумки.

Безопасный период

0:53
  • Безопасного периода для семьи и ребенка в идеологической обработке нет.
  • Нужно уходить и придумывать выход.

Разговор с Димой Зицером

1:17
  • Разговор записывался в Таллине с педагогом, писателем и блогером Димой Зицером.
  • Тема: как спасать детей от идеологической машины.

Отличия от прошлого

1:47
  • Нынешнее поколение переживает драматические события.
  • Пропасть между нынешним и советским временем.
  • В СССР не было умышленного расшатывания морали.

Умышленное расшатывание морали

2:45
  • В России происходит умышленное расшатывание морали.
  • Ситуация не закончится через 20-30 лет.
  • Молодежь сталкивается с трудностями в противостоянии пропаганде.

Двоемыслие и депрессия

4:23
  • Молодежь растет в двоемыслии, что усложняет их жизнь.
  • Многие находятся в клинической депрессии.
  • Украинцы противостоят пропаганде, в отличие от других.

Пропаганда и личностная самоидентификация

6:46
  • Российская пропаганда последовательна и продумана.
  • Белорусская пропаганда не имеет четкой базы.
  • Пропаганда стремится уничтожить личностную самоидентификацию.

Упрощение и примитивизация

9:30
  • Пропаганда стремится упростить мир до черно-белого.
  • Государства стремятся сделать людей примитивными.
  • Процесс самоусложнения должен быть сознательным.

Возвращение к советскому союзу

10:43
  • Пропаганда утверждает, что в СССР было хорошо.
  • Люди сопротивлялись, несмотря на внушения.
  • Вопрос о том, как стать антисоветским.

Влияние литературы и педагогов

11:48
  • Подростковые годы пришлись на перестройку.
  • Литература Булгакова и Рыбакова повлияла на восприятие.
  • Вопрос о том, почему одни читали, а другие нет.

Влияние значимых взрослых

12:47
  • Встреча с значимыми взрослыми повлияла на восприятие

Встреча с Георгием Штилем

13:32
  • Родители автора были друзьями, и на одной из вечеринок они встретили Георгия Штиля.
  • Штиль, известный по роли чертика в детской сказке, пришел к автору домой.
  • Штиль показал автору фотографию Сталина и назвал его "главным мудаком".

Влияние значимых взрослых

14:28
  • Автор не имел личных отношений с Штилем, но его слова оставили след.
  • В будущем автор встретил значимых людей, которые научили его сомневаться и критически мыслить.
  • Эти люди помогли автору выработать гибкую и меняющуюся точку зрения.

Национальное возрождение и история

15:51
  • Автор узнал о своей истории и Великом княжестве Литовском после школы.
  • В школе преподавали историю в упрощенном виде, что вызвало интерес к изучению.
  • Автор считает, что значимые взрослые научили его думать самостоятельно.

Договор между властью и обществом

16:51
  • В России существует договор между властью и обществом, где власть занимается политикой, а общество зарабатывает деньги.
  • Автор считает, что такой договор не работает и приводит к войнам.
  • Люди, поддерживающие этот договор, неизбежно будут конфликтовать.

Школа и воспитание

17:45
  • Школа должна быть местом образования, а не воспитания.
  • Семья является заказчиком образования, а школа выполняет этот заказ.
  • Воспитание в школе должно быть образовательным, а не идеологическим.

Коррупция в образовании

21:28
  • Школа становится идеологическим институтом, что разрушает профессиональные отношения.
  • Заказчик образования – семья, а школа – исполнитель.
  • Коррупция возникает, когда заказчик и исполнитель в одном лице.

Идеологическое воспитание в школе

23:03
  • 90% белорусских учителей считают, что идеологического воспитания в школе недостаточно.
  • Идеологическое воспитание калечит детей, как это видно на примере сына подруги автора.
  • Автор признает, что есть честные и яркие учителя, но система в целом вызывает вопросы.

Проблемы с образованием в Беларуси

25:10
  • В Беларуси закрыты частные школы, что усложняет выбор для родителей.
  • Переход на семейную форму обучения требует сознательных шагов и может быть сложным.
  • В России ситуация с образованием также ухудшается, но есть больше возможностей для выбора.

