Геше Дордже Дамдул. Четыре благородные истины. Четыре печати учений Будды. Лекция 8

YOUTUBE · 23.11.2025 06:36

Ключевые темы и таймкоды

Введение в практику

0:10
  • Практика состоит из трех частей: визуализация объекта и процесса визуализации.
  • Визуализируем поле заслуг и пробужденных существ, которые взирают на нас с добротой.
  • Визуализируем родителей и других живых существ, ведущих нас в практике.

Цель практики

0:58
  • Цель практики - проявление природы будды, высшего источника счастья.
  • Устранение психических загрязнений: омрачений и когнитивных загрязнений.

Чтение стихов

1:53
  • Чтение стихов с глубоким смыслом и опытом.
  • Преклонение перед Буддой и его проповедью дхармы.

Прибежище в трех драгоценностях

3:15
  • Прибежище в трех драгоценностях: Будда, дхарма и сангха.
  • Сила заслуг, накопленных практикой, для блага всех живых существ.

Проповедь взаимозависимого возникновения

4:03
  • Взаимозависимое возникновение: нет ни пресечения, ни рождения, ни прекращения.
  • Умиротворение всех умопостроений и обретение покоя.

Преклонение перед Буддой

5:00
  • Преклонение перед Буддой, устранившим сеть умопостроений.
  • Устремление к полному пробуждению ради блага всех живых существ.

Сущность мантры взаимозависимого возникновения

6:04
  • Все явления возникают из причин и прекращаются.
  • Будда провозгласил эти причины и их прекращение.

Четыре печати учения Будды

7:55
  • Все составные явления непостоянны, все загрязненные явления суть страдания, все явления пустые и бессамостные, нирвана есть покой.

Призывание гуру

8:13
  • Призывание гуру Будды, дхармы и сангхи.
  • Звуки великого барабана дхармы избавляют существ от страданий.

Устранение привязанностей

9:17
  • Привязанность к жизни, трем мирам сансары, собственному благу и самости.
  • Чтение хвалы Будде и его учению.

Призывание духа батиса

15:02
  • Призывание духа батиса для блага всех живых существ.
  • Прибежище в трех драгоценностях и раскаяние в недостатках.

Четыре печати и классификация явлений

18:00

Введение в тему

21:45
  • Автор объясняет, что сейчас он не рядом с цветком, но использует книгу с изображениями цветов.
  • Важно внимательно слушать и стараться понять объяснение.

Отсутствие книги

22:12
  • Автор кладет книгу в левую руку и убирает её.
  • В руке ничего нет, но есть отсутствие книги.
  • Отсутствие книги, тигра, стола и коронавируса также существует.

Логика отсутствия

23:22
  • В относительном мире отсутствие книги можно принять.
  • В руке нет ничего вещественного, но есть отсутствие книги.
  • Отсутствие книги не обладает субстанцией.

Субстанция и отсутствие

24:26
  • Книга состоит из атомов и субстанции.
  • Отсутствие книги не имеет субстанции и не подвержено изменениям.
  • Отсутствие книги существует, но не обладает субстанцией.

Постоянство отсутствия

25:40
  • Отсутствие коронавируса в 2018 году не обладало субстанцией.
  • Отсутствие не подвержено изменениям и является постоянным явлением.
  • Отсутствие существует со стороны концептуального ума, а не субстанции.

Составные и несоставные явления

27:36
  • Составные явления обладают субстанцией и подвержены изменениям.
  • Несоставные явления не обладают субстанцией и являются постоянными.
  • Пример: алмаз состоит из углерода, но атомы углерода постоянно двигаются.

Концептуальное существование

30:50
  • Постоянные явления существуют без субстанции, но через концептуальный ум.
  • Отсутствие книги существует в силу нашего ума.
  • В школе саутрантика противопоставляются субстанциальные и концептуальные явления.

Понимание и пустота

33:18
  • Понимание может исчезнуть после выхода из зала.
  • Пустота будет изучена более подробно позже.
  • Составные и несоставные явления непостоянны и загрязнены, что приводит к страданиям.

