Введение 11:05 Продолжение сериала о главных арт-патлах XIX века. Лекция транслируется благодаря компании Pike Media Lab и переводится на жестовый язык Екатериной Головановой. Переход от Франции к Британии.
Особенности британской художественной жизни 12:00 В Британии художественная жизнь была менее драматичной по сравнению с Францией. Британская академия художеств была более демократичной и напоминала творческий профсоюз. Британцы уважали частное пространство и ориентировались на собственные вкусы.
Свобода творчества в Британии 13:49 Художники в Британии чувствовали себя свободнее и могли экспериментировать. Примеры великих британских художников: Тернер, Констебл, Гейсборо. Экспериментальные процессы в Британии были бурными, но менее скандальными.
Борьба течений в британском искусстве 15:39 Новые художники в Британии боролись не с академиками, а с салонным искусством. Салонное искусство сформировалось под влиянием промышленников и банкиров. Викторианское искусство часто ассоциируется с сентиментальностью.
Эпоха королевы Виктории 17:31 Королева Виктория правила почти век, её эпоха называется викторианской. Британия достигла пика своего могущества и стала ведущей промышленной державой. Королева сохраняла личную жизнь и любовь к принцу Альберту, что отразилось в искусстве.
Всемирные выставки 18:31 Всемирные выставки были важным событием в эпоху королевы Виктории. Многие художники изображали королеву в статусном виде. Картина на слайде представляет королеву Викторию на всемирной выставке.
Идея принца Альберта 19:28 Принц Альберт предложил проводить международные выставки достижений промышленности. Цель выставок — показать превосходство британских товаров и стимулировать торговлю.
Открытие первой выставки 20:21 Первая выставка открылась в 1851 году в Хрустальном дворце, построенном Джозефом Пакстоном. Дворец стал символом промышленной мощи и инженерного ума Великобритании.
Экологичность и безопасность 21:20 Конструкция дворца позволяла не вырубать деревья, включая их в оранжерею. Британцы боялись, что стекло разобьётся при граде, но опасения не подтвердились.
Влияние выставок на культуру 22:17 После выставок был открыт Музей Виктории и Альберта. Королева Виктория любила, чтобы её изображали в разных образах, включая детские портреты.
Картина «Секрет величия нации» 23:11 Картина Томаса Баркера изображает королеву, протягивающую Библию чернокожему вождю. Библия символизирует секрет величия британской нации и викторианского искусства.
Отношения королевы Виктории и принца Альберта 24:12 Королева Виктория и принц Альберт имели немецкие корни, но королева была символом нации. Принц Альберт говорил по-английски с акцентом, что сначала вызывало пренебрежение, но позже его оценили за заслуги.
Семейные портреты 25:11 Королева любила изображать свою семью на парадных портретах. Семейное счастье было важной частью внутриполитической программы королевы.
Картина «Вензорский замок» 26:09 Художник Ланир изобразил принца Альберта и королеву Викторию в семейной атмосфере. Принц вернулся с охоты, королева встречает его с букетиком цветов. Картина подчёркивает роль женщины как хранительницы уюта и красоты.
Особенности британского искусства 27:36 Англичане не любили пафосную историческую живопись, возможно, из-за драматических событий, таких как революция Кромвеля и казнь Карла I. Британские художники редко обращались к историческим сюжетам, предпочитая костюмные сцены.
Костюмные сцены 28:34 Костюмные сцены изображали житейские моменты и человеческие чувства, например, допрос детей Карла I после его ареста. Художники фокусировались на трогательных моментах, таких как утешение рыдающей принцессы стражником.
Литературные сюжеты 30:33 Британские художники часто обращались к литературным произведениям, особенно к историческим романам Вальтера Скотта. Пример: картина «Выбирая свадебный наряд» Уилли Малреди, основанная на повести Голд-Смита.
Влияние Шекспира 33:21 Шекспир стал главным источником сюжетов для викторианских художников благодаря обновлению английского театра в конце XVIII века. Пьесы Шекспира позволяли художникам перемещаться в разные эпохи и времена.
