Екатерина Макарова "Библия Пискатора и "золотой век" ярославского искусства".

YOUTUBE · 19.11.2025 07:48

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:02
  • Приветствие участников образовательных семинаров.
  • Представление гостя — научного сотрудника Ярославского художественного музея Екатерины Макаровой.
  • Тема семинара: Библия Пискатора как источник вдохновения для ярославских художников XVII века.

Новые открытия в изучении ярославского искусства

1:02
  • Обсуждение новых открытий в изучении золотого века ярославского искусства XVII столетия.
  • Роль сотрудничества специалистов разных областей в исследованиях.

Библия Пискатора и её влияние

1:30
  • Влияние нидерландской гравированной Библии Пискатора на древнерусских художников.
  • Популярность Библии Пискатора в Нидерландах и её переиздания.

Экземпляры Библии Пискатора в России

3:06
  • В России выявлено 56 экземпляров Библии Пискатора.
  • Различия между экземплярами по составу и количеству страниц.
  • Ранние экземпляры, напечатанные в Нидерландах в 1639 году.

Редкие экземпляры в Ярославском музее

4:03
  • Описание редких экземпляров, хранящихся в Ярославском художественном музее.
  • Происхождение экземпляров из разных монастырей и соборов.

Использование Библии Пискатора художниками

4:54
  • Использование Библии Пискатора художниками для копирования изображений.
  • Высокая стоимость Библии Пискатора и её доступность для богатых заказчиков.

Связь с Ярославлем

6:16
  • Пять из 56 экземпляров связаны с Ярославлем.
  • Примеры владельцев: купеческая семья Лузиных и архимандрит Иосиф.

Современные исследования

7:05
  • Исследования института литературы Пушкинского дома и Третьяковской галереи.
  • Выставка и издание экземпляра 1643 года Третьяковской галереей.

Обмен художественным опытом

9:01
  • Обмен художественным опытом между западной и восточной художественными школами.
  • Влияние работ европейских мастеров на ярославское искусство.

Пример влияния Микеланджело

9:59
  • Сюжет о Великом потопе из Сикстинской капеллы Микеланджело.
  • Повторение сюжета в ярославской церкви Пророка.
  • Художественное чутье ярославских мастеров, воспроизведших гравюру точно.

Влияние европейских источников на ярославские росписи

11:58
  • Сюжет «Грехопадение» воспроизведён по гравюре из Библии Пискатора, выполненной фламандцем Криспином ван дер Броком в XVI веке.
  • Гравюра восходит к работе Рафаэля в папском дворце и гравюре Дюрера.
  • Дюрер добавил в композицию изображения зверей, символизирующих грехи и добродетели.

Влияние Рафаэля и его лоджий

13:42
  • Лоджии Рафаэля в Ватикане, расписанные в 1518–1519 годах, оказали влияние на ярославские росписи.
  • Сюжеты из лоджий были повторены в 1778 году по заказу Екатерины II и установлены в Зимнем дворце.

История Иосифа и Питер де Йод

14:36
  • Питер де Йод гравировал с рисунков Рафаэля в папских лоджиях.
  • История Иосифа была популярна в ярославских росписях на протяжении 30–50 лет.

Серия Апокалипсиса и Адриан Колер

15:36
  • Серия Апокалипсиса для Библии Пискатора выполнена голландцем Адрианом Колером.
  • Колер создал свой вариант, вдохновлённый работами Дюрера и Лукаса Кранаха.

Особенности работы древнерусских мастеров

16:36
  • Древнерусские мастера работали по образцу, точно повторяя сакральные первообразы.
  • Работа по образцу воспитывала хорошую зрительную память и умение воспроизводить детали по памяти.

Первое обращение к Библии Пискатора

18:32
  • Ярославцы первыми обратились к Библии Пискатора как образцу для росписи храмов.
  • Апокалипсис на галерее Успенского собора Кирилла Белозерского монастыря выполнен в 1650–1651 годах под руководством Севастьяна Дмитриева.

Развитие ярославской традиции

21:00
  • В 1670-е годы ярославские мастера продолжили использование гравюр Библии Пискатора.
  • Роспись на тему Апокалипсиса выполнена в церкви Воскресения Ростовского архиерейского дома.

Роспись Крестовоздвиженского собора

22:13
  • Апокалипсис занимает всю западную стену Крестовоздвиженского собора в Романово-Борисоглебске.
  • Дисциплина древнерусского мастера точно повторяет детали гравированных изображений.

