Великие арт-битвы XIX века. Викторианская живопись и прерафаэлиты | Музей Русского Импрессионизма

YOUTUBE · 21.11.2025 19:10

Ключевые темы и таймкоды

Введение

11:05
  • Продолжение сериала о главных арт-патлах XIX века.
  • Лекция транслируется благодаря компании Pike Media Lab и переводится на жестовый язык Екатериной Головановой.
  • Переход от Франции к Британии.

Особенности британской художественной жизни

12:00
  • В Британии художественная жизнь была менее драматичной по сравнению с Францией.
  • Британская академия художеств была более демократичной и напоминала творческий профсоюз.
  • Британцы уважали частное пространство и ориентировались на собственные вкусы.

Свобода творчества в Британии

13:49
  • Художники в Британии чувствовали себя свободнее и могли экспериментировать.
  • Примеры великих британских художников: Тернер, Констебл, Гейсборо.
  • Экспериментальные процессы в Британии были бурными, но менее скандальными.

Борьба течений в британском искусстве

15:39
  • Новые художники в Британии боролись не с академиками, а с салонным искусством.
  • Салонное искусство сформировалось под влиянием промышленников и банкиров.
  • Викторианское искусство часто ассоциируется с сентиментальностью.

Эпоха королевы Виктории

17:31
  • Королева Виктория правила почти век, её эпоха называется викторианской.
  • Британия достигла пика своего могущества и стала ведущей промышленной державой.
  • Королева сохраняла личную жизнь и любовь к принцу Альберту, что отразилось в искусстве.

Всемирные выставки

18:31
  • Всемирные выставки были важным событием в эпоху королевы Виктории.
  • Многие художники изображали королеву в статусном виде.
  • Картина на слайде представляет королеву Викторию на всемирной выставке.

Идея принца Альберта

19:28
  • Принц Альберт предложил проводить международные выставки достижений промышленности.
  • Цель выставок — показать превосходство британских товаров и стимулировать торговлю.

Открытие первой выставки

20:21
  • Первая выставка открылась в 1851 году в Хрустальном дворце, построенном Джозефом Пакстоном.
  • Дворец стал символом промышленной мощи и инженерного ума Великобритании.

Экологичность и безопасность

21:20
  • Конструкция дворца позволяла не вырубать деревья, включая их в оранжерею.
  • Британцы боялись, что стекло разобьётся при граде, но опасения не подтвердились.

Влияние выставок на культуру

22:17
  • После выставок был открыт Музей Виктории и Альберта.
  • Королева Виктория любила, чтобы её изображали в разных образах, включая детские портреты.

Картина «Секрет величия нации»

23:11
  • Картина Томаса Баркера изображает королеву, протягивающую Библию чернокожему вождю.
  • Библия символизирует секрет величия британской нации и викторианского искусства.

Отношения королевы Виктории и принца Альберта

24:12
  • Королева Виктория и принц Альберт имели немецкие корни, но королева была символом нации.
  • Принц Альберт говорил по-английски с акцентом, что сначала вызывало пренебрежение, но позже его оценили за заслуги.

Семейные портреты

25:11
  • Королева любила изображать свою семью на парадных портретах.
  • Семейное счастье было важной частью внутриполитической программы королевы.

Картина «Вензорский замок»

26:09
  • Художник Ланир изобразил принца Альберта и королеву Викторию в семейной атмосфере.
  • Принц вернулся с охоты, королева встречает его с букетиком цветов.
  • Картина подчёркивает роль женщины как хранительницы уюта и красоты.

Особенности британского искусства

27:36
  • Англичане не любили пафосную историческую живопись, возможно, из-за драматических событий, таких как революция Кромвеля и казнь Карла I.
  • Британские художники редко обращались к историческим сюжетам, предпочитая костюмные сцены.

Костюмные сцены

28:34
  • Костюмные сцены изображали житейские моменты и человеческие чувства, например, допрос детей Карла I после его ареста.
  • Художники фокусировались на трогательных моментах, таких как утешение рыдающей принцессы стражником.

Литературные сюжеты

30:33
  • Британские художники часто обращались к литературным произведениям, особенно к историческим романам Вальтера Скотта.
  • Пример: картина «Выбирая свадебный наряд» Уилли Малреди, основанная на повести Голд-Смита.

