Русская литература. 11 класс. Серебряный век русской литературы. Модернизм

YOUTUBE · 19.11.2025 05:13

Ключевые темы и таймкоды

Введение в Серебряный век русской литературы

0:11
  • Обсуждение модернизма и основных литературных течений начала XX века.
  • Цель урока: научиться определять литературные направления Серебряного века и давать комментарии по содержанию художественных произведений.

Поэзия Серебряного века

1:02
  • Поэзия Серебряного века формируется на стыке XIX и XX веков, в период грандиозных перемен и потрясений.
  • Модернизм включает символистов, акмеистов, футуристов и имажинистов.

Символизм

1:45
  • Символизм характеризуется использованием символов и недосказанности.
  • Пример: стихотворение Александра Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека".
  • Символисты стремились постичь мир через символы, используя недосказанности и намеки.

Акмеизм

5:17
  • Акмеизм отличается ясностью и физиологичностью.
  • Пример: стихотворение Анны Ахматовой, подчеркивающее жесты, движения и визуальные детали.
  • Акмеисты стремились заново создать ценность жизни через оптимизм и внимание к бытовым мелочам.

Имажинизм

7:56
  • Имажинизм пропагандирует победу образа над реальностью.
  • Пример: стихотворение Сергея Есенина, подчеркивающее важность метафор и деревенской реальности.
  • Имажинисты использовали яркие эпитеты и необычные метафоры для создания особого колорита.

Футуризм

10:08
  • Футуризм отрицает прошлое и стремится к созданию нового искусства.
  • Пример: манифест Владимира Маяковского и стихотворение Игоря Северянина, использующие эпатажную лексику и снижение высоких образов.
  • Футуристы использовали снижение высокого образа и низовую лексику для эпатажа публики.

Практическое задание

13:20
  • Задание: определить литературное направление по стихотворению.
  • Пример: стихотворение Анны Ахматовой, относящееся к акмеизму.
  • Задание: определить литературное направление по отрывку стихотворения.

Символизм в литературе

15:12
  • Александр Блок использовал воображение и многозначные символы в своих произведениях.
  • Образ прекрасной дамы, появляющейся из тумана, окутан загадкой.
  • Духи вокруг нее также являются чем-то необычным.
  • Это направление символизма, одно из четырех литературных направлений начала XX века.
  • Учитель завершает урок, предлагая ученикам выбрать направление по душе.