Протесты и изменения в Беларуси

27:19
  • В 2015-2019 годах в Беларуси была "оттепель", но протесты 2020 года показали, что молодежь была готова к изменениям.
  • В 2017 году обсуждалось, что ситуация в Беларуси может измениться, но это не произошло так, как ожидалось.
  • Беларусь находится в тяжелом положении, с угрозой потери суверенитета и запретом независимой литературы.

Русская литература в Беларуси

30:23
  • В Беларуси изучается как белорусская, так и русская литература, что вызывает споры.
  • Русская литература не включена в школьную программу, что приводит к незнанию произведений.
  • Это несправедливо и вредно для обеих стран, так как не все произведения включены в программы.

Великая Отечественная война в Беларуси

36:31
  • В Беларуси насаждается культ Великой Отечественной войны, что вызывает вопросы о том, как говорить об этом с детьми.
  • Ветераны и их рассказы о войне часто искажены, что создает проблемы в восприятии истории.
  • В школах рассказывают, что на Беларусь напали войска НАТО, что вызывает недоумение и критику.

Брест и идеология

37:23
  • Обсуждение города Брест и его истории.
  • Упоминание о том, что война убивает память о ветеранах.
  • Идеология и её влияние на восприятие войны.

Великая Отечественная война

38:15
  • Различие между Великой Отечественной войной и Второй мировой войной.
  • Влияние идеологии на восприятие войны в Беларуси.
  • Сознательная подмена понятий для манипуляции общественным сознанием.

Влияние на молодежь

40:11
  • Влияние на молодежь через СМИ и образование.
  • Умышленное разрушение морали и памяти.
  • Превращение человека в механизм и машину.

Государство и идеология

43:02
  • Государство как безличный механизм.
  • Влияние идеологии на формирование личности.
  • Проблемы с критическим мышлением у детей.

Влияние пропаганды на детей

45:03
  • Исследование влияния пропаганды на детей.
  • Учителя как проводники идеологии.
  • Влияние индоктринации на восприятие мира у детей.

Влияние значимых взрослых на детей

49:08
  • Дети шести лет воспринимают слова значимых взрослых как истину.
  • Если мама говорит, что нужно есть кашу, ребенок будет есть, несмотря на дискомфорт.
  • Важно, чтобы значимые взрослые не противоречили друг другу.

Проблемы с образованием и воспитанием

50:07
  • Дети не могут понять, почему мама и учительница говорят разные вещи.
  • Не рекомендуется отдавать детей в такие ситуации.
  • В России и Беларуси сложно найти альтернативу, но нужно искать выход.

Примеры из литературы и жизни

51:00
  • Чуковский описывает, как звери плачут и рыдают, когда их отдают злодею.
  • В Беларуси сложнее, чем в России, но нужно искать способы защитить детей.
  • Важно не врать и искать законные способы, чтобы защитить детей.

Влияние репрессий и войны на детей

53:31
  • Дети могут пострадать от репрессий и войны, как и взрослые.
  • Важно говорить с детьми о происходящем, чтобы они не чувствовали себя выброшенными из семьи.
  • Родители должны делиться своими убеждениями и переживаниями с детьми.

Протесты и участие детей

58:45
  • Участие детей в протестах важно для их развития и самовыражения.
  • Пример из Израиля показывает, что дети могут быть частью протестного движения.
  • Важно быть честными и открытыми с детьми, чтобы они не чувствовали себя изолированными.

Ответственность и спасение детей

1:01:51
  • Автор признает, что его слова не отменяют необходимость спасения детей.
  • В первые месяцы войны он активно отвечал на комментарии и пытался переубедить людей.
  • Позже он понял, что его силы нужны для других задач, и решил сосредоточиться на спасении детей и помощи конкретным людям.

Героизм и влияние на мир

1:02:42
  • Автор считает, что сегодня нужно хорошо подумать, что он хочет сказать и как повлиять на мир.
  • Он благодарит собеседника за внимание и поддержку.