Введение в тему цивилизации 0:00 Егор Станиславович объясняет, что такое цивилизация и как развивался цивилизационный подход в русской и мировой общественной мысли. Цивилизационный подход противопоставляется западническому глобализму.
Понятие цивилизации 0:58 Цивилизованный человек контролирует свое поведение, мирно разрешает конфликты, владеет чтением, письмом и счетом. Эти составляющие включались в понятие цивилизации с XIII века.
Эволюция понятия цивилизации 1:58 В XVIII веке появляется абстрагированное понятие цивилизации. Граф де Мирабо использовал термин "цивилизация" в своем трактате "Друг людей". Понятие цивилизации завоевало ученый мир, конкурируя с русскими терминами.
Французское и английское понимание цивилизации 2:56 Французский историк Франсуа Гизо определил цивилизацию как развитие общественного и интеллектуального строя. Англичане популяризировали понятие цивилизации через заводы, железные дороги, химию, парламент и гигиену.
Немецкое восприятие цивилизации 5:53 В Германии понятие цивилизации считалось поверхностным и противопоставлялось культуре. Иммануил Кант и немецкие романтики различали внешнюю цивилизацию и внутреннюю культуру.
Теория множественности цивилизаций 6:52 Французский и немецкий авторы начали употреблять слово "цивилизация" во множественном числе. Николай Данилевский выдвинул теорию множественности цивилизаций, подрывающую принцип универсальной общечеловеческой цивилизации.
Теория Данилевского 7:50 Данилевский в книге "Россия и Европа" изложил свою теорию, критикуя низкопоклонство перед Западом. Европейская цивилизация, по Данилевскому, лишь один из многих культурно-исторических типов.
Культурно-исторические типы 9:47 Данилевский выделил 13 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийский и др. Каждый тип вносит свой вклад в общую сокровищницу истории.
Органическая метафора 12:41 Данилевский ввел органическую метафору, сравнивая цивилизации с однолетними растениями. Цивилизации развиваются, плодоносят и умирают, подчеркивая их уникальность и непостоянство.
Жизненный цикл цивилизаций 13:41 Цивилизации рассматриваются как целостности с жизненным ритмом. Прогнозирование будущего цивилизаций часто фокусируется на их жизненном цикле. Исторические эмпирические данные не подтверждают гипотезы о четком ритме развития и упадка цивилизаций.
Примеры цивилизаций и их упадка 14:40 В европейской и средиземноморской зонах множество цивилизаций были разрушены варварами. Примеры: египетская, вавилонская, ассирийская, персидская, греческая цивилизации. На Дальнем Востоке варварские завоевания не привели к замене старых цивилизаций.
Континуитет цивилизаций 15:40 Китайская и индийская цивилизации пережили жесточайшие завоевания, но сохранили свои основы. Китай сегодня является динамичной и влиятельной силой. Египетская и месопотамская цивилизации прожили дольше, чем предполагали их сроки.
Концепция Данилевского 16:38 Данилевский не вычислял сроки упадка цивилизаций, а полагал, что каждая цивилизация вносит вклад в общечеловеческое развитие. Культурно-исторические типы могут существовать долго, не принося принципиально нового. Концепция Данилевского была воспринята славянофилами как теоретический фундамент для возрождения русской культуры.
Влияние Достоевского 17:36 Достоевский поддерживал идею русского цивилизационного суверенитета. Он писал о важности самобытности и высокомерия для великих наций. Достоевский подчеркивал, что русские могут принести новый свет миру при условии самобытного развития.
Вклад Леонтьева 19:33 Леонтьев продолжил развитие идей Данилевского, выделяя фазы развития культур. Он описал фазы: первичная простота, цветущая сложность, вторичное упрощение и смешение. Леонтьев критиковал средний европейский идеал общечеловечности.
Эстетический взгляд на цивилизацию 21:31 Леонтьев рассматривал цивилизацию как эстетический феномен. Форма и стиль цивилизации являются деспотизмом внутренней идеи. Леонтьев подчеркивал абсолютный деспотизм формы.
Византизм и славянство 23:25 Леонтьев видел своеобразие России в византизме, а не в славянизме. Византизм характеризуется самодержавием, христианством с определенными чертами и нравственным идеалом. Византизм отвергает идею всечеловечества и земного всеравенства.
Византизм и самодержавие 26:22 Византизм и самодержавие сыграли ключевую роль в создании Великой Империи в России. Церковь и Царь глубоко проникли в русскую жизнь и общество. Византизм органически сопряжен с родовой монархией и православием.
Влияние византизма на Русь 27:21 Византизм сплотил полудикую Русь и дал силу перенести татарский погром. Византийские идеи и чувства помогли Руси в борьбе с Польшей, Швецией, Францией и Турцией. Православие скрепило Малороссию и проникло во весь русский общественный организм.
Предательство православия 29:17 Греки, поддерживая украинский церковный раскол, проявили высокомерие и зависть к России. Их решение прилепиться к враждебной России западной силе обернулось против них. Леонтьев был бы возмущен таким предательством.
Русский русоцентризм 30:15 Леонтьев настаивал на важности русского начала и культурного типа. Православие, византизм и самодержавие определяют русскую народность. Задача русской политики – укрепление этих начал и противостояние глобализации.
Политическая утопия Леонтьева 32:10 Государство должно быть сложным, крепким и сословным. Церковь должна быть независимой и властной. Быт должен быть поэтичным и разнообразным, законы строгими, а люди добрыми.
Критика Данилевского 33:10 Император Александр III и Николай II поддерживали цивилизационное своеобразие России. Владимир Соловьев критиковал Данилевского за концепцию цивилизационного суверенитета. Соловьев пытался дискредитировать Данилевского, обвиняя его в плагиате.
Обвинения в плагиате 35:04 Соловьев фальсифицировал текст немецкого историка Рюкерта, приписывая ему цитаты Данилевского. В 1950-е годы американский славист Роберт Макмастер доказал ложь Соловьева. В 1920-е годы Освальд Шпенглер также подвергся обвинениям в плагиате у Данилевского и Леонтьева.
Цивилизационный подход 36:02 Идеи Данилевского о цивилизационном подходе закрепились в мировой общественной мысли. Шпенглер интересовался русской культурой, но отрицал знакомство с Данилевским и Леонтьевым. Обсуждение дальнейшего развития цивилизационного подхода будет продол