65. Александр II: власть и революция. 1875-1880 гг. | История России. XIX век | А.Б. Зубов

YOUTUBE · 22.11.2025 05:47

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:16
  • Лекция посвящена обострению отношений правительства и общества в последние годы царствования Александра II.
  • После русско-турецкой войны и Берлинского конгресса русское общество было разочаровано результатами.

Последствия войны

0:38
  • Освобожденные страны Болгария, Румыния и Сербия быстро отошли от России и стали союзниками западных государств.
  • Россия, в отличие от этих стран, оставалась абсолютистской, что вызывало недовольство.

Экономические и общественные последствия

2:27
  • Война привела к ухудшению финансовых отношений и кризису в экономике.
  • Уровень жизни народа упал, и общественное мнение стало либеральным.

Земское движение

3:27
  • Земства, такие как Тверское, требовали для России парламентских институтов, как в освобожденных странах.
  • Земское движение вдохновлялось примером Болгарии и Румынии.

Либеральные земские деятели

5:09
  • Либеральные земские деятели пытались договориться с правительством о реформах.
  • Они стремились к единству общества и власти, как в годы великих реформ.

Иван Ильич Петрункевич

6:05
  • Петрункевич, член партии народной свободы, выступал за анализ причин общественного недовольства.
  • Он считал, что для борьбы с разрушительными идеями необходимы свобода слова, печати и науки.

Положение русского общества

8:24
  • После великих реформ русское общество стало инертным и неспособным к борьбе.
  • Земство Черниговской губернии не смогло принять меры против революционной деятельности.
  • Иван Ильич Петрукевич был сослан за свою речь, что привело к конспиративным съездам земцев.

Социалистические идеи в России

11:25
  • Социалистические идеи распространялись в России, вдохновляя молодежь.
  • Основные принципы социализма: сохранение общины, освобождение личности, национальное единство.
  • Социалисты разделялись на два направления: Бакунин и анархисты.

Молодежь и социализм

14:03
  • Молодежь в России была плохо образована, но вдохновлена социалистическими идеями.
  • Земское движение и освобождение крестьян привлекали молодежь, но власть ограничила их права.
  • Молодежь стремилась к великим делам, но не находила институциональных форм для этого.

Студенческие революции и социализм

15:56
  • В 1960-х и 1970-х годах в Европе и Америке молодежь бунтовала против сложившегося порядка.
  • Молодежь искала положительные идеалы, но власть не решалась направить общество в этом направлении.
  • В России в 1870-х годах молодежь стремилась к революции, но это не привело к значительным изменениям.

Движение в народ

20:32
  • Молодежь начала движение в крестьянскую среду, пропагандируя социалистические идеи.
  • Крестьяне, недавно получившие землю в собственность, не понимали социалистических идей.
  • Пропагандисты были выданы властям, что вызвало разочарование в движении.

Раскрытие народнической сети

23:20
  • В мае 1874 года был раскрыт Саратовский кружок, выявивший народническую сеть по всей России.
  • Генерал-лейтенант Иван Слезкин и прокурор Саратовской судебной палаты Жихарев привлекли к дознанию 612 мужчин и 158 женщин.
  • Социалистическое движение среди интеллигенции потерпело фиаско в диалоге с народом.

Политические выступления молодежи

24:19
  • Молодежь активно выступала за права трудящихся, но народ их не слушал.
  • Студенты продолжали действовать, несмотря на отсутствие поддержки.
  • Примеры: предложения сделать всю жилплощадь общей или автомобили общими.

Рост политических дел

25:34
  • Количество высланных по политическим делам выросло в четыре раза с 1875 по 1879 год.
  • Во время войны многие уехали на Балканы, но после войны начался новый подъем.
  • В 1878 году начались новые процессы, такие как дело о демонстрации на Казанской площади и дело московских пропагандистов.

Процесс 193

27:26
  • В 1877-1878 годах прошел процесс революционной пропаганды, где 193 подсудимых были подвергнуты мягким наказаниям.
  • Большинство подсудимых были оправданы или отпущены после процесса.
  • Это показывает, что русское правосудие в эпоху великих реформ было более мягким.

Вера Засулич и ее действия

30:37
  • Вера Засулич тяжело ранила генерала Трепова, что вызвало общественный резонанс.
  • Суд присяжных оправдал Засулич, что усилило революционные настроения.
  • Оправдание Засулич привело к росту антиправительственной деятельности.

Сопротивление полиции

35:14
  • В Одессе революционеры оказали серьезное сопротивление полиции и войскам.
  • Иван Ковальский и его друзья обороняли конспиративную квартиру с помощью оружия.
  • Ковальский был расстрелян, а его сообщники осуждены на каторгу.

Угрозы и террор

37:20
  • В Ростове-на-Дону был убит рабочий, заподозренный в доносе.
  • В Киеве начались угрозы и расклеивание листовок с требованиями прекратить преследования.
  • Россия приближалась к состоянию гражданской войны, несмотря на небольшое количество революционеров.

Волнения в университетах

39:04
  • В марте 1878 года в Киевском университете произошло волнение, исключены 120 студентов, 15 высланы.
  • Московское студенчество устроило триумфальный прием высланным студентам.
  • В Санкт-Петербургском университете усилились волнения, пересмотрены приговоры, многие арестованы вторично.