«Сон в летнюю ночь» 35:14 «Сон в летнюю ночь» была особенно популярна среди художников, вдохновлённых волшебными существами и эльфами. Художники, такие как Блейк и Фюзли, изображали эльфов и фей, создавая «фейри пейнтинг» — волшебную живопись.
Фейри пейнтинг 37:07 В Британии «фейри пейнтинг» хорошо воспринимался и получил название «волшебная живопись». Лансир и Ричард Дойл также обращались к этой теме, создавая интересные образы.
Личные качества художников 37:54 Некоторые художники, такие как Ричард Дад и Ричард Дойл, страдали нервными расстройствами или алкоголизмом, но это не мешало им полностью реализовать себя в искусстве.
Картина «Под листьями» 38:35 Очаровательный зелёный пейзаж с лесным болотом. Под листьями кишит жизнь маленьких лесных существ.
Уильям Фрид и его работы 38:56 Фрид изображал викторианскую жизнь, а не волшебные сцены. Его работы большого формата, отражающие жизнь мидл-класса. Мидл-класс активно использовал технические возможности XIX века.
Железнодорожный вокзал 40:50 Вокзал изображён без романтических эффектов, только столпотворение людей. В центре сцены — большая семья, включая модель — итальянца, работавшего у Фрида. Справа — детективы, хватающие преступника.
«Спящая модель» 42:51 Фрид встретил ирландскую девушку, торгующую яблоками, и предложил ей позировать. Девушка сначала сомневалась, но после разрешения духовного отца согласилась. Во время позирования девушка заснула, и Фрид запечатлел её спящей.
Назидательные сцены 43:55 Томас Вебстер изобразил девочек, танцующих и позирующих фотографу, и больную девочку, которая не может этого делать. Лансир написал свою дочь, выражающей нежелание учиться.
Живописные сериалы 45:10 Викторианские художники создавали живописные сериалы, развивая один сюжет в нескольких сценах. Пример: диптих Соломона Абрахама «Ожидание судебного решения», где семья переживает за отца, обвиняемого по ложному обвинению.
Цикл «Прошлое и настоящее» 47:15 Август Леопольд Эг изобразил конфликт между мужем и женой, узнавшим о неверности жены из письма. Муж выгоняет жену из дома, топчет медальон с портретом её любовника. Символы указывают на развал семьи: расколотое яблоко, разваливающийся карточный домик.
Трагедия в семье 48:41 Дочери оплакивают смерть отца, глядя на луну. Мать дочерей изгнана за прелюбодеяние и находится под мостом. На стене видны афиши, осуждающие грех.
Викторианское общество 49:40 Викторианское общество строго регламентировано и ориентировано на благополучие и семейные ценности. Жизнь вне установленных шаблонов считалась неприемлемой.
Работа Лансера 50:37 Картина «Устанавливая закон» изображает собак в роли судьи и стряпчих. Работа выполнена в классическом стиле, но с элементами юмора.
Особенности викторианской живописи 51:30 Викторианская живопись подробно разбирает сюжет и имеет развлекательный характер. Преобладают тёмные цвета, характерные для салонной живописи.
Критика викторианской живописи 53:26 Викторианская живопись часто выглядит уныло из-за тёмных цветов. Мрачные исторические сюжеты усиливают это впечатление.
Появление прерафаэлитов 54:22 Молодые художники критикуют академическую традицию и обращаются к дорафаэлевской эпохе. Они вдохновляются ранним итальянским искусством, таким как работы Боттичелли.
Принципы прерафаэлитов 56:20 Прерафаэлиты используют яркие краски и цинковые белила. Они изображают современные образы, не канонизируя героев.
Пример работы прерафаэлита 58:02 Картина «Христос в доме родителей» содержит символы и детали, заимствованные из христианской традиции. Художник тщательно изображает мастерскую плотника и детали сюжета.
Эксперименты с освещением 59:56 Хант экспериментирует с освещением, используя фонарь и луну как символы. Его работа «Светоч мира» отличается от традиционных викторианских религиозных сюжетов.