Гнев и его последствия

34:18
  • Гнев не нравится никому и может привести к ненависти.
  • Родители должны проявлять грусть, а не гнев, чтобы дети их любили.
  • Грусть вызывает сочувствие, а гнев — отвращение.

Проблемы общения

35:54
  • Прямолинейность может привести к конфронтации и нежеланию помогать.
  • Эгоизм и неведение приводят к несчастью, независимо от материального положения.
  • Загрязненные явления обладают природой страдания.

Омрачения и карма

37:22
  • Омрачения возникают из неведения цепляния за "я".
  • Эти омрачения порождают карму и приводят к физическому телу и миру.
  • Мирское счастье быстро превращается в страдание.

Страдание изменчивости

38:30
  • Пример из детства: радость от встречи с отцом быстро сменяется страданием от необходимости идти в школу.
  • Мирское страдание обладает природой страдания и может быть очень острым.

Мудрый подход к страданию

39:30
  • Мудрые люди ищут постоянное решение для избавления от страданий.
  • Временные облегчения не решают проблему, а лишь загоняют её вглубь.
  • Ум должен созревать и искать окончательное решение.

Постоянное решение

40:53
  • Страданий в жизни гораздо больше, чем счастья.
  • Один момент трагедии может обнулить всё счастье.
  • Мудрые люди ищут окончательное решение, чтобы избавиться от страданий.

Пример из жизни

43:00
  • Молодой человек, потерявший родителей, не видел смысла в достижениях.
  • Учитель поддержал его, что дало ему чувство значимости.
  • Мудрые люди должны искать постоянное решение, чтобы избежать отчаяния.

Использование интеллекта

45:23
  • Важно использовать интеллект и учиться у других.
  • Нобелевские лауреаты, такие как Эйнштейн, учились у других и развивали свою мудрость.
  • Нужно искать мудрость через изучение, размышления и медитацию.

Окончательное решение

46:41
  • Для избавления от проблем нужно подсечь их под корень.
  • Временные решения, такие как удаление листьев или веток, не являются окончательными.

Образование и вакцины как временные решения

48:20
  • Образование и вакцины не гарантируют защиту от будущих страданий.
  • Даже вакцинированные люди могут заболеть и умереть.
  • Еда также не гарантирует отсутствие голода в будущем.

Постоянное решение страданий

49:11
  • Существует постоянное решение страданий.
  • Большинство людей не знают о таком решении.
  • Для достижения решения нужно определить причину страдания.

Коренная причина страданий

50:09
  • Коренная причина страданий — цепляние за "я" и неведение.
  • Понимание пустоты через изучение и медитацию помогает устранить страдания.
  • Прекращение кармы и омрачений ведет к нирване.

Устранение неведения

51:34
  • Неведение можно устранить, как тьму, освещая его мудростью.
  • Мудрость — это различающий ум, проверяющий соответствие объектов реальности.
  • Реальность — это пустота и бессамостность.

Аналогия с сном

53:11
  • Сон — это метафора переживаний, где первый момент — счастье, второй — страх, третий — пробуждение.
  • Все три момента содержат элементы страдания, даже в приятном сне.
  • Пробуждение приносит свободу от содержания сна и бесстрашие.

Страх во сне

1:03:57
  • Страх во сне возникает из-за неведения, когда мы думаем, что происходящее реально.
  • Когда мы просыпаемся, страх исчезает, так как неведение больше не присутствует.
  • Понимание, что сон — это иллюзия, приводит к полному бесстрашию.

Полное бесстрашие и умиротворение

1:07:04
  • Полное бесстрашие означает, что содержание сна больше не влияет на нас.
  • Это приводит к полному умиротворению и покою, так как ум больше не притягивается и не отталкивается.
  • Преодоление печали приносит абсолютный мир и умиротворенность.

Природа пустоты и неведения

1:09:07
  • Все явления обладают природой пустоты и бессамостности.
  • Понимание этого помогает освободиться от страхов и неведения.
  • Четыре сессии курса помогают обрести понимание, но для полного освобождения требуется больше времени.

