1 урок курса "БиоФак" 2024 | Введение в биологию | Ксения Напольская

YOUTUBE · 19.11.2025 10:26

Ключевые темы и таймкоды

Введение и розыгрыш курсов

0:05
  • Приветствие участников и начало первого открытого урока.
  • Объявление о розыгрыше 5 мест на годовой курс «Биофак» и месячный курс.
  • Условия участия: перейти по ссылке, быть подписчиком определённых каналов, нажать кнопку «участвовать» и быть онлайн во время розыгрыша.

Представление преподавателя

2:02
  • Представление Ксении Напольской, преподавателя школы «100 бальная репетитор» и автора курса «Биофак».
  • Подчёркивание важности годового курса и его продуманности.

Социальные сети и начало урока

2:59
  • Призыв подписаться на Telegram и YouTube для получения полезного контента.
  • Традиция загадывания желаний перед началом учебного года.

Цели курса

4:54
  • Обсуждение целей курса: повышение среднего балла по биологии, увеличение числа стобальников и высокобальников.
  • Желание улучшить статистику по биологии в стране.

Введение в биологию

6:46
  • Определение биологии как науки о живых организмах.
  • Перечисление основных наук, изучаемых в биологии: анатомия, морфология, физиология, гигиена, гистология, экология, генетика, зоология, антропология, ботаника, микология, селекция, палеонтология, эмбриология, биотехнология, систематика, биогеография, ветеринария, иммунология, психология, этология, молекулярная биология.

Примеры наук

12:40
  • Примеры наук: физиология, систематика, цитология, анатомия, микроскопия, генетика.
  • Объяснение различий между физикой и биофизикой.

Задания на термины

13:39
  • Примеры заданий: процесс выделения инсулина, классификация живых организмов, строение клеток, изучение строения ворсинки тонкого кишечника, изучение строения аппарата Гольджи, определение генотипа особи с синтетическими проявлениями доминантного аллеля.
  • Подчёркивание важности внимательного чтения условий задания.

Биофизика и селекция

16:38
  • Биофизика изучает физические явления в живых организмах.
  • Селекция занимается выведением новых пород и сортов.
  • Биотехнология использует биологические процессы в сельском хозяйстве и медицине, например, синтез инсулина бактериями или антибиотиков грибами.

Морфология и анатомия

17:37
  • Морфология изучает внешнее строение организмов, например, голову, грудь и брюшко насекомого.
  • Анатомия изучает внутреннее строение организмов.

Селекция и экология

18:36
  • Селекция выводит новые породы на основе одного исходного организма.
  • Экология изучает правила экологической пирамиды: продуценты, консументы первого и второго порядка.

Цитология, систематика и палеонтология

19:34
  • Цитология изучает клетки.
  • Систематика классифицирует организмы.
  • Палеонтология изучает окаменелости, например, археоптерикса.

Эмбриология и микология

20:33
  • Эмбриология изучает развитие зародыша.
  • Микология изучает грибы, например, пеницилл.

Методы биотехнологии

22:31
  • Микроклональное размножение позволяет получать множество одинаковых растений из одной клетки.
  • Клонирование отличается от микроклонального размножения.

Эмпирические методы

24:28
  • Эмпирические методы включают наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, измерение и мониторинг.

Теоретические методы

30:21
  • Теоретические методы включают моделирование, абстрагирование и статистический анализ.
  • Моделирование создаёт модели, например, глобус или структуру ДНК.

Эксперимент и гипотеза

32:17
  • Эксперимент проводится в контролируемых условиях и включает манипуляции с факторами.
  • Гипотеза — это утверждение, которое требует проверки.
  • План эксперимента включает выбор темы исследования и выдвижение гипотезы.

Гипотезы и нулевой гипотеза

34:16
  • Гипотеза — это предположение о связи между явлениями.
  • Нулевая гипотеза — это предположение, что связи нет.
  • Пример: если не поливать цветок, он не засохнет — это нулевая гипотеза.

Альтернативная гипотеза

37:10
  • Альтернативная гипотеза — это предположение о существовании связи.
  • При проведении эксперимента сначала выдвигается нулевая гипотеза.

Независимые и зависимые переменные

38:09
  • Независимая переменная — это параметр, который задаётся экспериментатором.
  • Зависимая переменная — это параметр, который меняется в ходе эксперимента.
  • Пример: температура — независимая переменная, численность бактерий — зависимая переменная.

