Скромные Парни Варезной Сцены. Часть 1

YOUTUBE · 19.11.2025 09:45

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Видео является первой частью из двух и содержит базовую информацию о компьютерном пиратстве.
  • Автор предупреждает, что тема может показаться неинтересной, но обещает раскрыть её с новой стороны.
  • Подчёркивается, что пиратство — это не просто явление, а агрессивная среда с правилами и конкуренцией.

Влияние пиратского сообщества

0:58
  • Пиратское сообщество оказало значительное влияние на компьютерную среду, оставаясь при этом андеграундным.
  • Многие вещи, которые мы считаем обычными, произошли от пиратов.

Терминология и история

1:55
  • Сленговое слово «вейрз» происходит от «софт вейер» и обозначает пиратскую продукцию.
  • Варезная сцена — это сообщество, создающее и распространяющее пиратский контент.

Digital art и демо-сцена

2:53
  • В пиратском сообществе 80–90-х появилось множество видов цифрового искусства.
  • Демо-сцена стремилась создать красивые графические видеоролики на слабом железе.

Соревновательный дух

4:47
  • Соревновательный дух был главной мотивацией для создания контента на варезной сцене.
  • Пираты стремились обогнать конкурентов и сделать свои релизы более качественными.

Расцвет варезной сцены

6:39
  • Расцвет сцены пришёлся на платформы Apple II, Spectrum, Commodore 64, Amiga и IBM PC.
  • Пираты часто действовали в группах, например, Билл Гилберт сотрудничал с другими варезниками.

Известные группы

7:37
  • Группа Skidrow обнародовала метод взлома защиты Denuvo.
  • Другие известные группы: Z, Humble, Gays, Calista, Razer 1911, Conspiracy, Code Ergi, Catalyst, Relo, Ruter.
  • Репакеры упаковывают взломанные продукты в удобные установщики.

Хакеры и кракеры

8:37
  • Хакеры — высококвалифицированные специалисты, которые создают, а не взламывают.
  • Кракеры используют никнеймы и наносят убытки производителям софта.
  • Многие профессионалы учились на пиратских программах, что вызывает споры о их роли в современном обществе.

Участники релиз-групп

10:33
  • Участники релиз-групп назывались мемберами.
  • Аудитория делилась на «лит» и «паблик» хакеры и ламеры.
  • «Лит» — это сленг, основанный на замене букв символами и цифрами.

Сегрегация и цели «лита»

11:30
  • Сегрегация между «кул-хакерами» и «нормой быдлом» была агрессивной.
  • «Элита» создавала пиратскую продукцию и имела высокие привилегии.
  • «Ламеры» потребляли контент для развлечения.
  • «Лит» изначально использовался для обхода модерации и криптографического обмена данными.

История интернета и BBS

12:38
  • Интернет предшествовал BBS Bulletin Board System.
  • BBS были популярны в начале 80-х — середине 90-х.
  • Подключение к BBS осуществлялось через модем и телефонную связь.

Технические аспекты BBS

13:55
  • Модемы позволяли подключаться к BBS по телефонной сети.
  • Скорость соединения была медленной, а подключение дорогим.
  • Мульти-нодовая система позволила подключать несколько человек одновременно.

Роль системного оператора

15:53
  • Системный оператор SIOPS стремился иметь самую раскрученную доску.
  • Общение на BBS имело полуофициальный характер.
  • Пираты старались оставаться анонимными.

Развлечения и заработок на BBS

17:44
  • Текстовые ролевые игры были популярным развлечением.
  • Кракеры зарабатывали на продаже пиратского софта.
  • Аудиокассеты использовались для записи игр.

Финансовые аспекты BBS

18:43
  • Сиопы вкладывали деньги в поддержание работоспособности досок.
  • Влиятельные группы предпочитали продвинутые BBS.
  • Пиратство требовало финансовых вложений.

Арт-группы и ламеры

19:42
  • Арт-группы создавали фоновые заставки для досок.
  • Ламеры были главными потребителями контента.
  • Репакеры также играли важную роль в сообществе.

Пиратство до торрентов

20:39
  • До 1987 года пиратство на Apple II и Commodore было локальным.
  • C64 считается золотым временем пиратской сцены.
  • Появление программы CBB с протоколом X-Mode в 1986 году привело к массовому распространению пиратского софта.

