Александр Флоренский - про любимых художников, институции и митьков / АРТОБСТРЕЛ

YOUTUBE · 19.11.2025 09:26

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:19
  • Гость: Александр Флоренский, художник из Санкт-Петербурга, супруг Ольги Флоренской.
  • Тема интервью: искусство и коллекционирование.

Коллекционирование искусства

0:49
  • Флоренский начал коллекционировать искусство в 18-19 лет.
  • Предпочитает покупать работы у живых авторов, а не на вторичном рынке.
  • Примеры покупок: акварель Лапшина и картина Арефьева.

Оценка искусства

3:42
  • Флоренский считает, что хорошие художники низко оценивают свои работы.
  • Для него важно личное восприятие произведения, а не его стоимость.
  • Он предпочитает дружить с художниками, которые ему нравятся.

Влияние институций

5:35
  • Флоренский не интересуется художниками, работающими на одобрение институций.
  • Пример: художник Александр Пушбек Меликян, который уничтожал свои работы, если они нравились чужим людям.

Коллекция и вкус

8:32
  • Коллекция Флоренского собирается для подтверждения его правоты.
  • Он считает, что обладает абсолютным вкусом в оценке искусства.
  • Палитра художника может многое сказать о его мастерстве.

Материальная ценность и дарение произведений

11:05
  • Во время пандемии появилась группа "Шар и крест" в Facebook, где можно было купить произведения искусства за копейки.
  • Автор часто раздает свои работы после выставок, чтобы сохранить их целиком.
  • Музейные институции готовы брать работы целиком, что позволяет сохранить их в целости.

Влияние группы "Шар и крест"

13:54
  • Максим Боксер создал группу "Шар и крест", что привлекло внимание к покупке произведений искусства.
  • Многие люди, никогда не покупавшие искусство, начали интересоваться и покупать работы.
  • Это изменило восприятие искусства среди широкой аудитории.

Ощущение профнепригодности

16:31
  • Автор чувствует себя профнепригодным, когда видит работы других художников.
  • Это мотивирует его продолжать искать и находить что-то интересное.
  • Коллекция автора включает работы как признанных гениев, так и молодых художников.

Ученики и влияние

17:29
  • Автор считает своих учеников и учениц равноценными, так как они живые и подлинные.
  • Некоторые из его учениц, такие как Алиса Маслова и Юля Картошкин, стали известными художниками.
  • В Грузии автор повлиял на художественный процесс, познакомив местных художников с галереями.

Метод рисования

22:05
  • Автор часто делает несколько повторений одного и того же наброска или пейзажа.
  • Это напоминает каллиграфию и оттачивание навыков.
  • Автор не гонится за количественными показателями, а уничтожает неудачные работы.

Рисование карандашом

23:04
  • Автор предпочитает рисовать карандашом с резинкой, чтобы можно было исправлять ошибки.
  • В институте рисование вызывало у него ненависть, но дома он не считал себя неумехой.
  • После окончания института он решил попробовать рисовать обнаженные модели.

Поиск моделей

25:00
  • Автор дал объявление в интернете, чтобы найти моделей для рисования обнаженных.
  • Он гарантировал порядочность, оплату и место в истории искусства.
  • Несколько девушек откликнулись, и одна из них стала моделью для серии рисунков.

Процесс рисования

26:08
  • Автор рисовал каждую модель по три часа, меняя позы и одежду.
  • Он считает, что все рисунки вместе могут стать произведением искусства.
  • Автор использует различные методы, чтобы заставить себя рисовать, включая поездки и путешествия.

Объединение искусств

29:50
  • Автор считает, что у кино, живописи и театра есть общие законы построения.
  • В совместном проекте с Ольгой они создали произведение, включающее холсты, рисунки, мозаики и литературное произведение.
  • Автор пишет тексты, которые всегда связаны с конкретными событиями, и считает, что текст и живопись имеют схожие законы композиции.

Воспоминания о "митьках"

33:15
  • "Митьки" были важным периодом в молодости.
  • В 1984 году, когда это началось, автору было 24-25 лет.
  • Это был бескорыстный период без денег и известности.

