Курс повышения квалификации. РУМЦ СПО и БПОО ГАПОУ АО "Архангельский политехнический техникум"

YOUTUBE · 19.11.2025 09:45

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:37
  • В видео рассказывается о курсе повышения квалификации по инклюзивному профессиональному образованию, среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.
  • Разработчиками и организаторами программы являются ресурс на учебно-методический центр в системе среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Архангельской области на базе Архангельского политехнического техникума.

Содержание программы

1:30
  • Программа состоит из четырех модулей: нормативно-правовые аспекты организации инклюзивной среды, организация инклюзивной образовательной среды, этика и психология взаимодействия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, разработка адаптированных образовательных программ в профессиональных образовательных организациях.
  • Трудоемкость курса составляет 72 часа, обучение проводится с 9 по 19 октября.
  • По окончании обучения слушатели получат удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Обратная связь и взаимодействие

9:18
  • В рамках курса предусмотрена обратная связь через форум и чат.
  • В случае возникновения вопросов, слушатели могут задать их в режиме открытого микрофона или через чат.

Введение

11:34
  • Сергей Александрович представляет коллегу, Ирину Сергеевну, которая будет говорить об организации инклюзивной среды с точки зрения нормативно-правовых аспектов.

Понятие инклюзии и инклюзивного образования

13:08
  • Ирина Сергеевна объясняет, что инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа для всех обучающихся с учетом их особых потребностей и индивидуальных возможностей.
  • Она отмечает, что инклюзивное образование не означает, что все дети с особенностями должны учиться в общеобразовательных учреждениях, а скорее предоставляет право выбора места обучения, где будут созданы необходимые условия.
  • Ирина Сергеевна также упоминает статью Олега Смолина, представителя системы образования, под названием "Инклюзия или профанация", в которой он обсуждает отношение к инклюзии и ее эффективность.

Категории детей, нуждающихся в инклюзивном образовании

19:42
  • Ирина Сергеевна говорит о том, что понятие лиц, нуждающихся в инклюзивном образовании, является широким и включает в себя детей-мигрантов, которые не владеют русским языком и имеют интеллектуальные нарушения.
  • Она подчеркивает, что инклюзивное образование предоставляет право выбора места обучения, где будут созданы необходимые условия для каждого ребенка.

Статус инвалидности и ОВЗ

20:00
  • Статус инвалидности присваивается только детям до 18 лет, в то время как статус ОВЗ может быть присвоен детям и взрослым.
  • Статус ОВЗ присваивается на основании заключения ПМПК, которое должно содержать информацию о специальных условиях обучения и адаптации учебной программы.

Проблемы с учебниками и учебными пособиями

30:00
  • Автор отмечает, что на уровне школы существует проблема с учебниками и учебными пособиями для лиц с ОВЗ, особенно для детей с нарушениями зрения, слуха и умственного развития.
  • На уровне СПО ситуация с учебниками и пособиями лучше, но все еще есть проблемы с адаптацией учебных материалов.

Категории детей с ОВЗ

30:40
  • В видео рассматриваются восемь категорий детей с ОВЗ: дети с умственной отсталостью, нарушением слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, нарушением аппарата, тяжелыми множественными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития.
  • Автор подчеркивает, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи уменьшается, а количество детей с задержкой психического развития возрастает.

Заключение ПМПК

31:17
  • В видео обсуждается заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которое является обязательным для перевода ребенка на адаптированную программу обучения.
  • Автор обращает внимание на то, что заключение ПМПК действительно на уровень получения образования и должно быть предоставлено родителям на руки.

Виды коррекционной помощи

32:12
  • В видео рассказывается о видах коррекционной помощи, которые могут быть предоставлены детям с ОВЗ: тьютор, дефектолог, логопед, психолог и другие специалисты.
  • Автор подчеркивает, что заключение ПМПК должно указывать на необходимость предоставления ребенку той или иной коррекционной помощи.

Заключение

35:53
  • В видео подчеркивается, что на сегодняшний день существует восемь категорий детей с ОВЗ, и их количество может меняться со временем.
  • Автор призывает обратить внимание на уровень образования, на который было выдано заключение ПМПК, и на то, что заключение действительно на этот уровень.