Влияние Шекспира

33:21
  • Шекспир стал главным источником сюжетов для викторианских художников благодаря обновлению английского театра в конце XVIII века.
  • Пьесы Шекспира позволяли художникам перемещаться в разные эпохи и времена.

«Сон в летнюю ночь»

35:14
  • «Сон в летнюю ночь» была особенно популярна среди художников, вдохновлённых волшебными существами и эльфами.
  • Художники, такие как Блейк и Фюзли, изображали эльфов и фей, создавая «фейри пейнтинг» — волшебную живопись.

Фейри пейнтинг

37:07
  • В Британии «фейри пейнтинг» хорошо воспринимался и получил название «волшебная живопись».
  • Лансир и Ричард Дойл также обращались к этой теме, создавая интересные образы.

Личные качества художников

37:54
  • Некоторые художники, такие как Ричард Дад и Ричард Дойл, страдали нервными расстройствами или алкоголизмом, но это не мешало им полностью реализовать себя в искусстве.

Картина «Под листьями»

38:35
  • Очаровательный зелёный пейзаж с лесным болотом.
  • Под листьями кишит жизнь маленьких лесных существ.

Уильям Фрид и его работы

38:56
  • Фрид изображал викторианскую жизнь, а не волшебные сцены.
  • Его работы большого формата, отражающие жизнь мидл-класса.
  • Мидл-класс активно использовал технические возможности XIX века.

Железнодорожный вокзал

40:50
  • Вокзал изображён без романтических эффектов, только столпотворение людей.
  • В центре сцены — большая семья, включая модель — итальянца, работавшего у Фрида.
  • Справа — детективы, хватающие преступника.

«Спящая модель»

42:51
  • Фрид встретил ирландскую девушку, торгующую яблоками, и предложил ей позировать.
  • Девушка сначала сомневалась, но после разрешения духовного отца согласилась.
  • Во время позирования девушка заснула, и Фрид запечатлел её спящей.

Назидательные сцены

43:55
  • Томас Вебстер изобразил девочек, танцующих и позирующих фотографу, и больную девочку, которая не может этого делать.
  • Лансир написал свою дочь, выражающей нежелание учиться.

Живописные сериалы

45:10
  • Викторианские художники создавали живописные сериалы, развивая один сюжет в нескольких сценах.
  • Пример: диптих Соломона Абрахама «Ожидание судебного решения», где семья переживает за отца, обвиняемого по ложному обвинению.

Цикл «Прошлое и настоящее»

47:15
  • Август Леопольд Эг изобразил конфликт между мужем и женой, узнавшим о неверности жены из письма.
  • Муж выгоняет жену из дома, топчет медальон с портретом её любовника.
  • Символы указывают на развал семьи: расколотое яблоко, разваливающийся карточный домик.

Трагедия в семье

48:41
  • Дочери оплакивают смерть отца, глядя на луну.
  • Мать дочерей изгнана за прелюбодеяние и находится под мостом.
  • На стене видны афиши, осуждающие грех.

Викторианское общество

49:40
  • Викторианское общество строго регламентировано и ориентировано на благополучие и семейные ценности.
  • Жизнь вне установленных шаблонов считалась неприемлемой.

Работа Лансера

50:37
  • Картина «Устанавливая закон» изображает собак в роли судьи и стряпчих.
  • Работа выполнена в классическом стиле, но с элементами юмора.

Особенности викторианской живописи

51:30
  • Викторианская живопись подробно разбирает сюжет и имеет развлекательный характер.
  • Преобладают тёмные цвета, характерные для салонной живописи.

Критика викторианской живописи

53:26
  • Викторианская живопись часто выглядит уныло из-за тёмных цветов.
  • Мрачные исторические сюжеты усиливают это впечатление.

Появление прерафаэлитов

54:22
  • Молодые художники критикуют академическую традицию и обращаются к дорафаэлевской эпохе.
  • Они вдохновляются ранним итальянским искусством, таким как работы Боттичелли.

Принципы прерафаэлитов

56:20
  • Прерафаэлиты используют яркие краски и цинковые белила.
  • Они изображают современные образы, не канонизируя героев.

Пример работы прерафаэлита

58:02
  • Картина «Христос в доме родителей» содержит символы и детали, заимствованные из христианской традиции.
  • Художник тщательно изображает мастерскую плотника и детали сюжета.