Контрольная и экспериментальная группы

40:07
  • Контрольная группа — это группа без экспериментального воздействия.
  • Экспериментальная группа — это группа с экспериментальным воздействием.
  • Контрольная группа необходима для сравнения результатов.

Отрицательный контроль

44:03
  • Отрицательный контроль — это контроль, при котором объект не подвергается экспериментальному воздействию.
  • Все остальные параметры должны оставаться на постоянном уровне.
  • Отрицательный контроль помогает подтвердить или опровергнуть реакцию на изучаемый фактор.

Положительный контроль

46:54
  • Положительный контроль используется для проверки корректности проведения эксперимента.
  • Пример: тест на беременность — положительный контроль подтверждает правильность проведения теста.
  • Положительный контроль даёт положительный результат, если всё проведено правильно.

Пример эксперимента

50:50
  • Учёный изучал влияние концентрации углекислого газа на скорость фотосинтеза растений.
  • В герметической теплице с 300 растениями сорта «Шапка Мономаха» закачивался воздух с различной концентрацией углекислого газа.
  • Скорость фотосинтеза фиксировалась с помощью датчика.
  • Концентрация углекислого газа — независимая переменная, скорость фотосинтеза — зависимая переменная.

Независимые и зависимые переменные в эксперименте

51:49
  • Независимая переменная: концентрация углекислого газа в теплице.
  • Зависимая переменная: скорость фотосинтеза.

Отрицательный контроль в эксперименте

52:47
  • Отрицательный контроль позволяет убрать экспериментальное воздействие.
  • В данном случае нельзя полностью убрать углекислый газ, но можно измерить скорость фотосинтеза при постоянной концентрации углекислого газа.

Цель отрицательного контроля

53:44
  • Цель контроля: определить, влияет ли изменение концентрации углекислого газа на скорость фотосинтеза.
  • Необходимо указать, увеличивает или уменьшает концентрация углекислого газа скорость фотосинтеза.

Нулевая гипотеза

55:42
  • Нулевая гипотеза: скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа.
  • Альтернативное утверждение: концентрация углекислого газа не влияет на скорость фотосинтеза.

Герметичность теплицы

57:40
  • Теплица должна быть герметичной, чтобы поддерживать концентрацию углекислого газа на нужном уровне.
  • Негерметичная теплица не позволит установить зависимость между концентрацией углекислого газа и скоростью фотосинтеза.

Влияние естественного освещения

1:00:34
  • Естественное освещение влияет на интенсивность фотосинтеза.
  • Неравномерное освещение делает невозможным установление зависимости между концентрацией углекислого газа и интенсивностью фотосинтеза.

Эксперимент с собаками

1:03:30
  • Эксперимент: измерение частоты дыхания собак при разных температурах.
  • Независимая переменная: температура в камере.
  • Зависимая переменная: частота дыхания собак.

Условия отрицательного контроля

1:06:27
  • Отрицательный контроль: содержание собак при оптимальной температуре.
  • Остальные параметры должны быть постоянными: влажность, наличие камеры, еда, питье, освещение, возраст, пол, физическая выносливость, порода собак.

Цель отрицательного контроля в эксперименте с собаками

1:09:23
  • Цель: определить, как изменение температуры влияет на частоту дыхания собак.
  • Важно указать, как именно температура влияет на частоту дыхания, а не просто «влияет».

Эксперимент с рубцовой жидкостью коров

1:11:20
  • Эксперимент: исследование рубцовой жидкости коров с введением кормовой добавки.
  • Нулевая гипотеза: влияние кормовой добавки на рубцовую жидкость не обнаружено.

Определение нулевой гипотезы

1:12:18
  • Независимая переменная: наличие кормовой добавки с мочевиной.
  • Зависимая переменная: количество бактерий в рубце.
  • Нулевая гипотеза: наличие кормовой добавки не влияет на количество бактерий.

Роль нулевой гипотезы в эксперименте

1:14:09
  • Перед экспериментом предполагается, что добавка с мочевиной не влияет на количество бактерий.
  • Если эксперимент не подтверждает нулевую гипотезу, принимается альтернативная гипотеза.

Выбор коров одной породы

1:15:08
  • Коровы разных пород могут иметь различия в количестве бактерий и среде рубца.
  • Эти различия могут повлиять на результаты эксперимента.

Влияние производителей добавок

1:17:07
  • Добавки от разных производителей могут иметь разную концентрацию мочевины и химический состав.
  • Эти различия могут исказить результаты эксперимента.

