Античная риторика – судебная, торжественная, политическая (Горгий, Лисий, Исократ)

YOUTUBE · 23.11.2025 06:11

Ключевые темы и таймкоды

Введение в античную риторику

0:01
  • Приветствие участников интеллектуального клуба "Кратер".
  • Обсуждение античной риторики и её связи с журналистикой.
  • Представление учебника "Ведение в мировую журналистику" Гаспарова.

Про журналистику и риторику

0:52
  • Понятие про журналистику и её связь с риторикой.
  • Риторика как явление, предшествующее журналистике.
  • Влияние риторики на культуру Древней Греции.

Греческая культура и риторика

1:51
  • Греческая культура и её особенности.
  • Открытие Якоба Булата о соревновательном духе греков.
  • Влияние соревнований на греческую культуру и быт.

Риторика и состязательность

3:40
  • Состязательность как основа греческой культуры.
  • Влияние состязательности на риторику.
  • Сравнение с ветхозаветной риторикой.

Развитие риторики в Древней Греции

5:37
  • Рождение риторики в V веке до н.э.
  • Классификация речей по Аристотелю.
  • Важность красноречия в афинском обществе.

Традиции и культура

7:28
  • Устная традиция и её влияние на риторику.
  • Греческий культ красоты и его влияние на риторику.
  • Примеры из греческой литературы и их влияние на риторику.

Демократия и красноречие

9:09
  • Влияние демократии на развитие красноречия.
  • Примеры политиков, достигших власти благодаря красноречию.
  • Важность умения выступать перед аудиторией для достижения власти.

Демократия и риторика

10:05
  • Демократия была важным условием для обсуждения насущных проблем.
  • После включения Греции в империи Александра Македонского и Римскую империю, принцип состязательности исчез.
  • Учение софистов, несмотря на критику, стало первым опытом формирования личности через образование.

Софистика и её влияние

11:02
  • Сократ выступал против беспринципности софистики.
  • Софистика базировалась на учениях элиатов, пифагорейцев и последователей Гераклита.
  • Пифагорейцы интересовались влиянием звука на душу, что привело к понятию благозвучия.

Древние греки и их знания

12:02
  • Древние греки носили с собой все свои знания, что создавало ощущение внешней памяти.
  • Их волновали вопросы о происхождении мира, что напоминает современные теории.
  • Софисты систематизировали понятия лингвистики и логики, что стало основой для гуманитарного знания.

Диалектика и риторика

14:58
  • Софисты показали, что о любом предмете можно судить двояко.
  • Природа следует неизменным законам, в отличие от человеческих отношений.
  • Родились диалектика искусство рассуждать и риторика искусство говорить, что стало идеальной целью воспитания.

Виды красноречия

16:17
  • Аристотель выделил три вида красноречия: торжественные, судебные и политические.
  • В Древней Греции эти виды часто смешивались, как в речах Горгия и Сократа.
  • Горгий открыл школу красноречия, где обучали людей, зарабатывая на жизнь интеллектуальным трудом.

Оправдание Елены

18:07
  • Горгий написал речь в защиту Елены, несмотря на то, что её не нужно было оправдывать.
  • В школе Горгия тренировались на низменных предметах, что делало речь более интересной.
  • Горгий доказывал, что Елена была не только оправдана, но и похвальна в своих действиях.

Риторические приёмы Горгия

20:05
  • Горгий использовал антитезу и рифмованные окончания для создания ритмичной прозы.
  • Его приёмы стали основой для развития риторики и поэзии.

Рифма в прозе

21:56
  • Горгий вводит рифму в прозу задолго до её появления в поэзии.
  • Он считает, что музыкальный звук воздействует на душу человека.
  • Горгий использует заговоры, молитвы и фольклор для манипулирования слушателями.

Манипуляции через речь

22:53
  • Горгий понимает, что рифмованная проза может внушить любую идею.
  • Он использует речь для очарования и внедрения идей.
  • Горгий честен в своих намерениях: он не убеждает, а внедряет идеи.

Происхождение Елены

23:50
  • Горгий рассказывает историю происхождения Елены, дочери Зевса.
  • Сократ позже будет создавать торжественные биографии, как это делают современные политики.
  • В политике важно иметь "корни", которые зависят от программы кандидата.

Варианты событий

26:15
  • Горгий рассматривает три варианта событий: похищение силой, лесть или любовь.
  • В каждом случае Елена не виновата, а даже молодец.
  • Если Елена была похищена силой, она не могла сопротивляться.