Категории детей с ОВЗ

38:10
  • Видео обсуждает различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая умственно отсталых, детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушением речи.
  • Умственно отсталые дети имеют необратимое состояние, вызванное органическим повреждением головного мозга, и их интеллектуальные нарушения являются наиболее серьезными.
  • Дети с ЗПР могут догнать своих сверстников после коррекционной помощи, но некоторые из них не могут этого сделать.
  • Дети с нарушением речи могут иметь проблемы с устной и письменной речью, такие как дислексия, дисграфия и дизорфография.

Особенности обучения детей с ОВЗ

45:00
  • Видео подчеркивает, что дети с ОВЗ могут испытывать трудности в обучении, особенно в математике, иностранном языке и русском языке.
  • Они могут быть эмоционально незрелыми, несамостоятельными и иметь ограниченный запас знаний и представлений.
  • Дети с нарушением зрения могут иметь проблемы с овладением образовательной программы, если их зрение мешает этому.

Категории детей с ограниченными возможностями

48:48
  • Видео начинается с обсуждения различных категорий детей с ограниченными возможностями, включая тотально слепых, слабовидящих, детей с косоглазием и амблеопией, а также детей с нарушением слуха.
  • Автор подчеркивает, что тотально слепых детей практически нет, и слабовидящие встречаются чаще.

Особенности детей с косоглазием и амблеопией

49:39
  • Косоглазие и амблеопия могут вызывать трудности в восприятии пространства и ориентации в нем.
  • Если косоглазие не корригировано, это может привести к снижению остроты зрения.

Особенности детей с нарушением слуха

51:21
  • Глухие дети не могут овладеть устной речью без специальной помощи.
  • Глухие и слабослышащие дети могут быть обучены устной речи, но им нужно обеспечить определенные условия для обучения.

Особенности детей, перенесших кохлеарную имплантацию

53:18
  • Дети, перенесшие кохлеарную имплантацию, могут учиться и адаптироваться к жизни, если им обеспечить определенные условия и адаптацию программы.

Категории детей с ОВЗ

54:14
  • Видео обсуждает различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, детей с расстройствами аутистического спектра, детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и детей с нарушениями слуха.
  • Важно отметить, что не существует прямой зависимости между тяжестью нарушения и тяжестью интеллектуального нарушения.

Создание условий для обучения

56:10
  • Педагогические работники обязаны создавать условия для обучения каждого ребенка, включая детей с ОВЗ.
  • Родители также несут ответственность за обучение своих особых детей.

Инклюзивная образовательная среда

1:02:41
  • Инклюзивная образовательная среда должна быть создана для того, чтобы обеспечить комфортные условия для всех участников образовательного процесса.
  • Создание инклюзивной образовательной среды является обязанностью педагогических работников и родителей.

Введение в инклюзивное образование

1:03:48
  • В видео обсуждается создание инклюзивной среды для подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социализация.
  • Рассматриваются принципы создания такой среды и трудности, с которыми сталкиваются специалисты.

Самостоятельная работа и глоссарий

1:10:07
  • Слушателям предлагается выполнить самостоятельную работу по составлению глоссария ключевых понятий, связанных с инклюзивным образованием.
  • Глоссарий поможет слушателям чувствовать себя комфортно при обсуждении тем, связанных с инклюзивным образованием.

Продолжение курса повышения квалификации

1:11:04
  • После перерыва будет продолжен курс повышения квалификации, на котором будут обсуждаться специальные условия для подростков с ОВЗ.
  • Слушатели могут задать вопросы или оставить комментарии по ходу курса.

Введение

1:21:43
  • Ирина Сергеевна представляет продолжение курса повышения квалификации по инклюзивному образованию.

Нормативное правовое обеспечение

1:22:51
  • Ирина Сергеевна рассказывает о международных документах, федеральных и региональных документах, а также локальных актах, которые регулируют процесс обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
  • Закон об образовании и некоторые аспекты подзаконных актов являются основополагающими документами, а практические аспекты рассматриваются на примере адаптированных образовательных программ.