Влияние перестройки

34:16
  • Перестройка и гласность разрешили "митькам" выставляться и путешествовать.
  • Начались выставки в Москве, Петербурге и других городах.
  • Появилась возможность публиковать книги без цензуры.

Проблемы неравенства

35:15
  • Начались споры о распределении денег и славы.
  • Автор выступал за равное распределение, но это не всегда соблюдалось.
  • В итоге, некоторые участники покинули группу из-за неравенства.

Современное восприятие "митьков"

36:11
  • Современные "митьки" испорчены пониманием ранних лет.
  • Исследователи могут не понять и не оценить ранние работы.
  • Образ "митьков" стал клоунским и коммерческим.

Общество любителей живописи

37:50
  • Автор создал общество любителей живописи и рисования.
  • Добавление "рисования" смягчает образ и показывает, что это не только живопись.
  • Общество включает людей, которые любят делать наброски и рисовать.

Проект "Артангар"

39:11
  • Проект "Артангар" на Соловках был закрыт из-за скандала с видео.
  • Фестиваль проходил вокруг ангара, рисунки пришпиливали на стены.
  • Автор был приглашен на фестиваль и пригласил своего друга Ивана Сотникова.

Путешествие на Соловки

40:46
  • Иван, художник и священник, отправился на Соловки.
  • Они планировали фотографировать и рисовать все, что увидят.
  • На Соловках они встретили других участников, которые делали перформансы и инсталляции.

Идея фестиваля

41:41
  • Иван предложил создать фестиваль антиактуального искусства.
  • Они обсуждали название фестиваля и решили назвать его "Фестиваль неактуального искусства".
  • В тот же день они придумали, куда поедут на следующее лето.

Поездка в Ферапонтово

42:53
  • Они арендовали микроавтобус и поехали в Ферапонтово.
  • В музее они сделали отчетную выставку своих работ.
  • После этого они отправились в Норильск, где также провели выставку.

Участие в фестивалях

44:42
  • Они участвовали в фестивалях в Норильске и Красноярске.
  • В Красноярске они получили гран-при за фильм "Трофейные фильмы".
  • После смерти Ивана, их деятельность прекратилась.

Совместное творчество с Ольгой

47:35
  • Они совмещали различные медиа: живопись, фотографию, видео, инсталляции и графику.
  • Их работы выставлялись в институциях современного искусства.
  • Они старались жить своей жизнью и не просить о помощи.

Независимость молодых художников

52:59
  • Молодым художникам сложно быть независимыми.
  • Они должны выставлять свои работы в социальных сетях и делать выставки.
  • Участие в скромных выставках может быть более эффективным, чем участие в крупных ярмарках.

Арт-ярмарки и салоны

54:41
  • Рихард Вас не был на арт-ярмарках, как и Сезан.
  • В XIX веке были парижские салоны, где лучшие места занимали известные художники.
  • Импрессионистов долго не брали на выставки, но постепенно их начали признавать.

Независимые выставки и кураторы

55:40
  • Импрессионисты выставлялись в фотоателье и независимых салонах.
  • Куратор Барнс купил все картины Хайма Сутина, что сделало его богатым.
  • Галерея Боровского была неудачником, но Барнс изменил его жизнь.

Поп-арт и абстрактный экспрессионизм

57:38
  • Поп-арт появился как противовес абстрактному экспрессионизму.
  • Абстрактные экспрессионисты считали поп-арт циничным и наглым.
  • Поп-арт и абстрактный экспрессионизм существовали параллельно.

Современное искусство и его восприятие

59:28
  • Современное искусство часто воспринимается как ерунда.
  • Марат Гельман ответил на критику, что искусство нужно понимать с первой серии.
  • Современное искусство часто устаревает и теряет ценность.

Примеры великих художников

1:02:01
  • Франческа Вудман, покончившая с собой в 22 года, стала важной фигурой в мировой фотографии.
  • Мирослав Тихий, снимавший на самодельные камеры, оказался гениальным фотографом.
  • Любовь и подлинность спасают произведения от забвения.

Заключение и советы

1:07:42
  • Любовь и искренность в искусстве важнее формальных ценностей.
  • Не стоит учить молодых художников, как жить, лучше делиться опытом.
  • Подписывайтесь на канал и делитесь видео, чтобы пропагандировать хорошее искусство.