Ольга Македонская: Логопедическое воздействие | Вилла Папирусов

YOUTUBE · 19.11.2025 10:28

Ключевые темы и таймкоды

Введение в логопедическое воздействие

0:17
  • Логопедическое воздействие — это педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
  • Цель — воспитание человека.
  • Принципы логопедической работы — общие положения, которыми руководствуется логопед.

Принцип системности

1:10
  • Речь рассматривается как сложная функциональная система с тесной взаимосвязью компонентов.
  • Коррекция речевых нарушений предполагает воздействие на все компоненты системы.

Принцип комплексности

1:21
  • Устранение речевых нарушений должно быть комплексным, включая медицинские, психологические и социально-педагогические аспекты.
  • Пример комплексного подхода: лечение заикания, включающее лечебно-оздоровительную работу, психотерапию и работу над речью.

Этиопатогенетический принцип

2:05
  • Изучение причин и механизмов возникновения речевых расстройств.
  • Примеры: разные причины охриплости голоса рак гортани, новообразования, хронический ларингит.

Принцип развития

3:25
  • Учёт зоны актуального и ближайшего развития ребёнка.
  • Выделение задач, находящихся в зоне ближайшего развития ребёнка.

Принцип деятельностного подхода

4:19
  • Организация логопедической работы с учётом ведущего вида деятельности ребёнка.
  • Примеры: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная деятельность в школьном возрасте.

Принцип обходного пути

4:43
  • Выстраивание коррекционной работы в обход пострадавшего звена.
  • Использование сохранных анализаторных систем.

Принцип учёта личности ребёнка

4:43
  • Рассмотрение речевого дефекта в структуре личности ребёнка.
  • Учёт психологических и возрастных особенностей ребёнка.

Методы логопедического воздействия

5:44
  • Практические методы: упражнения, игры, моделирование.
  • Наглядные методы: наблюдения, рассматривание рисунков, просмотр диафильмов, прослушивание записей.
  • Словесные методы: инструкция, вопрос, рассказ, беседа, чтение, пересказ.

Заключение

8:56
  • Логопедическое воздействие включает развитие речи, сенсорных и моторных функций, познавательной деятельности и работу с микросоциальным окружением ребёнка.
  • Подчёркивается педагогический характер логопедического воздействия.