Борьба с пиратством

22:03
  • Полиция арестовывала пиратов, если они пытались зарабатывать на взломанном софте.
  • Крупные компании, такие как Microsoft, доносили на нарушителей.
  • В начале 90-х компания Novel начала активно бороться с пиратством.

Законодательные меры

22:57
  • В 1993 году Novel арестовала владельца BBS-доски «Доктор».
  • Пираты отменили платный доступ к файлам и подписки после закрытия доски.
  • В 1997 году появился законопроект, запрещающий пиратство, если ущерб превышал тысячу долларов.

Переход на PC

25:03
  • В конце 80-х два пирата, Фебис Ферлоу и Кэндимен, перешли на платформу PC.
  • Они основали группу «Зе Хамбл Гайс».
  • На PC-сцене «Хамбл Гайс» столкнулись с низкой качеством релизов и медленной работой кракеров.

Конкуренция на PC-сцене

26:43
  • «Хамбл Гайс» принесли свои традиции соперничества на PC-сцену.
  • Их появление увеличило расходы других участников на содержание BBS.
  • «Хамбл Гайс» демонстрировали высокий уровень дизайна и скорости выпуска релизов.

Конкуренция между «Хамбл Гайс» и «Айн Си»

29:19
  • «Айн Си» следовали моральным принципам, в отличие от «Хамбл Гайс», которые использовали мошенничество.
  • «Хамбл Гайс» сдали полиции поставщиков игр для «Айн Си».
  • «Айн Си» ответили, слив игру с вирусом, который вызвал полицию.

Иерархия в «Хамбл Гайс»

31:15
  • В «Хамбл Гайс» существовала иерархия: от «Хамбл Плевка» до «Хамбл Мембера».
  • «Рабы» были курьерами и поставщиками игр.
  • «Хамбл Мемберы» включали основателей, системного оператора и неформального лидера команды «Слой-Лорд».

Ранговое разделение и анонимность

32:11
  • Ранговое разделение среди кракеров было сделано для сохранения анонимности.
  • Участники поддерживали дружеские отношения и встречались в реальной жизни.
  • Слайв-Лорд, владелец одной из лидирующих врезных BBS, усилил влияние команды.

Методы получения контента

33:04
  • Кракеры использовали свои рабочие места для получения контента раньше официального релиза.
  • Журналисты и ТВ-шоу получали игры для обзоров, а кракеры притворялись журналистами.
  • У команды были поставщики, которые передавали копии до официального выхода продукта.

Традиции и журналистика

34:02
  • Команда добавляла файлы с описанием к релизам, включая информацию о игре, разработчиках и кракерах.
  • Традиция добавления ридми-файлов сохранилась до сих пор.
  • Хамбл Гайс запустили онлайн-журнал «За Хамбл-Ревью».

Ричард Келтнер и его опыт

35:02
  • Ричард Келтнер начал с пиратства и продажи порно на VHS-кассетах.
  • Он основал свою пиратскую доску и добился ранга мембер в Хамбл Гайс.
  • Его роли включали сиопа, ассистента и релизера.

Влияние и популярность

35:59
  • Хамбл Гайс подарили геймерам классические игры, такие как «Принц Персии», «Кинг Квест», «Заминг», «Спайдермен» и «Хищник 2».
  • Популярность команды вышла на поверхность благодаря репортажу NBC.
  • Лейв Лорд ушёл из команды, чтобы избежать проблем с законом.

Изменения в сообществе

36:57
  • В начале 90-х появились новые перспективные кракеры и направления в сообществе.
  • Многие участники переосмыслили свою жизнь и решили прекратить кракинг.
  • Лайн Нойз, основатель IC, оставил кракинг и отправился учиться в колледж.

Судьбы участников

37:55
  • Ферлоу ушёл из команды, чтобы вернуться к нормальной жизни.
  • Келтнер стал христианином и ведёт канал, посвящённый христианству.
  • Дес Мастер отсидел шесть лет в тюрьме и завязал с криминальной деятельностью.

Последние судьбы участников

38:55
  • Пьер Баркет стал жертвой полицейского налёта в 1995 году.
  • Дэвид Джей Франсис, второй основатель Хамбл Гайс, скончался в 2006 году от сердечной недостаточности.

Новые тенденции

39:37
  • Сцена заполняется новыми демо-группами, которые проявляют художественный навык.
  • Наступает эпоха P2P-торрентов и репакеров.
  • Формируется свод правил сцены.