Любовь и лесть

27:12
  • Если Елена была охвачена любовью, это дело Афродиты.
  • Елена должна была подчиниться, так как отвергать дары Афродиты чревато.
  • Если Елена была увлечена лестью, она снова не виновата.

Заключение

27:54
  • Елена должна была слушаться Афродиту, чтобы не стать противной всем.
  • Речь Горгия написана ради этого фрагмента, где Елена не виновата.

Речь Горгия

28:46
  • Горгий утверждает, что слово может вызывать страх, печаль, радость и жалость.
  • Он доказывает, что речь против Елены была нетрудной, так как даже искушенные люди попались на эту удочку.
  • Горгий заявляет, что его речь была написана для славы Елены и для собственного развлечения.

Лисий и его судьба

29:47
  • Лисий становится оратором из-за жизненных обстоятельств, а не по собственному желанию.
  • Он был разорен и едва избежал смерти во время переворота тридцати тиранов.
  • Лисий начинает заново и решает отомстить Эротосферу, виновному в его разорении.

Речь против Эротосфера

30:46
  • Лисий начинает с объяснения причины, по которой он обращается к судьям.
  • Он описывает свою семью и их жизнь до переворота, апеллируя к древнему кодексу гражданина.
  • Лисий доказывает, что пострадал не только он, но и все, и обвиняет Эротосфера в преступном характере.

Речь об убийстве Эротосфера

34:42
  • Лисий пишет речь для Ефилета, который казнит своего обидчика.
  • Ефилет должен был доказать свою невиновность, так как казненный был известным человеком.
  • Лисий блестяще перевоплощается в Ефилета, чтобы убедить судей.

Речь Ефилета

37:09
  • Ефилет начинает речь, прося судей судить о нем так же, как он судил бы о себе.
  • Он описывает ситуацию, напоминающую будущую комедию, с мужем, соперником и женой.
  • Ефилет просит судей понять его и не судить предвзято.

Введение в дело

38:11
  • Лисий начинает с общих рассуждений о законности и справедливости.
  • Он переходит к рассказу о своей семейной жизни и устройстве дома.
  • Лисий упоминает, что его жена жила внизу, чтобы избежать нежелательных контактов.

Подозрения и расследование

40:07
  • Лисий замечает подозрительные вещи в доме и получает информацию от старухи.
  • Он ловит служанку, которая выдает информацию о Эротосфене.
  • Лисий собирает свидетелей и устраивает ловушку для Эротосфена.

Убийство и последствия

42:55
  • Лисий убивает Эротосфена, утверждая, что не заманивал его в дом.
  • Он предупреждает о возможных последствиях, если его осудят.
  • Лисий использует риторику, чтобы создать прецедент и избежать несправедливости.

Политическое красноречие

45:54
  • Лисий обсуждает важность судебного красноречия и его влияние на исход дела.
  • Он упоминает, что в древности граждане сами защищались и нападали.
  • Лисий переходит к обсуждению политического красноречия и его роли в обществе.

Сократ и его вклад

46:51
  • Сократ был важной фигурой в политической и философской жизни Греции.
  • Он столкнулся с кризисом демократии и необходимостью единоводства.
  • Сократ стал основоположником письменного красноречия, предвосхитив современные жанры эссе и памфлета.

Сократ и его школа красноречия

50:20
  • Сократ был известен своей школой красноречия, откуда вышли многие прославленные полководцы и политики.
  • Ему предъявляли претензии за то, что он сам не выступал публично, но он отвечал, что его учение делает людей острыми, как нож.
  • В своих письменных выступлениях Сократ отстаивал идею единовластия.

Письма к царю Филиппу

51:14
  • Сократ писал царю Филиппу, предлагая ему возглавить поход на восток.
  • Филипп не заинтересовался этой идеей, но Александр Македонский, прочитав письма, выработал политику объединения греков.
  • Это привело к созданию величайшей империи, основанной на идее родства и единства.

Идея единоначалия

52:13
  • Сократ считал, что сильная рука необходима для наведения порядка в трудные времена.
  • Он искал идеального тирана, чтобы решить проблемы государства.
  • Сократ создал миф о царе Евагоре, чтобы показать, как добродетели развиваются с возрастом.

Биография Евагора

54:03
  • Сократ описал становление Евагора, начиная с детства и заканчивая зрелостью.
  • Он снабжал каждый возраст добродетелями, создавая идеальный образ.
  • Эта схема стала основой для создания биографий, которая используется до сих пор.