Обеспечение равного доступа к образованию

1:29:14
  • Ирина Сергеевна обсуждает статью 3 закона об образовании, которая гарантирует равный доступ к образованию для всех обучающихся.
  • Она также подчеркивает важность обеспечения права на образование в течение всей жизни и предоставления бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Сопровождение и психолого-педагогическая помощь

1:32:52
  • Ирина Сергеевна обращает внимание на статью 42 закона об образовании, которая детально описывает, какая психолого-педагогическая, медико-социальная помощь должна быть предоставлена в образовательных организациях.
  • Она подчеркивает важность предоставления условий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, включая работу дефектолога, специального психолога и других специалистов.

Обсуждение закона об образовании

1:34:27
  • В законе об образовании есть отдельная статья, посвященная образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • В этой статье говорится о том, что обучение детей с ОВЗ должно осуществляться по адаптированным основным общеобразовательным программам, которые должны быть прописаны в образовательных программах.

Инклюзия и обучение детей с ОВЗ

1:35:25
  • Инклюзия - это не закрытие всех учебных групп, а предоставление выбора: учиться вместе со всеми или в отдельных группах.
  • На уровне дошкольного и начального образования лучше создавать отдельные группы и классы для детей с ОВЗ.

Профессиональное обучение и образование

1:37:49
  • Закон об образовании предусматривает профессиональное обучение для лиц, не имеющих аттестата, в том числе для выпускников коррекционных школ.
  • Для таких лиц могут быть созданы отдельные учебные группы или они могут учиться вместе со всеми.

Наполняемость учебных групп и рекомендации

1:40:05
  • В законе об образовании не указано, сколько детей с ОВЗ может быть в одной учебной группе, поэтому рекомендуется объединять детей с похожими нарушениями.
  • Для детей с тяжелыми нарушениями рекомендуется создавать отдельные учебные группы.

Переобучение и образование после получения инвалидности

1:44:09
  • Закон об образовании предусматривает возможность бесплатного переобучения для лиц, получивших инвалидность после получения среднего профессионального образования.

Рекомендации ПМПК

1:45:39
  • ПМПК дает рекомендации на уровень образования, но не может перевести ребенка на адаптированную программу без согласия родителей.
  • Родители должны написать заявление о переводе на адаптированную программу и создании необходимых условий в соответствии с рекомендацией ПМПК.

Поступление в колледж

1:47:03
  • При поступлении в колледж абитуриенты с инвалидностью могут создавать дополнительные условия, если предоставят документы (заключение ПМПК или справку об инвалидности).
  • Условия должны быть созданы на основании заявления абитуриента и действующего документа.

Создание условий при поступлении

1:50:30
  • В заявлении абитуриента должна быть указана потребность в создании условий при проведении вступительных испытаний.
  • Условия должны быть зафиксированы и прописаны на основании действующего документа.

Обсуждение нормативно-правовой базы

1:52:32
  • В видео обсуждается документ, выпущенный в 2020 году, который определяет приоритетные направления развития образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
  • Упоминаются проблемы, связанные с профориентацией, психолого-педагогическим сопровождением и эффективностью трудоустройства.

Самостоятельная работа

1:58:13
  • В видео предлагается выполнить самостоятельную работу, связанную с изучением действующей нормативно-правовой документации в сфере образования.
  • Задача состоит в том, чтобы собрать и систематизировать информацию о действующих документах, отражающих право обучающихся с ОВЗ на доступное и качественное образование.

Практическое занятие

2:11:05
  • В видео начинается практическое занятие, на котором обсуждаются особенности организации обучения лиц с ОВЗ по программам СПО.
  • Будут рассмотрены ключевые аспекты, связанные с организацией обучения, и изучены соответствующие документы.

Изменения в системе образования

2:12:38
  • В системе образования произошли изменения, связанные с переходом от основных образовательных программ к федеральным адаптированным программам.
  • Теперь обучающиеся с умственной отсталостью могут быть дифференцированы на три уровня: средний, умеренный и тяжелый.

Рекомендации по обучению

2:16:00
  • Рекомендовано пролонгировать обучение у обучающихся с умственной отсталостью на уровне девятого класса.
  • В стандарте начального общего образования пропали дети с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата и умственной отсталости.