Контраст с викторианской культурой 1:00:52 Викторианские религиозные сюжеты часто изображают женщин в храме, молящихся. Прерафаэлиты предлагают яркие и насыщенные работы, контрастирующие с тёмными викторианскими картинами.
Картина Ханта «Христос в храме» 1:01:46 Хант отправился в Палестину, чтобы написать достоверную сцену из жизни Христа. На картине изображён момент, когда родители находят своего потерянного сына в храме. В отличие от классических художников, у Ханта на первом плане человеческие чувства.
Источники вдохновения Ханта 1:02:43 Из поездки на Восток Хант взял только натурный пейзаж. Для изображения храма он использовал копию мечети Вальгамбрия, привезённую на Всемирную выставку в Лондон. Хант создавал имидж Иерусалима, а не точный портрет.
Пейзажи Ханта и его отличие от викторианских художников 1:03:39 Пейзажи Ханта отличаются насыщенными цветами и модернистским оттенком. Прерафаэлиты и викторианцы использовали одни и те же источники, но по-разному их интерпретировали.
Литературные источники прерафаэлитов 1:04:31 Прерафаэлиты обращались к литературным источникам, включая произведения Шекспира. Пример — работа Уолтера Деверелла «Двенадцатая ночь».
«Офелия» Милле 1:05:26 Милле написал пейзаж с натуры, а затем добавил цветы, которые не цветут одновременно. Элизабет Седала, модель для Офелии, простудилась и чуть не умерла.
Социальные темы в творчестве прерафаэлитов 1:06:20 Прерафаэлиты затрагивали социальные проблемы, например, трудности викария в браке. Их живопись была более декоративной, но социально острой.
«Возьмите вашего сына, сэр» Брауна 1:08:16 Браун написал картину о женщине с мёртвым ребёнком, опровергая образ викторианской счастливой матери. Композиция напоминает искусство Северного Возрождения.
Тема труда у прерафаэлитов 1:10:08 Труд у прерафаэлитов рассматривается с христианских позиций: хорошие люди — те, кто приносит пользу обществу. Безполезные члены общества изображаются негативно.
Диффузия идей между прерафаэлитами и викторианцами 1:11:06 В конце XIX века прерафаэлиты начали тяготеть к официальному искусству, а викторианцы — усваивать уроки прерафаэлизма. Милле вернулся в Академию художеств и стал её президентом.
Сходство викторианской живописи с русскими передвижниками 1:17:35 Викторианская живопись возникла раньше, в 1840-х годах. Передвижники были увлечены народническими идеями и глобальными вопросами переосмысления общества. Британские художники писали то, что видели вокруг себя, без претензий на глобальные изменения.
Влияние художественной академии на выбор сюжетов 1:19:04 Академия не определяла полностью выбор сюжетов, но актуальные политические работы имели больше шансов быть купленными королевой. Пример Констебла показывает, что художники были свободны в своём выборе сюжетов.
Влияние Джона Рескина на прерафаэлитов 1:19:45 Прерафаэлиты мало видели работ до Рафаэля вживую, но узнали о них через труды Джона Рескина. Рескин опубликовал много материалов и репродукций, которые помогли прерафаэлитам понять искусство Возрождения. Россетти, возможно, имел минимальное знание итальянской культуры от родителей.
Отношение к прерафаэлитам среди обычных людей и критиков 1:21:44 Обычные люди, особенно средний класс и промышленные магнаты, любили яркую и декоративную живопись прерафаэлитов. Критика была мягкой и либеральной, но Чарльз Диккенс написал разгромную статью, критикуя изображение Марии на картине Милле.
Реакция Джона Рескина и экономический успех прерафаэлитов 1:24:45 Джон Рескин защитил прерафаэлитов, заявив, что их работы прекрасны. Прерафаэлиты имели экономический успех, что позволяло им свободно реализовывать свои творческие интересы. Россетти отказался выставлять свои работы в Академии художеств, считая, что это не приносит ему прибыли.