Нелегальное положение революционеров

40:23
  • Революционеры легко убегают из ссылок и переходят на нелегальное положение.
  • Эти люди составляют наиболее радикальную часть революционного движения.

Убийство Мезенцева

41:15
  • В августе 1878 года убит начальник Третьего отделения и шеф жандармов Николай Мезенцев.
  • Убийца, Сергей Степняк-Кравчинский, скрылся и уехал за границу.
  • В своей брошюре он назвал убийство местью за расстрел Ковальского.

Социалистические идеи

42:10
  • Социалистические идеи распространены среди либерального земства.
  • Культурные земцы понимают, что социализм невозможен, но требуют его выражения в парламентской борьбе.
  • Власть не знает, как справиться с новым революционным движением.

Призыв к обществу

43:56
  • В августе 1878 года опубликован призыв к обществу сотрудничать в борьбе с крамолой.
  • Власть создает особые пересыльные тюрьмы и конституционные лагеря для революционеров.

Ограничение высшего образования

46:34
  • В 1879 году обсуждается ограничение приема студентов в высшие учебные заведения.
  • Министр финансов Грейг предлагает ограничить стремление к высшему образованию.
  • Эти меры не были реализованы, но обсуждались.

Убийство харьковского губернатора

50:14
  • В феврале 1879 года убит харьковский губернатор князь Дмитрий Кропоткин.
  • Убийца, Григорий Гольденберг, выдал своих сторонников, что помогло арестовать значительную часть сети "Народной воли".
  • Кропоткин был сочувствующим революционером, но не вмешался в жестокое обращение с заключенными.

Противостояние общества и власти

52:44
  • Общество хочет перемен, но власть сдерживает их слишком сильно.
  • Открытые шлюзы в эпоху великих реформ в 1860-х годах нужно было прикрыть, но это привело к разрушительным последствиям.

Террористические акты и покушения

53:59
  • Власть в растерянности, революционеры продолжают покушения.
  • 13 марта 1879 года покушение на шефа жандармов Александра Ивановича Дентона.
  • 2 апреля 1879 года покушение на государя Александра Николаевича, неудачное.

Реакция правительства и создание генерал-губернаторств

54:59
  • 7 апреля 1879 года созданы шесть временных генерал-губернаторств.
  • Введены чрезвычайные правила по преследованию и наказанию революционеров.
  • Назначены заслуженные генералы русско-турецкой войны.

Генерал-губернатор Ларис Меликов

56:10
  • Ларис Меликов, генерал от кавалерии, назначен в Харьков.
  • Проявил себя в борьбе с чумой на Нижней Волге.
  • Вернул 3,7 миллиона рублей из 4 миллионов, выделенных на борьбу с чумой.

Борьба с революционерами в Харькове

59:37
  • Ларис Меликов стремился охранять местное население от революционной деятельности.
  • Считал, что главное орудие в борьбе с революционерами — школьный учитель.
  • Призывал к созидательной деятельности и положительному примеру власти.

Народничество и террор

1:01:40
  • Народничество меняет программу, переходя от анархо-синдикализма к политическому террору.
  • В Липецке создан исполнительный комитет социально-революционной партии.
  • В Воронеже создан исполнительный комитет Народной воли.

Взрыв в Зимнем дворце

1:07:19
  • 17 февраля 1880 года произошел взрыв в Зимнем дворце.
  • Погибли 11 солдат и 56 человек были ранены.
  • Взрыв произошел под помещением большой столовой, где должны были собраться члены царской семьи.

Взрыв в Зимнем дворце

1:08:08
  • Взрыв произошел в комнате рабочего Степана Халтурина.
  • Халтурин был организатором Северо-русского рабочего союза и богатым крестьянином.
  • Динамит был принесен Андреем Желябовым и спрятан под подушкой и в сундуке.

Обыски и последствия

1:08:59
  • Комнату Халтурина обыскивали несколько раз, но динамит не нашли.
  • Халтурин успел скрыться.
  • Взрыв был рассчитан на полгода и мог бы уничтожить всю царскую семью.

Последствия взрыва

1:10:18
  • Поезд опоздал, и взрыв произошел в гостиной, а не в столовой.
  • Никто из царской семьи и гостей не пострадал.
  • Халтурин работал в Зимнем дворце под другой фамилией и выполнял задание Желябова.

Планы Халтурина

1:11:12
  • Халтурин объяснял рабочим, что смерть царя принесет политическую свободу.
  • Планы были шире: захватить власть и установить новый режим.
  • Император был потрясен взрывом, погибшим солдатам выплатили большие деньги.

Последствия для Халтурина

1:13:35
  • Халтурин бежал, и его не смогли найти.
  • В 1882 году он был казнен за убийство прокурора Стрельникова.
  • Ленин высоко ценил Халтурина и назвал в его честь улицы и города.

Реакция общества

1:16:27
  • Общество желало найти правильное решение, а не подавление.
  • Дмитрий Милютин писал о необходимости либерализации.
  • Революционеры и правительство не находили поддержки в обществе.

Альтернативы

1:19:51
  • Вопрос о том, какую альтернативу могло предложить государство, будет обсуждаться на следующей лекции.