Трансформация образов

23:54
  • Ярославская артель под руководством Дмитрия Семёнова и

Композиционные решения в изображении небесного Иерусалима

26:07
  • Мастер изображает недостающие стены и врата небесного Иерусалима в боковых откосах.
  • Христос Спаситель с крестом перемещается внутрь небесного Иерусалима, символизируя завершение испытаний.

Самостоятельность в использовании материалов

26:59
  • За 50 лет Библия Пискатора стала «родной» книгой для ярославских мастеров.
  • Сюжеты Ветхого Завета активно используются в росписях ярославских храмов.

Перенос ветхозаветных циклов

27:53
  • В церкви Николы Мокрого подробно представлена история Моисея.
  • Церковь Иоанна Предтечи в Толчкова полна сюжетов, воспроизводящих гравюры из Библии Пискатора.

Новый извод ветхозаветной Троицы

29:03
  • На галерее церкви Иоанна Предтечи изображён новый извод Троицы в типе гостеприимства Авраама.
  • Мастер воспроизводит голландский вариант сюжета, несмотря на наличие русских образцов.

Повторение и новые сюжеты

30:03
  • Некоторые сюжеты повторяются на протяжении почти 50 лет.
  • В 1730 году впервые появляется история пророка Иеремии.

Интерес к новозаветным сюжетам

32:52
  • Ярославцы включают эпизоды из Библии Пискатора в традиционные композиции, например, в «Рождество Христово».
  • Иосиф Владимиров переносит отдельные сцены из росписей церкви Троицы в Никитниках на икону «Рождество Христово».

Творческий подход к изображению

34:38
  • Древнерусский иконописец мастерски обходится с прямой перспективой, сохраняя диагональное построение пространства.
  • Пример: спящие волхвы изображаются в одном масштабе, без перспективной глубины.

Использование деталей из разных сюжетов

35:35
  • Один из волхвов собран из двух персонажей из разных листов Библии Пискатора.
  • Мастер демонстрирует потрясающую зрительную память и умение свободно общаться с иконографическими деталями.

Иосиф Владимиров и его икона Рождества Христова

36:35
  • Иосиф Владимиров впервые изображает волхвов как трёх царей, увенчанных коронами, следуя европейскому образцу.
  • В русской традиции волхвы изображались в пророческих шапочках, а не как цари.
  • Владимиров умело использует контекст сцены избиения младенцев.

Использование евангельских сюжетов

37:31
  • Для создания трагического образа Владимиров заимствует фигуру матери, оплакивающей сына, из сюжета о смерти сына сомитянки.
  • В древнерусском искусстве сюжеты притч Христа, такие как «Самарянка» и «Исцеление расслабленного», уже присутствовали в росписях Спасо-Преображенского собора середины XVI века.

Влияние Библии Эскатора

38:29
  • Библия Эскатора с её циклами библейских притч была воспринята с энтузиазмом и повторялась более полувека.
  • Утрата монументальных ансамблей в советское время ощущается особенно остро.
  • Алексей Сопляков в 1740-х годах использовал нидерландские гравюры.

Страстной цикл и его особенности

40:25
  • Страстной цикл стал одним из самых востребованных в евангельских циклах.
  • В иконе середины XVII века из Ярославского художественного музея представлены десять клейм страстей, восходящие к гравюрам Библии Эскатора.
  • Иосиф Владимиров комбинирует несколько гравюр в одном клейме для подробного представления истории.

Стилистические различия мастеров

42:48
  • Мастера по-разному интерпретируют один и тот же сюжет, например, «Христос перед народом».
  • Разные стилистические манеры позволяют проследить развитие художественного стиля.
  • Библия Эскатора была доступна не только элите иконописцев, но и более провинциальным мастерам.

Использование Библии Эскатора в конце XVIII века

44:40
  • Ярославские мастера Климент Мокроусов и Фёдор Крашенинников представили цикл страстей в Успенском соборе.
  • Они стилизовали цикл под барочную живопись, сохраняя стилистическое единство.
  • Библия Эскатора оставалась в репертуаре ярославских мастеров почти полтора столетия.

Введенский собор Толгского монастыря

46:29
  • Введенский собор Толгского монастыря содержит полный цикл притч, воспроизводящий гравюры Библии Эскатора.
  • Впервые в Ярославле иллюстрируется цикл деяний апостолов из Библии Эскатора на столпах и подпружных арках.
  • Молитва «Отче наш» и запо

Трансформация образа Спаса Вседержителя

48:49
  • В середине XVIII века традиционный образ Спаса Вседержителя в Ярославле трансформировался в европейский стиль, напоминающий Salvator Mundi.
  • Икона из Ярославского художественного музея демонстрирует этот новый образ с небесной сферой и крестом.
  • Образ создан на основе эпизода из апостольских деяний из Библии Пискатора.

