114. Открытие цивилизационного подхода: Данилевский и Леонтьев // Егор Станиславович

YOUTUBE · 19.11.2025 10:10

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему цивилизации

0:00
  • Егор Станиславович объясняет, что такое цивилизация и как развивался цивилизационный подход в русской и мировой общественной мысли.
  • Цивилизационный подход противопоставляется западническому глобализму.

Понятие цивилизации

0:58
  • Цивилизованный человек контролирует свое поведение, мирно разрешает конфликты, владеет чтением, письмом и счетом.
  • Эти составляющие включались в понятие цивилизации с XIII века.

Эволюция понятия цивилизации

1:58
  • В XVIII веке появляется абстрагированное понятие цивилизации.
  • Граф де Мирабо использовал термин "цивилизация" в своем трактате "Друг людей".
  • Понятие цивилизации завоевало ученый мир, конкурируя с русскими терминами.

Французское и английское понимание цивилизации

2:56
  • Французский историк Франсуа Гизо определил цивилизацию как развитие общественного и интеллектуального строя.
  • Англичане популяризировали понятие цивилизации через заводы, железные дороги, химию, парламент и гигиену.

Немецкое восприятие цивилизации

5:53
  • В Германии понятие цивилизации считалось поверхностным и противопоставлялось культуре.
  • Иммануил Кант и немецкие романтики различали внешнюю цивилизацию и внутреннюю культуру.

Теория множественности цивилизаций

6:52
  • Французский и немецкий авторы начали употреблять слово "цивилизация" во множественном числе.
  • Николай Данилевский выдвинул теорию множественности цивилизаций, подрывающую принцип универсальной общечеловеческой цивилизации.

Теория Данилевского

7:50
  • Данилевский в книге "Россия и Европа" изложил свою теорию, критикуя низкопоклонство перед Западом.
  • Европейская цивилизация, по Данилевскому, лишь один из многих культурно-исторических типов.

Культурно-исторические типы

9:47
  • Данилевский выделил 13 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийский и др.
  • Каждый тип вносит свой вклад в общую сокровищницу истории.

Органическая метафора

12:41
  • Данилевский ввел органическую метафору, сравнивая цивилизации с однолетними растениями.
  • Цивилизации развиваются, плодоносят и умирают, подчеркивая их уникальность и непостоянство.

Жизненный цикл цивилизаций

13:41
  • Цивилизации рассматриваются как целостности с жизненным ритмом.
  • Прогнозирование будущего цивилизаций часто фокусируется на их жизненном цикле.
  • Исторические эмпирические данные не подтверждают гипотезы о четком ритме развития и упадка цивилизаций.

Примеры цивилизаций и их упадка

14:40
  • В европейской и средиземноморской зонах множество цивилизаций были разрушены варварами.
  • Примеры: египетская, вавилонская, ассирийская, персидская, греческая цивилизации.
  • На Дальнем Востоке варварские завоевания не привели к замене старых цивилизаций.

Континуитет цивилизаций

15:40
  • Китайская и индийская цивилизации пережили жесточайшие завоевания, но сохранили свои основы.
  • Китай сегодня является динамичной и влиятельной силой.
  • Египетская и месопотамская цивилизации прожили дольше, чем предполагали их сроки.

Концепция Данилевского

16:38
  • Данилевский не вычислял сроки упадка цивилизаций, а полагал, что каждая цивилизация вносит вклад в общечеловеческое развитие.
  • Культурно-исторические типы могут существовать долго, не принося принципиально нового.
  • Концепция Данилевского была воспринята славянофилами как теоретический фундамент для возрождения русской культуры.

Влияние Достоевского

17:36
  • Достоевский поддерживал идею русского цивилизационного суверенитета.
  • Он писал о важности самобытности и высокомерия для великих наций.
  • Достоевский подчеркивал, что русские могут принести новый свет миру при условии самобытного развития.

Вклад Леонтьева

19:33
  • Леонтьев продолжил развитие идей Данилевского, выделяя фазы развития культур.
  • Он описал фазы: первичная простота, цветущая сложность, вторичное упрощение и смешение.
  • Леонтьев критиковал средний европейский идеал общечеловечности.

Эстетический взгляд на цивилизацию

21:31
  • Леонтьев рассматривал цивилизацию как эстетический феномен.
  • Форма и стиль цивилизации являются деспотизмом внутренней идеи.
  • Леонтьев подчеркивал абсолютный деспотизм формы.

Византизм и славянство

23:25
  • Леонтьев видел своеобразие России в византизме, а не в славянизме.
  • Византизм характеризуется самодержавием, христианством с определенными чертами и нравственным идеалом.
  • Византизм отвергает идею всечеловечества и земного всеравенства.

Византизм и самодержавие

26:22
  • Византизм и самодержавие сыграли ключевую роль в создании Великой Империи в России.
  • Церковь и Царь глубоко проникли в русскую жизнь и общество.
  • Византизм органически сопряжен с родовой монархией и православием.

Влияние византизма на Русь

27:21
  • Византизм сплотил полудикую Русь и дал силу перенести татарский погром.
  • Византийские идеи и чувства помогли Руси в борьбе с Польшей, Швецией, Францией и Турцией.
  • Православие скрепило Малороссию и проникло во весь русский общественный организм.

Предательство православия

29:17
  • Греки, поддерживая украинский церковный раскол, проявили высокомерие и зависть к России.
  • Их решение прилепиться к враждебной России западной силе обернулось против них.
  • Леонтьев был бы возмущен таким предательством.

Русский русоцентризм

30:15
  • Леонтьев настаивал на важности русского начала и культурного типа.
  • Православие, византизм и самодержавие определяют русскую народность.
  • Задача русской политики – укрепление этих начал и противостояние глобализации.

Политическая утопия Леонтьева

32:10
  • Государство должно быть сложным, крепким и сословным.
  • Церковь должна быть независимой и властной.
  • Быт должен быть поэтичным и разнообразным, законы строгими, а люди добрыми.

Критика Данилевского

33:10
  • Император Александр III и Николай II поддерживали цивилизационное своеобразие России.
  • Владимир Соловьев критиковал Данилевского за концепцию цивилизационного суверенитета.
  • Соловьев пытался дискредитировать Данилевского, обвиняя его в плагиате.

Обвинения в плагиате

35:04
  • Соловьев фальсифицировал текст немецкого историка Рюкерта, приписывая ему цитаты Данилевского.
  • В 1950-е годы американский славист Роберт Макмастер доказал ложь Соловьева.
  • В 1920-е годы Освальд Шпенглер также подвергся обвинениям в плагиате у Данилевского и Леонтьева.

Цивилизационный подход

36:02
  • Идеи Данилевского о цивилизационном подходе закрепились в мировой общественной мысли.
  • Шпенглер интересовался русской культурой, но отрицал знакомство с Данилевским и Леонтьевым.
  • Обсуждение дальнейшего развития цивилизационного подхода будет продол