22.01.2021 Курдюмова И.М.

YOUTUBE · 19.11.2025 09:08

Ключевые темы и таймкоды

Введение в проблемы образования

0:00
  • Образование рассматривается как консервативная социальная система, но сталкивается с серьёзными проблемами.
  • Нерешение проблем образования может привести к рискам для экономического роста и социального прогресса.
  • В странах ЕС уделяется большое внимание разработке образовательной политики.

Роль Европейской комиссии

0:42
  • Европейская комиссия разработала модель образовательной политики 2020 для усиления кооперации между странами ЕС.
  • Комиссия поддерживает национальные усилия через работу с рабочими группами экспертов и обмен информацией.
  • Проводятся форумы и саммиты по образованию.

Задачи модели образования 2020

2:39
  • Модель направлена на обучение в течение жизни и мобильность.
  • Улучшение качества и эффективности образования.
  • Продвижение справедливости, социального единства и активной гражданственности.
  • Усиление креативности и инноваций, включая обучение предпринимательству.

Приоритетные области развития образования

4:17
  • Развитие ключевых компетенций для обучения в течение жизни.
  • Перестройка учебных планов и программ, поддержка подготовки персонала школ.
  • Улучшение поддержки учащихся со специальными потребностями, включая иммигрантов.
  • Сокращение раннего ухода из школ.
  • Поддержка учителей и школьных лидеров.

Социальная справедливость через образование

5:08
  • Системы образования должны стремиться к высоким достижениям и справедливости.
  • Социально-экономическая основа сильно влияет на академические результаты учащихся.
  • Мигранты негативно влияют на учебные достижения, особенно в чтении.
  • Сокращение числа неуспевающих соответствует целям развития европейского региона.

Ключевые компетенции и базовые умения

7:25
  • Ключевые компетенции включают знания, умения и отношения.
  • Восемь ключевых компетенций: грамотность, мультилингвизм, математическая и естественно-научная компетенция, технологии и инженерия, цифровая компетенция, персональная и социальная компетенция, умение учиться, гражданственность и предпринимательство.
  • Базовые умения: математическая грамотность, чтение, владение ИКТ и языками.

Рекомендации ЕС и европаспорт навыков

12:59
  • ЕС одобрил рекомендации по ключевым компетенциям для обучения в течение всей жизни.
  • Разработан европаспорт навыков и общая европейская классификация квалификации.
  • В классификации более тысячи востребованных навыков.

Гибкие навыки

14:51
  • Рефлексия: способность анализировать свои мысли, эмоции и реакции.
  • Коммуникативные способности и договороспособность: признание ценности другого человека и умение находить точки соприкосновения.
  • Умение учиться: навык работы с информацией, командной работы и привлечения ресурсов группы.

Образовательные инновации

17:24
  • Образовательные инновации — это процедуры или методы, значительно отличающиеся от установленной практики и повышающие эффективность в соревновательном окружении.
  • Цель инноваций — создание оптимальной образовательной, организационной, научной и административной среды.

Влияние инноваций на образование

18:19
  • Инновации побуждают организации внедрять новые подходы, основанные на интересах потребителей образовательных продуктов.
  • Изменения в системе образования могут индивидуализировать образовательный процесс.
  • Инновации способствуют усилению равенства и справедливости в образовании.

Типы инноваций

20:14
  • Продуктные инновации: внедрение новых или значительно усовершенствованных продуктов или видов обслуживания.
  • Процессные инновации: внедрение новых или значительно улучшенных методов распространения продуктов.
  • Маркетинговые инновации: внедрение новых методов маркетинга.
  • Организационные инновации: внедрение новых методов организации на рабочем месте или во внешних связях.

Педагогические, научные и технологические инновации

21:25
  • Педагогические инновации: изменения в стиле преподавания и организации образовательного процесса.
  • Научные и методологические инновации: обновление содержания образовательных программ.
  • Технологические инновации: использование новых учебных технологий, таких как онлайн-обучение и дистанционное обучение.

Различие между инновациями, реформами и изменениями

23:00
  • Инновации всегда предлагают новшества, в отличие от реформ и изменений, которые могут быть существенными или не очень.
  • Реформы представляют собой структурированный и сознательный процесс внесения изменений, инициируемый сверху.

Источники инноваций

23:48
  • Источники инноваций: наука, потребности и способности педагога, организация процесса, информационные и коммуникационные технологии.
  • Научная позиция: образование стоит на пороге научной революции.
  • Гуманистическая позиция: педагогическое знание основано на эмпирическом подходе и мнениях экспертов.

Влияние науки на образование

25:33
  • Когнитивная психология, социальная и поведенческая наука, нейронаука и другие дисциплины помогают лучше понять человеческое учение.
  • STEM-подход к обучению: междисциплинарный и прикладной подход, внедряемый на государственном уровне.
  • Исследования психологов и нейронаук помогают отслеживать проблемы системы обучения и предлагать решения.