Влияние гравюр Библии Пискатора на русскую иконопись

49:38
  • Гравюры Библии Пискатора послужили вдохновением для изображения событий русской истории, включая Куликовскую битву.
  • Военная панорама, представленная в русской иконописи, уникальна и основана на гравюрах Библии Пискатора.
  • Пример — икона с изображением Сергия Радонежского и Мамаева побоища.

Детали изображения Куликовской битвы

50:39
  • Изображение сражения на поле Куликовом между дружиной Дмитрия Донского и войсками Мамая напоминает гравюру с битвой Иисуса Навина.
  • Мастер внимательно изучил гравюры Библии Пискатора, воспроизведя детали вооружения и декора.
  • Детали включают конного воина, вооружённого мечом и копьём, и пехотинца с аналогичным креплением ручек щита.

Сакрализация русской истории через иконопись

53:06
  • Перенесение событий Куликовской битвы на иконы сакрализовало русскую историю, делая её достойной изображения.
  • Обращение к вхозаветным битвам подчёркивало связь русских героев с великими воинами Ветхого Завета.

Изображение земного шара в ярославской иконописи

54:06
  • В начале XIX века в ярославской иконописи появилось изображение земного шара, напоминающее глобус.
  • На макушке земного шара изображён Ярославский Успенский собор, а реки Волга и Которосль символизируют место основания Ярославля.
  • Изображение заимствовано из гравюр Библии Пискатора и впервые появилось в Веденском соборе Тульского монастыря.

Развитие изображения земного шара

55:36
  • В конце XVII века изображение земного шара с экватором и зодиакальным кругом появилось в ярославской церкви Ильи Пророка.
  • Топографическая особенность Ярославля, основанная на слиянии двух рек, была реализована в изображении.
  • Ярославские мастера творчески развивали идеи, заимствованные из Библии Пискатора.

Взаимодействие западной и восточной художественных школ

1:00:30
  • Ярославские мастера перерабатывали и адаптировали западные художественные идеи, создавая уникальные произведения.
  • Пример — ярославская «Жатва», которая частично повторяет рисунок Питера Брейгеля Старшего.
  • Взаимодействие западной и восточной школ

Сцена Страшного суда и западные влияния

1:03:21
  • Обсуждение сцены Страшного суда на галерее храма или пророка, где изображены немцы и другие народы.
  • Вопрос о сочетании копирования западных изданий с настороженностью к «инаковости».
  • Упоминание о более открытой природе России по сравнению с общепринятым мнением.

Идеологические аспекты и искусство

1:04:16
  • Книга происходит из протестантской среды с надписями на латыни.
  • Искусство не было ограничено идеологическими рамками.
  • В сцене Страшного суда изображены представители разных народов.

Взаимодействие с немцами в Ярославле

1:05:12
  • В Ярославле была немецкая слобода, но немцам не разрешили построить кирху.
  • Ярославцы опередили немцев в строительстве церкви Вознесения.
  • Использование нидерландской Библии указывает на менее категоричное разграничение в быту.

Западное влияние в искусстве

1:06:08
  • Итальянцы построили Московский Кремль.
  • Западноевропейские книги использовались для создания гравюр летописного свода.
  • Необходимость пересмотра представления об изоляции России.

Заказчики и мастера

1:07:11
  • Заказчики также принимали западные художественные образцы.
  • Пример использования библиофикатора для росписи монастырского собора.
  • Роль просвещенного игумена Гордиана в процветании обители.

Первые заимствования в XVII веке

1:09:08
  • Работа ярославского знаменщика Севастьяна Дмитриева в 1650–1651 годах.
  • Роспись галереи Успенского собора Кирилла Белозерского монастыря.
  • Влияние византийских программ на ярославские росписи.

Византийские программы и столичный уровень

1:10:58
  • Византийские программы были знакомы ярославским мастерам.
  • Регулярные работы в Московском Кремле.
  • Трансформация византийских программ под влиянием местных традиций.

Публикация доклада

1:12:28
  • Доклад не опубликован, представлен в художественном музее.
  • Возможность будущих публикаций на основе доклада.

Вопрос о церкви Троицы в Никитниках

1:13:24
  • Обсуждение новых данных о памятнике и роли Симона Ушакова.
  • Упоминание о мнении Ирины Бусевой-Давыдовой о возможном участии Иосифа Владимирова в росписи церкви.
  • Подчёркивание важности статуса Симона Ушакова и его отношений с Иосифом Владимировым.

