Как решать уравнение с модулем Уравнение с модулями как решать Как раскрыть модуль в уравнении

YOUTUBE · 19.11.2025 06:14

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Начало цикла занятий по решению уравнений.
  • Тема занятия: уравнения с модулем.

Определение уравнения с модулем

0:11
  • Уравнение с модулем содержит модуль с переменной внутри.
  • Пример: уравнение без модуля с x в первой степени является линейным.

Категории уравнений с модулем

1:05
  • Один отдельный модуль.
  • Вложенные модули.
  • Два или более не вложенных модуля.

Решение уравнения с одним модулем

2:05
  • Два способа решения: подписать + или - к правой части и раскрыть модуль по формуле.
  • Пример решения: x - 5 = |x - 5| + 8.

Первый способ решения

3:04
  • Запись уравнения с + и - знаками.
  • Решение двух линейных уравнений: x = 13 и x = -3.

Второй способ решения

3:54
  • Раскрытие модуля по формуле с ограничениями: x - 5 > 0 и x - 5 < 0.
  • Проверка корней на соответствие ограничениям.

Второй пример

7:06
  • Уравнение с модулем: |3x - 1| + x = 7.
  • Первый способ: выразить модуль, подписать + или - к правой части, решить линейные уравнения.
  • Второй способ: раскрыть модуль по формуле с ограничениями, проверить корни на соответствие ограничениям.

Итоги решения второго примера

11:19
  • Оба способа решения рассмотрены.
  • Первый способ легче, но второй универсальнее.
  • Второй способ подходит для неравенств с модулями.

Решение третьего уравнения с модулями

12:12
  • Уравнение содержит модули, которые всегда положительны или равны нулю.
  • Убираем модули и подписываем «плюс-минус» к правой части, беря её в скобки.
  • Записываем уравнение дважды: с плюсом и с минусом.

Преобразование и решение квадратных уравнений

13:10
  • Переписываем левую часть без изменений, а правую часть — со знаком плюс или минус.
  • В обоих случаях получаем квадратные уравнения.
  • Переносим все слагаемые влево, считаем подобные слагаемые.
  • Решаем квадратное уравнение через дискриминант, который оказывается меньше нуля, поэтому корней нет.

Проверка условий и запись ответа

14:11
  • Проверяем условие: правая часть должна быть больше или равна нулю.
  • Так как в правой части стоит модуль, который уже больше или равен нулю, это условие не учитывается.
  • Записываем найденный корень два в ответ.

Решение четвёртого уравнения с модулем

14:43
  • Уравнение содержит один модуль, который можно раскрыть двумя способами: подписать «плюс-минус» или раскрыть модуль по формуле.
  • Выражаем модуль, оставляя его в левой части, а остальное переносим в правую.
  • Решаем квадратное неравенство, так как правая часть должна быть больше или равна нулю, но это сложно.

Раскрытие модуля по формуле

15:42
  • Раскрываем модуль по знаку плюс и по знаку минус, записывая ограничения.
  • В первом случае подмодульное выражение должно быть больше или равно нулю, во втором — меньше нуля.
  • Находим ограничения: в первом случае x больше или равно 4, во втором — x меньше 4.

Решение квадратных уравнений и проверка корней

16:42
  • Убираем модуль и переписываем выражение.
  • В первом случае получаем квадратные уравнения, корни которых находим по теореме Виета: x1 = 4, x2 = 1.
  • Проверяем корни на соответствие ограничениям: 4 подходит, 1 не подходит.
  • Во втором случае корни также находим по теореме Виета: x1 = 4, x2 = 3.
  • Проверяем корни на соответствие ограничению: 3 подходит, 4 не подходит.

Запись ответа для четвёртого уравнения

17:43
  • Из четырёх найденных корней подходят только два: 3 и 4.
  • Записываем только эти корни в ответ.

Решение пятого уравнения с модулем

18:22
  • Уравнение содержит модуль, который можно раскрыть двумя способами: подписать плюс-минус к правой части или использовать формулу раскрытия модуля.
  • Первый способ нецелесообразен из-за сложности выражения модуля.
  • Раскрываем модуль по формуле, записывая ограничения: при раскрытии по знаку плюс подмодульное выражение должно быть больше или равно нулю, при раскрытии по знаку минус — меньше нуля.

Применение ограничений и раскрытие модуля

19:19
  • Записываем ограничения: при раскрытии по знаку плюс x - 2 ≥ 0, при раскрытии по знаку минус x - 2 < 0.
  • Решаем ограничения: x ≥ 2 и x < 2.
  • В первой ветви решения убираем модуль и переписываем выражение.
  • Во второй ветви убираем модуль, подписываем внешний минус и берём подмодульное выражение в скобки.

