Екатерина Великая. Между свободой и рабством.

YOUTUBE · 19.11.2025 06:45

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Приветствие от Тамары Дельман.
  • Тема урока: Екатерина II Великая.
  • Благодарность спонсорам.

Алексей Константинович Толстой и его взгляд на историю

0:32
  • Толстой написал стихотворную «Историю государства российского».
  • Основная идея: отсутствие порядка в России на протяжении всей истории.
  • Противоречивость правления Екатерины II.

Противоречия в правлении Екатерины II

1:29
  • Вольтер и Дидро советовали Екатерине дать свободу народу.
  • Введение крепостного права в украинских землях.
  • Споры о правлении Екатерины II актуальны и сегодня.

Происхождение и юность Екатерины II

3:26
  • Екатерина родилась в 1729 году в Штеттине.
  • Её отец был чиновником на службе у Фридриха Прусского.
  • В 1744 году она приехала в Россию.

Жизнь при дворе Елизаветы Петровны

5:23
  • Екатерина столкнулась с интригами при дворе.
  • Пережила болезнь и высылку матери.
  • Стала женой Петра Фёдоровича.

Отношения с мужем и политические амбиции

7:15
  • Сложные отношения с Петром Фёдоровичем.
  • Пётр Фёдорович описывался как грубый и неспособный к власти.
  • Екатерина готовила себя к роли императрицы.

Сомнения в отцовстве Павла

10:10
  • Екатерина подозревала, что Павел не был сыном Петра Фёдоровича.
  • Версия о романе с Сергеем Салтыковым.
  • Возможные мотивы Екатерины для отстранения Павла от престола.

Правление Петра Фёдоровича

12:07
  • Пётр Фёдорович стал императором в конце 1761 года.
  • Заключил мир с Фридрихом II, что возмутило гвардию и общество.
  • Не получил нормального образования и был приучен к пьянству.

Манифест о вольности дворянской

13:01
  • Пётр III издал манифест, по которому дворяне получили возможность не служить и жить в поместьях или за границей.
  • Это завершило процесс предоставления дворянам всё больших привилегий после смерти Петра I.
  • Манифест узаконил частное пространство для дворян, что способствовало развитию понятия дворянской чести.

Упразднение тайной канцелярии и секуляризация церковных земель

15:49
  • Пётр III упразднил тайную канцелярию, которая при Елизавете вызывала всеобщий трепет.
  • Он подписал закон о секуляризации церковных земель, что дало Екатерине козырь в её борьбе за власть.
  • Екатерина сначала отменила указ Петра, но позже сама провела секуляризацию, облегчив положение крестьян.

Переворот и арест Петра III

19:39
  • Екатерина призвала гвардейских офицеров спасти её от Петра III, который довёл её до слёз и публично появлялся с Елизаветой Воронцовой.
  • Пётр был арестован и отправлен в Ропшу под Петербургом.
  • Елизавета Воронцова умоляла разрешить ей разделить заточение с Петром, но ей отказали.

Смерть Петра III и её последствия

22:28
  • Алексей Орлов сообщил Екатерине о смерти Петра III, но обстоятельства его смерти остаются неясными.
  • Записка Орлова могла быть написана задним числом для обеления Екатерины.

Начало правления Екатерины II

23:27
  • Екатерина стала единовластной владычицей России, но была неуверенна в своей власти.
  • Она постепенно охладела к своим друзьям, которые помогли ей прийти к власти, включая Дашкову и Панина.
  • Панин мечтал об ограничении самодержавия, возможно, вдохновляясь примером Швеции.

Отношения Екатерины с друзьями

24:20
  • Екатерина сохранила верность братьям Орловым, особенно Алексею.
  • Дашкова и Панин, сыгравшие большую роль в заговоре, постепенно отошли на второй план.
  • Панин, будучи воспитателем наследника, мечтал об ограничении самодержавия, но его мечты не сбылись.

Ограничение власти в Швеции и предложения Панина

26:12
  • После смерти Карла XII его сестра правила Швецией, но отреклась от престола под давлением аристократии.
  • В Швеции в XVIII веке абсолютная власть короля была ограничена.
  • Панин предложил Екатерине создать государственный совет из аристократов для ограничения её власти, но она отвергла этот проект.

Реформы Сената и надежды на Павла

27:05
  • Панин предложил реформу Сената, разделив его на шесть департаментов.
  • Екатерина приняла реформу, но отказалась от ограничений власти.
  • Панин возлагал надежды на Павла, который ещё был маленьким мальчиком.

Пример Марии Терезии

27:59
  • Мария Терезия стала императрицей Австрии, несмотря на то что по древним законам престол передавался по мужской линии.
  • Её отец изменил законы, чтобы она могла стать императрицей.
  • После смерти мужа Мария Терезия сделала своего сына Иосифа соправителем.

Идеи Просвещения и Екатерина

30:52
  • Екатерина изучала идеи философов Просвещения, таких как Монтескье, Вольтер, Локк и Руссо.
  • Просветители разработали теорию общественного договора и идею разделения властей.
  • Екатерина понимала необходимость реформ, но не хотела ограничивать свою власть.

