«Иван Петрович Павлов. Эксперименты: почти как люди». Лекция Маргариты Атрощенко

YOUTUBE · 19.11.2025 08:20

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:19
  • Маргарита Отрощенко, заведующая отделом зоологии биологического музея имени Тимирязева, рассказывает о Иване Петровиче Павлове.
  • Павлов - первый русский нобелевский лауреат, но его достижения часто искажаются.
  • Видео предлагает разобраться в его жизни и научных достижениях.

Детство и семья

1:42
  • Павлов родился в Рязани, в семье священника.
  • У него было четверо братьев и сестра, и он готовился к религиозной карьере.
  • В семье произошла трагедия: младший брат случайно убил старшего на охоте.

Образование

3:45
  • Павлов учился в Рязанском духовном училище и семинарии.
  • В 21 год он поступил в Санкт-Петербургский университет, чтобы стать физиологом.
  • Его учителем был Илья Фадеевич Цион, который был строгим и консервативным.

Карьера и конфликты

8:09
  • Павлов учился в университете и медико-хирургической академии.
  • Цион был выгнан из академии из-за конфликтов со студентами и коллегами.
  • Павлов остался без поддержки и начал работать в физиологической лаборатории при клинике Боткина.

Лаборатория и личная жизнь

11:49
  • Павлов стал заведующим физиологической лабораторией при клинике Боткина.
  • Он женился на Серафиме Васильевне Корчевской, которая помогала ему в быту.
  • Павлов защитил докторскую диссертацию, изучая нервы сердца.

Научные достижения

16:52
  • Павлов изучал систему кровообращения и регуляцию кровообращения.
  • Он открыл нерв, питающий сердце, который теперь называется "павловским нервом".
  • Павлов понял важность использования собак для экспериментов.

Методы измерения кровяного давления у собак

17:42
  • Павлов разработал метод измерения кровяного давления у собак без наркоза.
  • В то время физиология только начинала развиваться, и ученые не могли изучать живые организмы.
  • Павлов стремился изучать физиологические процессы без причинения боли животным.

Стажировка и карьера Павлова

19:31
  • Павлов дрессировал собак, чтобы они позволяли измерять давление.
  • Он стажировался в Бреслау и Лейпциге, изучая методы немецких ученых.
  • В 1890-х годах Павлов стал заведующим кафедрой фармакологии в Военно-медицинской академии.

Институт экспериментальной медицины

20:55
  • Принц Александр Петрович Ольденбургский основал институт экспериментальной медицины.
  • Павлов возглавил физиологическую лабораторию при этом институте.
  • Институт до сих пор существует и имеет музей, посвященный Павлову.

Методы работы Павлова

22:30
  • Павлов оперировал собак по-человечески, соблюдая правила асептики и антисептики.
  • Он изучал работу пищеварительной системы, проводя операции на собаках.
  • Павлов разработал операции для получения чистого желудочного сока.

Научная школа Павлова

29:15
  • Павлов организовал научную школу, где его ученики проводили исследования.
  • Он контролировал работу докторантов и помогал им публиковать результаты.
  • Павлов подготовил масштабную публикацию о работе пищеварительной системы.

Использование собак в исследованиях

32:32
  • В те времена не было специальных лабораторных животных, поэтому использовали собак.
  • Собаки были удобны для сложных операций и изучения высшей нервной деятельности.
  • Павлов изменил практику работы с лабораторными животными, требуя соблюдения мер асептики и антисептики.

Работы Павлова

33:55
  • Павлов доказал эффективность своих методов, оперируя собак с отверстием в желудке.
  • Собаки жили до десяти лет после операции.
  • Павлов был хорошим хирургом, работая быстро, несмотря на отсутствие наркоза.

Фабрика желудочного сока

35:36
  • Оперированные собаки могли давать до пол-литра желудочного сока в день.
  • Желудочный сок использовался для лечения болезней пищеварения.
  • Производство желудочного сока увеличилось с 250 флаконов в 1900 году до 15 тысяч в 1914 году.

Переход к изучению мозга

37:19
  • Павлов перешел от изучения пищеварения к изучению работы мозга.
  • Он изучал, как мозг регулирует работу организма.
  • Его теория условных рефлексов стала основой для дальнейших исследований.

Условные рефлексы

39:00
  • Павлов изучал рефлекс выделения слюны у собак.
  • Он использовал звонок и лампочку для создания условных рефлексов.
  • Условные рефлексы есть не только у собак, но и у людей.

Нобелевская премия

41:49
  • Павлов получил Нобелевскую премию за работу по пищеварению.
  • В 1904 году он был номинирован, но получил премию только в 1914 году.
  • В 1907 году он был избран действительным членом Российской академии наук.