Приведение к общему знаменателю

20:01
  • Переносим правую часть уравнения влево и приводим к общему знаменателю 2x + 1.
  • Домножаем первую дробь на 1, вторую — на 2x + 1.
  • Получаем уравнение вида: дробь равна нулю, числитель равен нулю, знаменатель не равен нулю.

Нахождение корней и проверка ограничений

21:47
  • Находим корень: x = 0.
  • Проверяем, подходит ли корень под ограничения: 0 ≥ 2, но не подходит.
  • Во второй ветви находим корень: x = -4.
  • Проверяем, подходит ли корень под ограничения: -4 < 2, подходит.
  • Записываем корень -4 в ответ.

Решение шестого уравнения с вложенными модулями

22:46
  • Раскрываем внешний модуль, подписывая плюс-минус к правой части.
  • Раскрываем внутренний модуль, записывая ограничения: x² - x ≥ 0 и x² - x < 0.
  • Решаем квадратные уравнения: x² - x = 2 и x² - x = -2.
  • Находим корни: x = 2 и x = -1.
  • Решаем неполное квадратное уравнение: x² - x = 0, находим корни: x = 0 и x = 1.

Решение седьмого уравнения с двумя модулями

28:24
  • Приравниваем к нулю оба подмодульных выражения: x + 1 = 0 и 5 - x = 0.
  • Находим корни: x = -1 и x = 5.

Решение уравнения на промежутках

31:18
  • Разбиваем уравнение на три промежутка: от −∞ до −1, от −1 до 5 и от 5 до +∞.
  • На первом промежутке раскрываем модули: первый модуль со знаком −, второй модуль без изменений. Получаем линейное уравнение: x + 1 + 5 - x = 2.
  • Находим корень x = 1, но он не подходит для первого промежутка.

Второй промежуток

32:15
  • На втором промежутке раскрываем модули со знаками +.
  • Получаем уравнение: x + 1 + 5 - x = 2, которое неверно.
  • Второй промежуток не даёт корней.

Третий промежуток

33:15
  • На третьем промежутке раскрываем модули: первый модуль со знаком +, второй со знаком −.
  • Получаем линейное уравнение: x + 1 - 5 + x = 2.
  • Находим корень x = 3, но он не подходит для третьего промежутка.

Итог решения седьмого уравнения

34:12
  • Ни один из трёх промежутков не дал корней.
  • Ответ: корней нет.

Решение восьмого уравнения

34:45
  • Уравнение содержит три модуля, используем ось с интервалами.
  • Приравниваем подмодульные выражения к нулю: x - 2 = 0, x - 3 = 0, 2x - 8 = 0.
  • Находим корни: x = 2, x = 3, x = 4.

Расстановка знаков на оси

35:38
  • Рисуем ось с интервалами и расставляем знаки.
  • Пронумеровываем промежутки: от −∞ до 2, от 2 до 3, от 3 до 4, от 4 до +∞.

Решение на первом промежутке

37:35
  • Раскрываем модули со знаками −.
  • Получаем линейное уравнение: -4x = -4.
  • Корень x = 1 подходит для первого промежутка.

Решение на втором промежутке

39:07
  • Раскрываем модули со знаками + и −.
  • Получаем линейное уравнение: -2x = 0.
  • Корень x = 0 не подходит для второго промежутка.

Решение на третьем промежутке

40:07
  • Раскрываем модули со знаками +

Введение в решение уравнения с модулем

45:28
  • Уравнение содержит модуль с переменной x.
  • Первый способ решения: раскрытие модуля по формуле.
  • Второй способ: замена модуля на x + 1.

Раскрытие модуля и ограничения

46:28
  • Раскрываем модуль по знаку плюс и минус.
  • Ограничения на x: x + 1 ≥ 0 и x + 1 < 0.
  • Выражаем x: x ≥ -1 и x < -1.

Решение квадратных уравнений

47:26
  • Делаем замену x + 1 = t.
  • Решаем квадратное уравнение относительно t.
  • Корень t = 1.

Возвращение к переменной x

48:25
  • Выражаем x из замены: x = 0.
  • Проверяем ограничение: 0 ≥ -1.

Решение второй ветви уравнения

49:25
  • Раскрываем скобки и решаем квадратное уравнение.
  • Применяем формулу сокращённого умножения.
  • Корень x = -2.
  • Проверяем ограничение: -2 < -1.

Второй способ решения

50:46
  • Делаем замену модуля на x + 1 = t.
  • Решаем квадратное уравнение относительно t.
  • Корень t = 1.
  • Возвращаемся к переменной x: x = 0 и x = -2.

Заключение

53:07
  • Оба способа решения рассмотрены.
  • Примеры решены, предлагается решить аналогичные уравнения.
  • Анонс следующего разбора: показательные уравнения.