Мантра и её значение

1:12:46
  • Мантра "Ом" символизирует тело, речь и ум, которые нужно преобразовать в божественные.
  • Преобразование тела, речи и ума приводит к полному освобождению и достижению совершенства.
  • Мантра напоминает о необходимости устранения психических загрязнений и достижения полного пробуждения.

Введение в курсы

1:18:15
  • Текущий курс базовый, дипломный курс более подробный.
  • Рассматриваются причины и результаты, связь между ними.
  • Вопросы о причинах из объяснений Арии Нагаджины.

Причины страданий

1:19:01
  • Пять пунктов: неведение, цепляние за "я", неуместное внимание, омрачение, загрязненная карма.
  • Важно помнить базовую структуру и повторять её.
  • Эти причины порождают страдания.

Учение Будды

1:20:47
  • Будда учил этим четырем причинам.
  • Прекращение причин приводит к прекращению страданий.
  • Великий видящий Будда учил, как прекратить страдания.

Значение мантры

1:22:18
  • Мантра драгоценна своим смыслом, а не только произношением.
  • Счастье и страдания возникают из причин.
  • Прекращение причин страданий приводит к их автоматическому прекращению.

Пример с деревом

1:23:19
  • Подсечение дерева под корень приводит к увяданию всех листьев.
  • Прекращение причин страданий аналогично этому процессу.
  • Будда открыл эту реальность, а не придумал её.

Учение Будды богам

1:24:31
  • Будда учил богов и богинь, как накопить заслуги.
  • Мантра "Я дарма" учит правильному поведению и размышлению.
  • Мантра помогает практиковать, даже если не знаешь, как это делать.

Применение мантры

1:26:27
  • Чтение мантры в разных ситуациях, например, в самолете.
  • Мантра приносит пользу многим людям, даже если они не понимают её смысл.
  • Становление буддой приносит пользу всем, кто связан с вами кармически.

Четыре благородные истины

1:29:13
  • Мантра содержит все четыре благородные истины.
  • Все явления непостоянны и обладают природой страдания.
  • Переживание пустоты приводит к прекращению страданий.

Вопросы и ответы

1:32:05
  • Вопрос о субъектах и их существовании.
  • Важно формулировать вопросы кратко и ясно.
  • Ответы на вопросы будут повторяться на магистерском курсе.

Субъективность и объективность в школе Саутрантика

1:36:42
  • Субъективность и объективность в школе Саутрантика определяются через субстанциальность и концептуальное приписывание.
  • Субстанциальность означает объективность, а концептуальное приписывание — субъективность.
  • Важно четко понимать эти различия.

Существование явлений через ум

1:38:29
  • Составные явления существуют со стороны субстанции, а несоставные — через концептуальное приписывание умом.
  • Вопрос о том, что происходит с объектом, когда исчезает субъект, требует подробного изучения.
  • Пример: ум концептуализирует объект, который возникнет в будущем, когда субъект уже исчезнет.

Напряженность между интеллектуальным пониманием и практикой

1:42:49
  • Вопрос о напряжении между интеллектуальным пониманием буддистских понятий и практикой.
  • Практика должна быть основана на строгом изучении и интеллектуальной избирательности.
  • Великие учителя, такие как Далай-лама и Наропа, обладают авторитетом в своей практике.

Важность квалифицированных учителей

1:46:27
  • Люди, которые изучают практику без предварительного строгого изучения, не могут обучать ей.
  • Только те, кто обладает опытом в обеих областях, могут сравнивать и обучать.
  • Важно следовать за квалифицированными учителями, такими как Далай-лама и Атиша Дипахара Шрежняна.

Постепенное изучение и практика

1:48:20
  • Настоящая практика требует глубокого изучения и понимания.
  • Задача — стать буддой, а не просто достичь самадхи.
  • Важно получить хотя бы малейшее прозрение в пустоту и чувство сострадания ко всем живым существам.