Эксперименты с освещением

59:56
  • Хант экспериментирует с освещением, используя фонарь и луну как символы.
  • Его работа «Светоч мира» отличается от традиционных викторианских религиозных сюжетов.

Контраст с викторианской культурой

1:00:52
  • Викторианские религиозные сюжеты часто изображают женщин в храме, молящихся.
  • Прерафаэлиты предлагают яркие и насыщенные работы, контрастирующие с тёмными викторианскими картинами.

Картина Ханта «Христос в храме»

1:01:46
  • Хант отправился в Палестину, чтобы написать достоверную сцену из жизни Христа.
  • На картине изображён момент, когда родители находят своего потерянного сына в храме.
  • В отличие от классических художников, у Ханта на первом плане человеческие чувства.

Источники вдохновения Ханта

1:02:43
  • Из поездки на Восток Хант взял только натурный пейзаж.
  • Для изображения храма он использовал копию мечети Вальгамбрия, привезённую на Всемирную выставку в Лондон.
  • Хант создавал имидж Иерусалима, а не точный портрет.

Пейзажи Ханта и его отличие от викторианских художников

1:03:39
  • Пейзажи Ханта отличаются насыщенными цветами и модернистским оттенком.
  • Прерафаэлиты и викторианцы использовали одни и те же источники, но по-разному их интерпретировали.

Литературные источники прерафаэлитов

1:04:31
  • Прерафаэлиты обращались к литературным источникам, включая произведения Шекспира.
  • Пример — работа Уолтера Деверелла «Двенадцатая ночь».

«Офелия» Милле

1:05:26
  • Милле написал пейзаж с натуры, а затем добавил цветы, которые не цветут одновременно.
  • Элизабет Седала, модель для Офелии, простудилась и чуть не умерла.

Социальные темы в творчестве прерафаэлитов

1:06:20
  • Прерафаэлиты затрагивали социальные проблемы, например, трудности викария в браке.
  • Их живопись была более декоративной, но социально острой.

«Возьмите вашего сына, сэр» Брауна

1:08:16
  • Браун написал картину о женщине с мёртвым ребёнком, опровергая образ викторианской счастливой матери.
  • Композиция напоминает искусство Северного Возрождения.

Тема труда у прерафаэлитов

1:10:08
  • Труд у прерафаэлитов рассматривается с христианских позиций: хорошие люди — те, кто приносит пользу обществу.
  • Безполезные члены общества изображаются негативно.

Диффузия идей между прерафаэлитами и викторианцами

1:11:06
  • В конце XIX века прерафаэлиты начали тяготеть к официальному искусству, а викторианцы — усваивать уроки прерафаэлизма.
  • Милле вернулся в Академию художеств и стал её президентом.

Сходство викторианской живописи с русскими передвижниками

1:17:35
  • Викторианская живопись возникла раньше, в 1840-х годах.
  • Передвижники были увлечены народническими идеями и глобальными вопросами переосмысления общества.
  • Британские художники писали то, что видели вокруг себя, без претензий на глобальные изменения.

Влияние художественной академии на выбор сюжетов

1:19:04
  • Академия не определяла полностью выбор сюжетов, но актуальные политические работы имели больше шансов быть купленными королевой.
  • Пример Констебла показывает, что художники были свободны в своём выборе сюжетов.

Влияние Джона Рескина на прерафаэлитов

1:19:45
  • Прерафаэлиты мало видели работ до Рафаэля вживую, но узнали о них через труды Джона Рескина.
  • Рескин опубликовал много материалов и репродукций, которые помогли прерафаэлитам понять искусство Возрождения.
  • Россетти, возможно, имел минимальное знание итальянской культуры от родителей.

Отношение к прерафаэлитам среди обычных людей и критиков

1:21:44
  • Обычные люди, особенно средний класс и промышленные магнаты, любили яркую и декоративную живопись прерафаэлитов.
  • Критика была мягкой и либеральной, но Чарльз Диккенс написал разгромную статью, критикуя изображение Марии на картине Милле.

Реакция Джона Рескина и экономический успех прерафаэлитов

1:24:45
  • Джон Рескин защитил прерафаэлитов, заявив, что их работы прекрасны.
  • Прерафаэлиты имели экономический успех, что позволяло им свободно реализовывать свои творческие интересы.
  • Россетти отказался выставлять свои работы в Академии художеств, считая, что это не приносит ему прибыли.