Свойства живого организма

1:19:58
  • Рост и развитие: деление клеток, увеличение размера организма.
  • Обмен веществ: дыхание, питание, выделение продуктов распада.
  • Самовоспроизведение: размножение, создание новых организмов.

Цикличность и клеточное строение

1:22:54
  • Цикличность: биологические ритмы, жизненные циклы.
  • Клеточное строение: все живые организмы, кроме вирусов, состоят из клеток.

Целостность и раздражимость

1:25:49
  • Целостность: организм как единое целое, состоящее из частей.
  • Раздражимость: реакция организма на внешние раздражители.

Примеры свойств живого

1:27:41
  • Превращение бабочки в куколку: развитие.
  • Увеличение объёма растительной клетки: рост.
  • Движение амёбы: раздражимость.

Уровни организации живого

1:32:42
  • Молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, видовой, экосистемный, биосферный уровни.
  • Для ЕГЭ достаточно знать основные уровни, тканевый можно исключить.

Уровни организации жизни

1:33:40
  • Молекулярный уровень: молекулы, клетки.
  • Клеточный уровень: клетки и органоиды.
  • Организменный уровень: органы и ткани.
  • Популяционно-видовой уровень: особи одного вида.
  • Экосистемный уровень: взаимодействие разных видов в одной экосистеме.
  • Биосферный уровень: круговорот веществ и энергии в природе.

Примеры уровней организации

1:34:40
  • Проведение нервного импульса: организменный уровень.
  • Лишайник: организменный уровень, несмотря на симбиоз грибов и водорослей.

Различие между экосистемами и биосферой

1:36:36
  • Экосистема: лес, пруд, река.
  • Биосфера: всё пространство, населённое организмами.
  • Пример биосферного уровня: круговорот воды.

Передача рецессивного аллеля

1:37:34
  • Передача рецессивного аллеля происходит на уровне популяции.
  • Для передачи аллеля нужно взаимодействие двух особей.

Молекулярный и клеточный уровни

1:38:34
  • Денатурация и ренатурация белка: молекулярный уровень.
  • Образование двух цепей ДНК: молекулярный уровень.
  • Фагоцитоз: клеточный уровень.

Организменный уровень

1:40:31
  • Сердце и другие органы: организменный уровень.
  • Взаимодействие одноклеточных организмов: клеточный и организменный уровни.

Популяционно-видовой и экосистемный уровни

1:44:34
  • Популяционно-видовой уровень: особи одного вида.
  • Экосистемный уровень: взаимодействие разных видов.

Примеры уровней организации

1:46:32
  • Дыхательная система: организменный уровень.
  • Рефлекторная дуга: организменный уровень.
  • Биосинтез белка: клеточный уровень.

Молекулярный и клеточный уровни

1:48:30
  • Молекулярный уровень: строение молекулы, например, структура ДНК.
  • Клеточный уровень: функционирование клетки.

Банк ЕГЭ и курс «Биофак»

1:49:29
  • Бесплатный ресурс для практики: банк ЕГЭ.
  • Курс «Биофак»: разбор всех разделов биологии, вебинары, домашние задания.
  • Атмосфера любви к биологии и поддержка учеников.

Скидки и подарки

1:52:27
  • Скидка 500 рублей на первый месяц курса.
  • Подарок при покупке курса.
  • Интенсивный курс XO в конце года.

Комбинированные курсы

1:53:25
  • Скидка 250 рублей на два предмета.
  • Экономия 500 рублей каждый месяц при изучении трёх предметов.

Работа со скриптами

1:54:24
  • Уроки построены по скриптам, а не по конспектам.
  • В конспектах нет практики.

Вопросы о скидках

1:54:24
  • Вопросы о суммировании скидок обсуждаются с менеджером.

Преподаватели и реферальная система

1:55:23
  • Лучшие преподаватели онлайн-школы.
  • Реферальная система для привлечения новых учеников.

Проверка домашнего задания

2:00:18
  • Первая часть проверки домашнего задания автоматическая, вторая — куратором.
  • При несовпадении оценок работа проверяется старшим куратором.

Эффективность работы с конспектами

2:01:18
  • Работа с конспектами и практикой эффективна, но не всегда совпадает с планом урока.

Фиксация цены

2:02:18
  • Цена фиксируется на весь период обучения, кроме случаев, когда скидка только на первый месяц.

Уровень сложности заданий

2:04:15
  • Начинать с простого уровня, постепенно переходить к более сложным заданиям.

Заключение

2:05:12
  • Успех возможен при следовании рекомендациям и поддержке кураторов.
  • Поздравление с Новым годом и приглашение на курс.