Политическая реклама и PR для аспирантов (Лекция)

YOUTUBE · 23.11.2025 06:46

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:01
  • Илья Быков, профессор кафедры связи с общественностью в политике, рассказывает о подготовке к кандидатскому экзамену по специальности "Политическая реклама и пиар".

Литература

1:55
  • Быков упоминает несколько книг, которые могут быть полезны для подготовки к экзамену: учебник по политической рекламе и пиару, учебник по теории и практике политической рекламы, учебник по теории и практике политической рекламы и связи с общественностью, учебник по теории и практике политической рекламы и связи с общественностью.
  • Он также рекомендует учебник по теории и практике политической рекламы и связи с общественностью, написанный известным специалистом по дискурсу, и учебник по политической рекламе и пиару, написанный известным специалистом в этой области.
  • Быков подчеркивает, что важно самостоятельно читать литературу и составлять свое мнение, а не полагаться только на его лекции.

Доступ к библиотечным ресурсам

9:24
  • В СПбГУ есть доступ к электронной библиотечной системе "Юрайт", где можно бесплатно читать книги по рекламе, коммуникативным технологиям и инвестиционным технологиям.
  • Также доступны учебники по связям с общественностью в органах власти и лоббизму.

Как отвечать на экзаменационные вопросы

11:10
  • Начинать ответ с концепции понятий, упоминать разные точки зрения и источники, использовать практические примеры и аргументированное мнение.
  • Важно ссылаться на разные источники и не стесняться использовать цитаты из книг.

Наука и связи с общественностью

16:31
  • Наука - это социальный институт, но не все области научного знания являются науками.
  • Политология может быть наукой, но это вопрос дискуссионный.

Деление наук на точные и гуманитарные

19:34
  • В видео обсуждается проблема деления наук на точные и гуманитарные.
  • Упоминается, что в западных вузах существуют комиссии, которые проверяют этичность научных исследований, таких как опросы и анкетирования.
  • Также говорится о сложностях в области искусства, где невозможно провести эксперименты и математически обосновать свои работы.

Парадигмы и теории в науках

24:54
  • Обсуждается идея о том, что научные парадигмы и теории могут определять, какие методы и подходы используются в исследованиях.
  • Приводится пример, как в античное время люди не думали о создании воздушного шара, но в эпоху Возрождения эта идея стала возможной благодаря развитию науки.
  • Упоминаются примеры философов, которые занимаются исследованиями внутреннего мира и духовными практиками, считая это научным знанием.

Теория установленной повестки дня

28:12
  • В видео говорится о теории установленной повестки дня, которая пытается объяснить несколько взаимосвязей в социальной реальности.
  • Эта теория среднего уровня, которая пытается объяснить несколько, а не все взаимосвязи.

Позитивистский подход в социальных науках

29:28
  • В видео обсуждается доминирование позитивистского подхода в социальных науках, особенно в медиакоммуникациях.
  • Этот подход основан на использовании традиционных социологических методов, таких как анкетирование и контент-анализ.

Другие подходы и ограничения

32:26
  • В видео также упоминаются другие подходы, такие как марксизм, критическая теория, системный анализ и постмодернизм.
  • Однако, несмотря на разнообразие подходов, все они сталкиваются с ограничениями, связанными с этическими вопросами и сложностью проведения экспериментов.

История как наука

38:54
  • В видео обсуждается вопрос о том, является ли история наукой.
  • Автор считает, что история может быть наукой, но для этого необходимо установить все факты и преодолеть проблемы с закрытостью архивов и подделкой документов.

Примеры диссертаций

40:59
  • В видео обсуждаются примеры диссертаций, защищенных в университете.
  • Один из примеров - диссертация, посвященная коммуникативному капитализму и его влиянию на общество.
  • Другой пример - диссертация, посвященная политической мобилизации в социальных медиа.

Медиаграмотность и медиакомпетентность

42:48
  • В видео также обсуждается понятие медиаграмотности и медиакомпетентности.
  • Медиаграмотность - это общее представление о том, как работают медиа, а медиакомпетентность - это способность создавать контент, который будет пользоваться спросом и приносить доход.