Работы Евгении Воронцовой и Ольги Кузнецовой

1:14:52
  • Евгения Воронцова изучала Куликовскую битву в контексте гравюр Библиопискатора.
  • Доклад Воронцовой будет опубликован в марте в сборнике материалов.
  • Ольга Кузнецова занималась атрибуцией ярославских икон, но точные данные о публикациях отсутствуют.

Публикации фресок

1:16:16
  • Отсутствие новых публикаций фресок памятников, таких как собор Толковского монастыря и Троицкий собор Ипатьевского монастыря.
  • Упоминание книги Елены Шумилиной о Введенском соборе Толковского монастыря.
  • Ограниченный тираж и сложность приобретения некоторых изданий.

Взаимодействие с аудиторией

1:18:05
  • Благодарность организаторам и участникам за интерес к теме.
  • Обсуждение важности осознания себя частью мировой культуры.
  • Призыв к продолжению встреч.

Вопросы о публикации исследований

1:20:00
  • Вопрос о публикации исследования по храму Ильи Пророка.
  • Отсутствие планов по изданию большого альбома.
  • Передача пожелания коллегам из музея-заповедника.

История Библии Пескатора

1:21:36
  • Информация об экземпляре Библии Пескатора, принадлежавшем ярославским купцам Лузиным.
  • Передача книги в библиотеку Спаса Преображенского монастыря в 1729 году.
  • Текущее местонахождение книги в РГБ.

Семья Лузиных и Библия Пискатора

1:22:35
  • Семья Лузиных была просвещенной и торговала книгами.
  • Они могли иметь доступ к редким экземплярам Библии Пискатора.
  • Гравюры из Библии Пискатора использовались для росписи церкви Николы Мокрого.

Владельцы Библии Пискатора

1:23:29
  • Библия Пискатора была доступна не только образованному священству и аристократии, но и состоятельным посадским людям.

Вдохновение европейских художников

1:24:03
  • Голландские художники, такие как ван Херпскерк и Питер ван дер Брок, работали в Италии по приглашениям аристократических семей.
  • Они возвращались с набросками и рисунками, которые затем переводились в гравюры.

Исследования Андрея Викторовича Гамлетцкого

1:25:31
  • Андрей Викторович Гамлетцкий консультировал по поводу экземпляра Библии Пискатора и помог включить его в каталог Третьяковской галереи.
  • Он разъяснил ценность более ранних изданий Библии Пискатора.

Сюжеты Библии Пискатора в ярославских храмах

1:27:18
  • В церкви Благовещения присутствуют сюжеты из Библии Пискатора: символ веры, деяния апостольских, ветхозаветная история.
  • Роспись выполнена Фёдором Фёдоровым и Фёдором Игнатьевым в 1708–1709 годах.

Последние памятники, вдохновлённые Библией Пискатора

1:29:28
  • Последние иконы, вдохновлённые Библией Пискатора, выполнены для Ярославского Успенского собора в 1796 и 1803 годах.
  • Ярославская артель Ивана и Афанасия Шустовых использовала Библию Пискатора до конца XVIII века, адаптируя её в барочном и классицистическом стилях.

Реставрация Крестовоздвиженского собора в Тутаеве

1:30:24
  • Вопрос о реставрации Крестовоздвиженского собора в Тутаеве остаётся открытым.

Перспективы реставрации собора

1:31:21
  • Много любителей и друзей собора, но серьёзных подвижек нет.
  • Работы притормозились из-за изоляции.
  • Конкретных мероприятий пока не известно.

Реставрация храма Николая Мокрого

1:32:07
  • Реставрационные работы продолжаются, но не могут завершиться.
  • Прихожане активно участвуют в совещаниях, но положительного результата нет.
  • Роспись храма спасена от угрозы уничтожения.

Принципы реставрации в советское время

1:33:06
  • В советское время реставрация зависела от принадлежности храма учреждению.
  • Некоторые храмы, такие как Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, остались без внимания.
  • Музей-заповедник контролирует только пять церквей.

Реставрация в Ярославле

1:36:48
  • В 60–80-е годы существовала специализированная мастерская по реставрации ярославских росписей.
  • Мастерская выполняла консервационные работы, но не полную расчистку росписей.
  • Сейчас реставрационные работы проводятся эпизодически и несистемно.

Угроза потери росписей

1:39:11
  • Памятники требуют постоянного внимания и ухода.
  • Вопрос о списке росписей под угрозой остаётся открытым.
  • Завершена реставрация церкви Петра и Павла и церкви Спаса на Городу.

Призыв к дальнейшему обсуждению

1:41:27
  • Предлагается пригласить специалистов из реставрационного отдела для обсуждения проблем реставрации.
  • Благодарность участникам и призыв следить за анонсами встреч.
  • Запись встречи будет выложена на YouTube.