Объединение греков

56:51
  • Сократ утверждал, что Афины и Спарта всегда жили в мире и согласии.
  • Он приводил примеры, чтобы доказать, что Афины всегда были первыми во всем.
  • Сократ использовал мифологические истории, чтобы доказать превосходство Афин.

Мифологические истории

59:18
  • Сократ рассказывал, как Деметра пришла в Аттику и дала им хлебные злаки.
  • Он утверждал, что Афины были первыми во всем, включая ремесла и культы.
  • Эти истории были использованы для утверждения превосходства Афин.

Исторические неточности

1:01:16
  • Сократ рассказывал, что Афины жили на своих землях испокон веков.
  • Он утверждал, что Афины распространились на другие земли, чтобы очистить их для других.
  • Эти истории были наполнены неточностями и противоречиями, но были удобны для веры.

Политическое красноречие и его аргументы

1:03:00
  • Политическое красноречие использует аргументы, которые кажутся очевидными.
  • Сократ и другие ораторы используют каскад аргументов, чтобы убедить аудиторию.
  • Вспоминаются мифы и истории, чтобы подчеркнуть превосходство одной стороны над другой.

Переход к эллинизму и снижение этических стандартов

1:04:11
  • В период эллинизма этические стандарты становятся ниже.
  • Демосфен, известный оратор, использует аргументы, которые стали само собой разумеющимися.
  • Его школа красноречия и спор с Эсхином сыграли важную роль в переходе к новому качеству культуры.

Влияние Демосфена и его школы

1:05:04
  • Демосфен создал свою школу красноречия и победил Эсхина.
  • Эсхин открыл свою школу на Родосе, где сохранил традиции греческого красноречия.
  • Эти традиции позже использовались Цицероном и другими римскими ораторами.

Спор Демосфена и Эсхина

1:07:10
  • Спор демонстрирует способность к подтасовке фактов и брани.
  • Демосфен использует высокую патетику и непристойные жесты в своих речах.
  • Демосфен видит в Филиппе угрозу и критикует греческую демократию за коррупцию.

Финальная битва и смерть Демосфена

1:09:56
  • Демосфен участвует в финальной битве при Херое и погибает вместе с Грецией.
  • Его смерть символизирует конец великой эпохи риторики.
  • Римское красноречие, хотя и выросло из греческого, сильно отличается.

Заключение

1:11:00
  • Демосфен был против Филиппа Македонского и Александра Великого.
  • За его голову назначили большую награду, но он предпочел самоубийство.
  • Его принципиальность и борьба за справедливость сделали его символом эпохи.

Борьба с Филиппом

1:12:16
  • Демосфен не мирился с Филиппом, несмотря на разницу в статусе.
  • В одной из речей он противопоставляет себя всесильному монарху.
  • Борьба с Филиппом была титанической, что принесло ему славу.

Полемика с Тисифоном

1:13:04
  • Демосфен использовал приемы Сократа, такие как подтасовки.
  • Тисифон обвинял Демосфена в получении лаврового венка несправедливо.
  • Демосфен защищался, доказывая свою правоту.

Предательское посольство

1:15:01
  • Демосфен обвинил Тисифона в предательстве, утверждая, что тот тянул время.
  • Демосфен использовал старые аргументы, чтобы дискредитировать Тисифона.
  • Тисифон не мог доказать свою невиновность, но его репутация была подорвана.

Школы красноречия в Афинах

1:16:13
  • В третьем веке новой эры в Афинах существовали школы красноречия.
  • В четвертом веке школы были подчинены церкви.
  • Риторика часто использовалась противниками христианства.

Инструменты противодействия риторике

1:17:03
  • Риторика — это искусство, но есть инструменты противодействия.
  • Риторические вопросы и амплификация используются для манипуляции.
  • Цицерон использовал эти приемы в своих речах, чтобы дискредитировать оппонентов.

Пример с Катериной

1:19:01
  • Цицерон обвинял Катерину в коррупции и аморальном поведении.
  • Он использовал амплификацию, перечисляя все прегрешения Катерины.
  • Катерина не могла возразить, так как все знали о её проступках.

Манипуляция публикой

1:21:26
  • Цицерон манипулировал публикой, используя зрительные контакты и эмоции.
  • Психологи рекомендуют устанавливать зрительные контакты со свидетелями.
  • Манипуляция публикой остается эффективной, несмотря на современные методы.