Влияние пандемии на образование

29:19
  • Пандемия усилила интерес к цифровым технологиям, повысив инновационный потенциал обучения.
  • Цифровая трансформация облегчает взаимодействие между отделами школ и сокращает время и стоимость предоставления услуг для учащихся.
  • Удаленная работа позволяет создавать цифровую инфраструктуру для отслеживания производительности и устранения узких мест.

Будущее образования

31:05

Управление знаниями в школе

33:28
  • Акцент на управлении знаниями на входе и выходе.
  • Горизонтальные сети усиливают обмен между школами.
  • Инновационные школы могут сохранять конкурентные преимущества, делиться инновациями через сети или свободно распространять знания.

Инновационная педагогика

34:38
  • Новые теории и практики обучения и оценивания.
  • Интеграция онлайн-обучения в образовательные программы.
  • Технологии виртуальной и дополненной реальности становятся доступнее.

Сетевое обучение

36:41
  • Ограниченный доступ к интернету в сельских районах.
  • Офлайн-обучение для коллаборации и поддержки разговора.

Электронный спорт

37:25
  • Соревновательные видеоигры через интернет.
  • Использование в физическом образовании для понимания движений.

Искусственный интеллект

38:11
  • Умные системы преподавания и автоматизированная оценка.

Большие идеи

38:48
  • Концепции, объясняющие явления в естественных науках, математике и гуманитарной сфере.
  • Осмысленная и интересная учёба.

Требования к инновациям в ЕС

39:31
  • Смешанная политика для проведения инноваций.
  • Стратегия инклюзивного обучения.
  • Мотивация учителей к созданию новых знаний.

Компетентностно-ориентированный подход

41:34
  • Проекты, искусства, экспериментальное обучение.
  • Коллаборация с заинтересованными участниками.
  • Развитие компетенций в разнообразных учебных средах.

Поддержка педагогов

43:41
  • Развитие софт-скиллов у педагогов.
  • Профессиональные сообщества и обмен практиками.

Реформы в образовании

44:54
  • Реформы как источник инноваций.
  • Копенгагенский процесс и его влияние на профессиональную подготовку педагогов.
  • Новые функции и роли педагогов.

Пример Италии

47:58
  • Инициатива «Порта Футура» для снижения безработицы среди молодёжи.
  • Проблемы доступа к рынку труда и социальной инклюзии.
  • Несоответствие между спросом и предложением на рынке труда.

Минимизация риска выпадения из рынка труда

49:53
  • Совершенствование способов обучения и подготовки.
  • Развитие подготовки в наиболее востребованных областях.
  • Поддержка политики наведения мостов между рынком труда и системой профессиональной подготовки.
  • Обучение в течение жизни для обеспечения граждан необходимыми знаниями и умениями.

Стратегия «Европа-2020» и «Порта Футура»

50:31
  • «Порта Футура» символизирует открытую дверь в профессиональное будущее молодёжи.
  • Стратегия усиливает умную, инклюзивную и постоянную модель роста.
  • Умная модель нацелена на поддержку знаний и инноваций, инклюзивная — на усиление участия в рынке труда, постоянная — на повышение эффективности продукции.

Инновационная методология «Порта Футура»

51:24
  • Создание моста между требованиями рынка труда и предложением с использованием инновационной методологии.
  • Вложение в создание сети предприятий, граждан и рынка труда.
  • Учёт зависимости между потребностями на местах и подготовкой в профессии.

Поддержка профессионального развития педагогов в Великобритании

52:20
  • Создание программ, фондов, обществ и ассоциаций для поддержки инновационной деятельности педагогов.
  • Разработка систем профессиональных квалификаций педагогов.
  • Программа исследований в учении-обучении как масштабная инициатива в области образовательных исследований.

Фонд по образованию и подготовке в Великобритании

53:10
  • Национальный орган поддержки сектора профессионального обучения.
  • Более 20 тысяч членов, самая большая профессиональная организация практиков в Британии.
  • Масштабные исследования и поддержка педагогических кадров.

Требования к повышению квалификации педагогов

54:06
  • Требование ежегодно проходить 30 часов обучения для повышения профессионального мастерства.
  • Опрос показал, что учителя тратят в среднем 15 часов в год на повышение квалификации, а 60% не имеют времени на постоянное повышение квалификации.

Центр исследований в профессиональном образовании

55:11
  • Возник на базе Лондонской школы экономики для проведения исследований в профессиональном образовании.
  • Повышение эффективности профессионального образования через исследования.

Профессиональные стандарты для педагогов

56:09
  • Стандарты разработаны в 2014 году, подчёркивают важность исследовательского подхода и профессиональной этики.
  • Развитие исследовательского подхода как высшее достижение учителя-практика.
  • Рефлексия как ключевой элемент профессиональной практики.

Методические рекомендации и дорожные карты

59:06
  • Методические рекомендации облегчают освоение стандартов.
  • Дорожные карты организуют процесс подготовки, включая ссылки на научные статьи и описания эффективной практики.
  • Материалы носят международный