Бюджетное право (16) Принцип разграничения расходов, доходов, ИФДБ. Рябова Е.В.

YOUTUBE · 21.11.2025 19:59

Ключевые темы и таймкоды

Принципы бюджетной системы

0:00
  • Принцип единства бюджетной системы: единое правовое регулирование и сосредоточение регулятивных полномочий на уровне федерации.
  • Ограничение полномочий субъектов РФ в регулировании бюджетных отношений, но субъекты сохраняют широкие полномочия по исполнению бюджетов.
  • Принцип равенства бюджетных прав: запрет дискриминации в отношении субъектов РФ и муниципальных образований.

Разграничение доходов и расходов

3:23
  • Принцип разграничения доходов и расходов: важность для фискального федерализма.
  • Разграничение налоговых и неналоговых доходов: федеральные налоги, такие как НДФЛ и НДС, являются основными источниками доходов для субъектов РФ.
  • Косвенные налоги, такие как НДС и акцизы, полностью зачисляются в федеральный бюджет.

Имущественные налоги

8:08
  • Имущественные налоги: на уровне федерации отсутствуют, но присутствуют на региональном и местном уровне.
  • На уровне субъектов и муниципальных образований нет своих подоходных и косвенных налогов, только имущественные налоги.
  • Распределение источников налоговой базы и доходов.

Разграничение расходов

10:00
  • Конституционные положения о разграничении предметов ведения и полномочий между уровнями власти.
  • Закрепление полномочий за органами государственной власти и местного самоуправления.
  • Проблема разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы и публичной власти.

Принцип самостоятельности бюджетов

12:45
  • Принцип самостоятельности бюджетов: органы соответствующего уровня самостоятельно осуществляют бюджетный процесс.
  • Увеличение расходов одного публично-правового образования без соответствующей компенсации.
  • Пример: решение федерации об оказании государственных услуг через единый информационный портал может привести к увеличению расходов субъектов.

Увеличение расходов и компенсация

14:53
  • Федерация принимает решения, увеличивающие расходы субъектов.
  • Бюджетная система компенсирует увеличение расходов через дотации.
  • Межбюджетные трансферты предоставляются сверху вниз, не перепрыгивая средний уровень.

Принцип самостоятельности и разграничение расходов

16:50
  • Принцип самостоятельности не всегда соблюдается, но бюджетная система компенсирует это.
  • Разграничение расходов регулируется Конституцией и федеральными законами.
  • Важно понимать, у кого возникают расходные обязательства.

Передача полномочий и субвенции

18:46
  • Обязательства не передаются, передаются только полномочия.
  • Федерация может передавать полномочия субъектам с выделением субвенций.

Источники финансирования дефицита бюджета

19:29
  • Источники финансирования дефицита бюджета включают все поступления и выплаты, кроме доходов и расходов.
  • Источники могут покрывать временный кассовый разрыв и не всегда связаны с дефицитом бюджета.
  • Бюджетный кодекс закрепляет возможность заимствований для публично-правовых образований.

Разграничение обязательств

23:17
  • Привлечение источников финансирования приводит к обязательствам соответствующего публично-правового образования.
  • Важно разграничить источники финансирования, чтобы понять, кто несет ответственность по обязательствам.
  • Формально это определяется соглашением о привлечении банковского кредита.