Строгость практики и интеллектуальных исследований

1:50:07
  • Строгость практики должна поддерживаться строгостью интеллектуальных исследований.
  • Пример с математикой: без основ математики невозможно изучать сложные науки, такие как физика.
  • Важно понимать, что строгость практики и интеллектуальных исследований взаимосвязаны.

Практика и интеллектуальные исследования

1:51:25
  • Практика сравнивается с приготовлением пищи, а интеллектуальные исследования — с набором ингредиентов.
  • Люди, которые собирают ингредиенты, но не готовят, лучше тех, кто готовит, но не собирает ингредиенты.
  • Без ингредиентов невозможно приготовить настоящую пищу.

Важность практики и ингредиентов

1:52:23
  • Без ингредиентов можно нарисовать пиццу, но это не будет настоящей пиццей.
  • Сбор ингредиентов может привести к осознанию необходимости практики.
  • Лучше собирать ингредиенты и постепенно учиться практиковать параллельно.

Вопросы о всепроникающем страдании

1:53:39
  • Вопрос о загрязненных нейтральных чувствах и их связи с всепроникающим страданием.
  • Нейтральные чувства загрязнены неведением и могут стать основой для счастья или страдания.
  • Нейтральные чувства существуют во всех трех мирах и являются всепроникающим обусловленным страданием.

Перевод и понимание буддийских терминов

2:00:06
  • Вопрос о переводе фразы "все составные явления непостоянны".
  • Важно понимать контекст и нюансы перевода, так как английский язык не стандартизирован для буддийских учений.
  • Пример отсутствия книги как несоставного явления, обусловленного умом.

Заключение и молитвы

2:06:01
  • Подчеркивается важность точного понимания терминов и контекста.
  • Завершение с молитвами и посвящением заслуг.

Молитва о зарождении и росте бричиты

2:07:30
  • Пусть высшая драгоценная бричита зародится в тех, кто еще не зародился.
  • В ком зародилась, пусть не ослабевает и растет все больше.

Рассеивание страданий и достижение состояния гуру-будды

2:07:40
  • Пока длится пространство и живут живые существа, пусть я останусь в мире, чтобы рассеивать страдания и тьму.
  • Пусть этой заслугой я быстро достигну состояния гуру-будды и установлю всех живых существ в этом состоянии.

Посвящение заслуг и поддержание дхармы

2:08:00
  • Я посвящаю собранные заслуги ради осуществления всех деяний и молитв всех будд.
  • Пусть во всех жизнях силы этой заслуги никогда не расстанусь с четырьмя колесами высшей колесницы.
  • Пусть доведу до совершенства все стадии пути, такие как отречение, бытичита, правильное воззрение и две стадии.

Прибежище в трех драгоценностях и стремление к полному пробуждению

2:08:32
  • Желаю освободить всех существ и всегда обращаться за прибежищем к будди хармии санки.
  • Исполненные мудрости и сострадания, сегодня в присутствии будды я порождаю стремление к полному пробуждению ради блага всех живых существ.
  • Принимаю прибежище в трех драгоценностях, раскаиваюсь во всех недободетелях и радуюсь добродетелям живых существ.

Молитва к защитнику учений и устранение злых сил

2:09:23
  • К защитнику учений страны снегов и скитальцев, ясно разъясняющему путь единения, пустоты и сострадания, я взываю.
  • Пусть злые мысли и поступки неблагих сил будут полностью устранены силами истины трех драгоценностей.

Наслаждение великолепием дхармы и достижение состояния джадары

2:09:53
  • Пусть во всех своих жизнях, никогда не разлучаясь, я буду наслаждаться великолепием дхармы.
  • Доведя до совершенства достоинства на уровнях и путях, да достигну я быстрого состояния в джадары.
  • На протяжении всех своих будущих жизней да буду я находиться под покровительством маньчжуши и досточтимых драгоценностей.

Завершение молитвы

2:10:20
  • Теперь мантру пражный параметр.
  • Була.