Федеральные программы и внеклассная деятельность

2:19:35
  • Введены федеральные программы воспитания и федеральные рабочие программы по воспитанию.
  • Внеклассная деятельность должна быть ориентирована на профессиональный минимум и программы профориентации.

Важность документов для СПО

2:21:32
  • Изменения в системе общего образования могут повлиять на систему среднего профессионального образования.
  • Важно обращать внимание на документы, регламентирующие процесс обучения по программам СПО.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

2:22:27
  • В новом порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам профессионального образования не так много изменений, но есть некоторые нововведения.
  • В разделе "Организация процесса образования" выделены особенности организации образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Адаптированные образовательные программы

2:24:18
  • Обучение лиц с ОВЗ должно осуществляться по адаптированным образовательным программам, которые разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого студента.
  • Статус инвалидности и статус ОВЗ могут сочетаться у одного студента, и в этом случае адаптированная программа должна учитывать рекомендации, указанные в программе реабилитации.

Специальные условия для обучения

2:28:14
  • В программах среднего профессионального образования должны быть созданы специальные условия, такие как специальные программы, методы обучения и воспитания, учебные пособия, технические средства, ассистент, индивидуальные и групповые занятия, а также обеспечение других условий, без которых невозможно или затруднено обучение.
  • Конкретные условия для каждого студента должны быть прописаны в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Адаптация образовательных программ

2:30:58
  • В случае необходимости, образовательные организации могут рекомендовать студентам с ОВЗ рассмотреть вопрос о повторном обучении или переходе на другую образовательную программу через адаптированную программу, разработанную с учетом конкретных условий и рекомендаций ПМПК.

Особенности организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

2:34:08
  • В законе об образовании и порядке среднего профессионального образования допускается обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья как в отдельных группах, так и совместно с другими студентами.
  • Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе должна быть не более 15 человек.

Предоставление бесплатных учебных пособий

2:36:12
  • При получении среднего профессионального образования все студенты с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены бесплатными учебными пособиями, такими как специальные учебники, учебные материалы и аудио- и видеоматериалы.

Услуги сурдопереводчиков

2:38:38
  • В каждом субъекте Российской Федерации должно быть отделение всероссийской организации глухих, в штате которого должны быть сурдопереводчики, предоставляющие бесплатные услуги для глухих студентов.
  • В случае необходимости, образовательные организации могут также воспользоваться услугами сурдопереводчиков из отделения всероссийской организации глухих.

Тифлосурдопереводчики

2:40:30
  • Тифлосурдопереводчики - редкая специальность, которая занимается переводом для слепых и глухих студентов.
  • Образовательные организации могут также воспользоваться услугами тифлосурдопереводчиков из отделения всероссийской организации слепых.

Обсуждение документов и локальных актов

2:42:52
  • Видео обсуждает документы, которые регулируют организацию и осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения, включая обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Отмечается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать условия для получения образования всеми лицами с ОВЗ.

Локальные акты и их значение

2:50:47
  • Видео обсуждает рекомендуемые локальные акты, которые могут быть использованы в образовательных организациях, включая положение об организации инклюзивного образования и положение о разработке и реализации адаптированных программ.
  • Отмечается, что локальные акты должны утверждаться приказами и быть гибкими, чтобы адаптироваться к изменениям в законодательстве и потребностям обучающихся.

Введение

2:51:00
  • В видео обсуждаются изменения в законодательстве, касающиеся обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • В частности, речь идет о разработке адаптированных образовательных программ, рабочих программ и должностных инструкций для специалистов системы сопровождения.

Адаптированные образовательные программы

2:52:00
  • Адаптированные образовательные программы должны быть разработаны на основании федеральных государственных образовательных стандартов и примерных адаптированных образовательных программ.
  • В случае необходимости, адаптированные образовательные программы могут быть разработаны на основе федеральных образовательных программ.

Рабочие программы и должностные инструкции

2:53:41
  • Рабочие программы должны быть разработаны с учетом особенностей обучения студентов с ОВЗ.
  • Должностные инструкции специалистов системы сопровождения должны учитывать работу с адаптированными образовательными программами и создание специальных условий для обучения студентов с ОВЗ.