Личная жизнь и коллекционирование

43:40
  • Павлов был страстным коллекционером, собирал бабочек, марки и живопись.
  • В его квартире в Санкт-Петербурге можно увидеть его коллекцию.
  • Он реорганизовал лабораторию, чтобы создать контролируемую среду для исследований.

Башня молчания

46:29
  • Павлов построил лабораторию с двойной звукоизоляцией и специальным фундаментом.
  • Лаборатория была построена с 1913 по 1925 год.
  • После революции лаборатория использовалась для других целей.

Отношение к революции

48:11
  • Павлов плохо принял февральскую революцию, считая её неправильной.
  • Он был патриотом и относился к революциям с осторожностью.
  • Революция для него символизировала безудержность и разрушение старого порядка.

Голод в Петербурге

50:07
  • В 1918 году в Петербурге начался голод, вызванный Первой мировой войной, революцией и гражданской войной.
  • В мае 1918 года выдавали по 50 граммов хлеба в день, электричества и канализации не было.
  • Институт экспериментальной медицины использовал территорию для огородов, чтобы выжить.

Павлов и его семья

50:55
  • Павлов видел голод вокруг себя, его Нобелевскую премию конфисковали, а средний сын умер от тифа.
  • Младший сын присоединился к белому движению и эмигрировал.
  • Павлов продолжал работать, несмотря на трудности, изучая влияние голода на собак.

Эмиграция и патриотизм

52:16
  • Павлов, несмотря на голод, продолжал работать, изучая влияние голода на условные рефлексы.
  • Он задумывался об эмиграции, но оставался патриотом и не хотел уезжать из страны.
  • Павлов надеялся на помощь друзей за границей, но не хотел оставлять лабораторию.

Советское правительство и Павлов

53:38
  • После окончания гражданской войны советское правительство осознало важность науки.
  • Павлов, как нобелевский лауреат, был важной фигурой для советской идеологии.
  • Павлов отказался от эмиграции, несмотря на предложения, и получил специальный продовольственный паек.

Научная деятельность Павлова

56:12
  • Павлов продолжал работать в молодом советском государстве, несмотря на негативное отношение к власти.
  • Он был беспристрастен в своей лаборатории, где работали как коммунисты, так и белые.
  • Павлов выпустил книгу "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных".

Институт физиологии

58:51
  • В 1925 году Павлов стал руководителем Института физиологии Академии наук СССР.
  • Институт занимался изучением физиологии больших полушарий головного мозга.
  • Павлов создал наукоград в Колтушах для работы с лабораторными животными.

Типы нервной деятельности

1:02:27
  • Павлов разработал учение о типах нервной деятельности, включая сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.
  • Его работа нашла практическое применение в дрессировке собак и других животных.
  • Павлов также работал с шимпанзе, изучая условные рефлексы на более сложном поведении.

Психиатрия и Павлов

1:06:10
  • Павлов также работал в области психиатрии, изучая поведение людей.
  • Его ученик Денисов занимался исследованиями с шимпанзе.
  • Павлов продолжал работать до конца своей жизни, несмотря на трудности и критику.

Павлов и психиатрия

1:07:15
  • Павлов изучал механизмы неврозов и психопатологических состояний.
  • Он давал рекомендации по улучшению состояния больных, включая отдых и хороший сон.
  • В то время часто лечили шоковой терапией, что не всегда было эффективно.

Опыты на детях

1:09:00
  • Павлов не проводил опыты на детях, это делал Красносельский.
  • Опыты проводились на беспризорниках, которых кормили шоколадом за выполнение заданий.
  • Современные нормы могли бы не разрешить такие работы, но в то время это было нормально.

Павлов и репрессии

1:11:24
  • Павлов заступался за ученых, писал письма Молотову против репрессий.
  • Он подружился с Бухариным, несмотря на негативное отношение к большевикам.
  • Советское правительство хотело результатов, но Павлов не мог их дать.

Физиологический конгресс

1:13:07
  • В 1935 году в СССР провели физиологический конгресс.
  • Павлов был почетным председателем и получил звание старейшины физиологов мира.
  • После конгресса Павлов умер от пневмонии, не дожив до 88 лет.

Наследие Павлова

1:16:57
  • После смерти Павлова его стали изображать как прогрессивного советского ученого.
  • Его неоднозначные отношения с религией и большевиками замяли.
  • Его работы продолжались, но в СССР физиология пошла своим путем.

Влияние Павлова

1:18:55
  • Работы Павлова продолжают использоваться в фармакологии и психиатрии.
  • Его метод условных рефлексов применяется в ветеринарии и дрессировке животных.
  • Современные методы работы с животными более гуманны, но Павлов не был садистом.