Уложенная комиссия и Наказ

33:07
  • Екатерина собрала Уложенную комиссию для составления нового свода законов.
  • Она написала Наказ, в котором утверждала, что власть в России должна быть самодержавной, но все должны подчиняться закону.
  • Уложенная комиссия оказалась неработоспособной, и Екатерина распустила её.

Законы о крестьянах и Вольное экономическое общество

35:06
  • Екатерина издала законы, разрешающие помещикам ссылать крестьян на каторгу.
  • Крестьянам запретили жаловаться на помещиков.
  • В 1765 году Екатерина учредила Вольное экономическое общество, которое устроило конкурс на тему прав крестьян.

Конкурс и его результаты

37:03
  • Тема конкурса была: «Что полезнее для общества — чтобы крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение?»
  • Большинство работ пришло из-за границы, из России — всего несколько.
  • Первую премию получил француз Бере де ля Бей, который предложил освобождать крестьян постепенно, так как они не готовы к свободе.

Лицемерие Екатерины

38:03
  • Екатерина могла использовать идеи Бере де ля Бея как оправдание для постепенных реформ.
  • Вопрос о том

Образование и воспитание при Екатерине II

39:03
  • Екатерина II начала реформы с образования дворян, а не крестьян.
  • Иван Иванович Бецкой создавал образовательные учреждения, включая Смольный институт благородных девиц.
  • Смольный институт готовил девушек к роли матерей и жён, но также развивал их духовные качества.

Идеи Руссо и воспитание

40:03
  • Екатерина вдохновлялась идеями Руссо о воспитании души, а не только получении знаний.
  • Девушек забирали из семей для воспитания в новых принципах.
  • Создавались Академия художеств и Воспитательный дом.

Реформы образования

41:00
  • Вводились двухклассные училища в уездных городах и четырёхклассные — в губернских.
  • Екатерина лично вникала в процесс реформ и писала инструкции и пособия.

Визит Дидро

41:55
  • В 1773 году к Екатерине приехал Дени Дидро, который выступал за всеобщее бесплатное образование.
  • Дидро уехал недовольным, несмотря на покупку его библиотеки Екатериной.

Восстание Пугачёва

43:53
  • После отъезда Дидро вспыхнуло восстание Пугачёва, которое было жестоко подавлено.
  • Екатерина считала, что крестьяне не готовы к свободе.

Экономическая политика

45:48
  • Екатерина способствовала развитию торговли, промышленности и банков.
  • Поддерживала буржуазию и третье сословие.

Губернская реформа

47:47
  • Проведена губернская реформа, увеличившая количество губерний.
  • Попытка сделать суд независимым от местных властей.
  • Создание выборных должностей для дворян.

Жалованные грамоты

48:43
  • Дарована жалованная грамота дворянам, запрещающая телесные наказания.
  • Горожане получили льготы и возможность выбирать в органы самоуправления.
  • Вопрос о жалованной грамоте крестьянам остался нерешённым.

Внешняя политика

50:33
  • Екатерина проводила успешную внешнюю политику, увеличивая «кредит доверия».
  • Участие в разделах Польши, несмотря на первоначальные намерения избежать этого.
  • Подавление восстания в Польше в 1795 году.

Войны с Турцией и присоединение Крыма

51:33
  • Польша исчезает с карты Европы.
  • Россия выходит к Чёрному морю после двух войн с Турцией.
  • Екатерина ставит своего ставленника на престол Крымского ханства, но он оказывается непопулярен.
  • В 1783 году Крым присоединяется к России.

Вторая война с Турцией и популярность Екатерины

52:31
  • Вторая война с Турцией приводит к большим жертвам, но Россия побеждает.
  • Россия укрепляется на Чёрном море, получает право держать флот и ряд территорий.
  • Екатерина становится невероятно популярной.

Внешнеполитические проекты Екатерины

53:23
  • Екатерина вынашивает идею воссоздания православного государства на Босфоре.
  • Греческий проект, разработанный Безбородко и развитый Екатериной и Потёмкиным.
  • Идея о православном правителе на Босфоре.

Путешествие Екатерины по Новороссии и Крыму

54:21
  • В 1787 году Екатерина совершает путешествие по Новороссии и Крыму.
  • Потемкин сравнивает свою деятельность с деятельностью Петра I.
  • Апофеозом путешествия становится вид на Черноморский флот в Севастополе.

Реакция Екатерины на французскую революцию

56:21
  • Екатерина испытывает ужас перед французской революцией.
  • Боится, что масоны могут повлиять на наследника престола.
  • Арест Новикова и Радищева.

Оценка Екатерины Пушкиным

59:19
  • Пушкин критикует Екатерину за деспотизм и ошибки в управлении.
  • Главное достижение Екатерины — разделы Польши.
  • Современные историки оценивают Екатерину по-разному.

Современные интерпретации личности Екатерины

1:02:15
  • После 2014 года снято несколько сериалов о Екатерине.
  • Большинство сериалов фокусируются на присоединении Крыма.
  • Вопрос о свободе и подготовке к ней остаётся открытым.