Положение о консилиуме и паспорт доступности

3:00:32
  • В образовательной организации должно быть положение о консилиуме, включающее специалистов, которые взаимодействуют с студентами с ОВЗ.
  • Также должен быть паспорт доступности зданий и сооружений для всех субъектов образовательных отношений.

Локальные документы и система оплаты труда

3:01:58
  • Локальные документы, такие как положение о системе оплаты труда, должны учитывать сложность и трудность работы с студентами с ОВЗ.

Создание специальных условий для обучения

3:03:00
  • Создание специальных условий для обучения лиц с ОВЗ включает в себя разработку адаптированных программ, удлиненный отпуск и дополнительные преференции.
  • В системе СПО существуют дополнительные документы, которые могут быть полезны для создания специальных условий для обучения.

Разработка и реализация адаптированных программ

3:09:00
  • В системе СПО адаптированные программы являются обязательными документами, которые должны быть разработаны и реализованы.
  • Важно отметить, что адаптированные программы должны быть представлены на сайте образовательной организации.

Обсуждение индивидуальных учебных планов

3:12:32
  • В видео обсуждается процесс разработки индивидуальных учебных планов для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.
  • В коррекционных школах около 40% детей обучаются по индивидуальным учебным планам, разработанным врачебной комиссией.

Разработка индивидуальных учебных планов

3:13:27
  • В видео обсуждаются сложности разработки индивидуальных учебных планов, связанные с перезачетами и особенностями обучения детей с инвалидностью.
  • Рекомендуется изучить методическое письмо по разработке индивидуальных учебных планов для 5-9 классов.

Локальные акты и их содержание

3:15:22
  • В видео обсуждаются локальные акты, которые могут быть разработаны для организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Рекомендуется использовать образцы документов, предложенные коллегами из Архангельского политехнического техникума и других организаций.

Сопровождение студентов с ОВЗ

3:17:19
  • В видео подчеркивается важность сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, так как без него эффективность обучения будет низкой.
  • Рекомендуется разработать документы, касающиеся системы сопровождения студентов с ОВЗ.

Обсуждение документов по инклюзивному образованию

3:18:05
  • В понедельник будет подробно обсуждаться содержание документов по инклюзивному образованию, включая локальные акты и соглашения.
  • Важно создать консилиум и обеспечить его работу, а также разработать план графика и протокол заседания.

Соглашения между РУМЦ и ПМПК

3:19:01
  • Рекомендуется создать соглашение о сотрудничестве между РУМЦ и ПМПК для взаимодействия и методической помощи.
  • В обычных профессиональных образовательных организациях соглашения с ПМПК могут быть необязательными.

Работа с лицами старше 18 лет

3:20:52
  • ПМПК должны обследовать всех детей до завершения обучения, включая взрослых.
  • Возможно создание соглашения для сопровождения лиц старше 18 лет.

Должностные инструкции и инструкции по организации обучения

3:21:44
  • Должны быть назначены руководители службы сопровождения и разработаны должностные инструкции для специалистов.
  • Необходимо обеспечить медицинское сопровождение и консультативные услуги для лиц с инвалидностью.

Нормы по организации получения образования

3:22:44
  • Все эти нормы уже заложены в предыдущих документах, таких как положение о приеме, промежуточная аттестация и другие.
  • Важно контролировать, чтобы в документах была отражена помощь лицам с инвалидностью.

Введение

3:23:00
  • В видео обсуждается тема инклюзивного образования и его значение для развития общества.
  • Рассматриваются основные категории, которые включаются в инклюзивное образование, и их особенности.

Рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды

3:24:12
  • Ирина Сергеевна рекомендует использовать методическое пособие, разработанное по запросу Министерства просвещения РФ.
  • Пособие содержит рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды и чек-листы для оценки текущего состояния образовательной организации.

Завершение первого дня работы

3:28:13
  • Ирина Сергеевна благодарит слушателей за активное участие и предлагает задавать вопросы в режиме реального времени.
  • Материалы курса повышения квалификации будут доступны на странице курса после завершения работы.

Переход к следующему учебному модулю

3:30:04
  • Завтра будет рассмотрена тема методического сопровождения организации образовательной деятельности для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  • Подключение к видеоконференции рекомендуется осуществить заранее, чтобы избежать технических проблем.