Терминология и определения

45:43
  • В видео обсуждаются различные определения понятия "связи с общественностью" и их влияние на бизнес.
  • Приводятся примеры определений из разных источников, включая определение Сэма Блэка, определение из института общественных отношений и определение из словаря Уэбстера.
  • Обсуждается также понятие "базисный субъект пиар" и "технологический субъект пиар".

Разделение рекламы и пиара

50:39
  • В видео обсуждается разделение рекламы и пиара, где реклама обычно использует платные носители, а пиар - нет.
  • Реклама обычно используется для повышения продаж, а пиар может приносить доходы, например, от участия в выставках.

Модели пиара

55:11
  • В видео обсуждаются четыре модели пиара: паблисити, пропаганда, информирование и взаимопонимание.
  • Паблисити - односторонняя коммуникация, направленная на пропаганду.
  • Пропаганда - односторонняя коммуникация, направленная на информирование.
  • Информирование - двусторонняя коммуникация, направленная на понимание.
  • Взаимопонимание - двусторонняя коммуникация, направленная на изменение.

Определение пропаганды и пиара

1:04:13
  • Определение пропаганды: целенаправленное, систематическое стремление формировать восприятие, манипулировать знаниями и направлять поведение для достижения желаемой пропагандистом цели.
  • Определение пиара: управленческая функция по установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью.

Использование методов в пиаре

1:11:07
  • В пиаре используются общие социологические методы, такие как контент-анализ, социологические методы для анализа целевых аудиторий и новые методы, такие как сетевой анализ и эксперимент.
  • Специфические методы пиара могут быть связаны с политической философией, международными отношениями, политическими партиями и политическим лидерством.

Взаимодействие органов госслужбы и СМИ

1:13:41
  • В пиаре используются традиционные методы, такие как медиас, пресс-релизы, пресс-конференции, круглые столы с участием журналистов и брифинги.

Изменения в пиаре

1:14:43
  • В пиаре произошли изменения за последние сто лет, включая увеличение частоты и интенсивности общения с аудиторией.
  • В 1990-х годах обсуждалась теория демасификации масс-медиа, предполагающая, что СМИ будут иметь маленькие аудитории.
  • В настоящее время, однако, наблюдается десификация СМИ, когда они становятся меньше, но при этом существуют платформы, такие как YouTube, с огромными аудиториями.

Влияние на политику

1:18:30
  • В последние годы наблюдается поляризация общественного мнения, что может привести к развалу демократических стран.
  • В связи с этим, политики должны быть более центричными, чтобы привлечь больше избирателей.
  • В то же время, алгоритмы социальных сетей подталкивают пользователей к лайканию определенных сообщений, что может привести к усилению коммуникативной агрессии и хейт спича.

Тенденции в журналистике

1:21:03
  • В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества пиарщиков и уменьшению количества журналистов.
  • В России, только около 20% журналистов имеют профильное образование, остальные - непрофильные специалисты.
  • В связи с этим, многие пиарщики начинают свою карьеру в журналистике, а затем переходят в пиар.
  • В целом, в настоящее время невозможно заниматься производством или искусством без сопутствующей медиатизации процесса.

Изменения в медиапространстве

1:24:39
  • Упоминается, что реклама в интернете опережает телевизионную по объемам и влиятельности.
  • Обсуждается, как медиапространство изменилось с появлением интернета и цифровых платформ.

Виртуальный постмодернизм и фейк-ньюс

1:25:36
  • Упоминается социолог Уильям Томас и его теорема о том, что люди могут воспринимать виртуальные ситуации как реальные и действовать соответственно.
  • Обсуждается эксперимент с созданием виртуального эксперта в области ядерной физики, который участвовал в научных конференциях и давал комментарии СМИ.
  • Упоминается, что в настоящее время на телевидении и в СМИ нет настоящих экспертов, и это может быть темой для исследования.